Святой мученицы Агафии
На западе особенно чтится память св. Агафии. Существует обширная история мощей ее в Риме, Константинополе, Италии, Бельгии, Германии и о многочисленных чудесах ее. В России, особенно в Северо-Западной части ее, св. мученица Агафия почитается в народе защитницею от вреда огненного.
Св. Агафия, дочь знатных и богатых родителей, жила в Сицилии во 2-й четверти III-го века. С молодых лет преобладала в ней любовь и преданность к Богу. Когда наступило гонение Декия (251 г.), то она стала готовиться к мученичеству. Действительно, христианское исповедание богатой гражданки не замедлило послужить поводом к преследованию ее правителем области Квинтианом.
Сначала, пораженный ее красотою, он пожелал, не прибегая к угрозам и истязаниям, употребить все способы к отвлечению ее от христианской веры. Думая, что жизнь в роскоши, состоящая из одних удовольствий, увлечет ее и рассеет в сердце ее привязанность к христианской религии, он поместил ее в дом к одной богатой язычнице, которая проводила веселую жизнь с своими пятью дочерями. Эта язычница, Афродисия, исполнила поручение правителя и всеми средствами развлекала Агафию, доставляла ей всевозможные удовольствия. Но, окруженная веселием, Агафия тяготилась им; нисколько не утешало ее то, чего так жадно ищет большинство, готовое забыть в чаду веселия серьезные и существенные вопросы и заботы души. О принесении же жертвы богам совершенно бесплодно убеждала и уговаривала язычница христианку.
«Легче смягчить камень, нежели отвлечь Агафию от ее Бога», – передала наконец Афродисия Квинтиану заключение свое об Агафии, – «напрасно старалась я прельстить ее роскошными одеждами, жемчугами, драгоценными каменьями: она все это презирает».
Тогда Квинтиан сам попытался убедить Агафию.
Почему, – спросил он ее, – ты, девушка богатая и благородного происхождения, носишь всегда бедную одежду?
Потому что я раба Христова, – отвечала Агафия.
– Почему ты считаешь себя рабою?
Потому что наша свобода и благородство состоят только в том, чтобы быть рабами Христа.
– Однако и мы свободны, хотя и не служим вашему Христу.
Нет, вы – также рабы, рабы греха и поклонники бесчувственных идолов.
Если ты станешь хулить наших богов, то я велю предать тебя мучениям. Но скажи, почему ты отвергаешь богов?
Потому что они не боги, – отвечала Агафия и стала доказывать всю ложность и нелепость язычества.
Квинтиан приказал подвергнуть ее мучениям; на ночь была она отведена в темницу; на другой день, видя ее непреклонность, снова начали истязать ее.
Радуюсь этим мукам, – говорила Агафия; как пшеница не может попасть в житницу иначе, как очищенною от плевел, так нельзя душе моей войти в рай, прежде чем не очищусь страданием.
Когда после того железными клещами начали терзать грудь мученицы и отрезали у нее сосцы, то она воскликнула:
– Бесчеловечный мучитель! ты не стыдишься отрезать сосцы, которыми ты сам питался у матери твоей...
Но разве мог быть предел жестокости в сердце ослепленного, закоренелого язычника...
После мучений в продолжение дня снова отвели Агафию на ночь в темницу. Здесь посетил ее Господь чудным утешением: св. апостол Петр явился ей и исцелил ее. Свет непостижимый наполнил темницу, стража в ужасе разбежалась. Агафия могла скрыться из темницы в это время, но не захотела уклониться от мученического подвига, пожелала «потерпеть до конца», и не захотела также навлечь ответственности» на стражу.
На пятый день после того возобновились ее истязания. Для нее придумали новый способ мучительства: насыпали на землю горячих угольев и раскаленных черепиц, и израненную уже положили на них святую... В это время произошло землетрясение... Граждане города Катании, где происходили мучения Агафии, видя в этом кару небесную, в ужасе приступили к правителю, требуя, чтобы он отпустил мученицу... Опасаясь народного волнения, Квинтиан приказал снова отвести Агафию в темницу. Там душа ее вознеслась к Богу пламенною молитвою: – Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня пострадать за имя Твое и даровал мне силу и терпение! Услыши меня в этот час и призови меня к Себе! – И с этими словами скончалась претерпевшая «сосцев отрезание, и огня опаление, и строгание телесе»... (Стих.). Граждане Катанские предали погребению тело ее. Слава о мученичестве Агафии разнеслась по всей стране; вскоре была выстроена церковь на ее гробнице, и бедная одежда ее, которую она обыкновенно носила, была положена на ее гробе в память об ее смирении. Господь разнообразно прославил верную Свою рабу.
Скоро гнев Божий постиг Квинтиана, который, желая воспользоваться имуществом скончавшейся Агафии, отправился в Палермо, на ее родину, но при одной переправе он был сброшен в реку взбесившимися лошадьми и утонул. После этого никто больше не посмел потревожить родственников св. Агафии.
В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ г. Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафии с гроба ее и держали ее против огненного потока... и бедствие миновало город. Это событие послужило основанием и на Руси чрез десятки столетий распространившемуся верованию, что Бог молитвами Своей праведницы избавляет людей от бедствия огня...
Жизнь св. Агафии – одна из тех, где страдание является побежденным силою веры и молитвы. Какая глубина страдания! и какая сила молитвы, давшей терпение все перенести!
Страдания в мире остались те же, хотя и не в виде насильственных физических пыток, но – усложненные, изощренные, тягчайшие – нравственные, не говоря уже о неизбежных всегда болезнях. Но сила веры и молитвы для борьбы с страданием – та ли? И где она?
Во всяком случае – не та теперь сила, что воодушевляла первобытных христиан. А потому и победа теперь не там, где была прежде, не на стороне молитвы, а на стороне страдания. Страдание побеждает теперь и клонит перед собою душевные силы... Самоубийства, в которых нагляднее всего выражается факт отступления человека перед страданием, сделались почти обычным явлением... Нет молитвы, нет и силы пребывать лицом к лицу с страданиями. которыми вольно или невольно наполнена жизнь человека... И вот, он ищет исхода в произвольной смерти... и по меньшей мере – исхода в неправильном образе действий ради избежания бедности, напр., разных лишений и других тягостей жизни...
И там смерть, и тут – смерть, но какая! Мученик умирает победоносцем, самоубийца умирает побежденным, подавленным, не вынесшим страдания... Непроходимая бездна отделяет страдальца верующего, молящегося от страдальца, не, вооруженного щитом веры и молитвы, все преодолевающим...
Господи! дай миру только силу молитвы! – и тогда падет вся сила искушений, вся гибель неразумия, вся опасность слабости в борьбе с окружающим отвсюду злом, с внешними и внутренними врагами... Молитва с верою побеждают все.