Святого священномученика Василия, епископа Амасийского
Ликиний, управлявший Восточной Римской Империей то время, как Константин был властителем на Западе, соблюдал мир с своим соправителем в первое время по разделении империи; он даже из угождения Константину, покровителю христиан, также издал несколько указов в их пользу, но, утвердившись в своей власти, он открыто стал на стороне язычников и преследовал христиан в областях, находившихся под его управлением.
В это время много женщин христианок сделались жертвами его беспутного права. Между прочими обратил он своё внимание на одну молодую девушку – христианку, по имени – Глафиру, находившуюся при дворе его супруги – Констанции. Он поручил одному царедворцу передать Глафире, что она так дорога ему, что он желает жениться на ней и готов удалить свою супругу Констанцию...
Оскорблённая и испуганная таким предложением чистая христианка поспешила сообщить о нём Констанции и просила защитить её от незаконных замыслов Ликиния. Чтобы спасти молодую девушку от преследований Ликиния, Констанция распустила слух, что Глафира заболела и умерла, между тем, тайно удалила её из Никомидии. Переодетая в мужское платье, сопровождаемая верными служителями, Глафира, после продолжительного путешествия, прибыла в Понтийский город Амасию. Этот город так понравился ей, что она пожелала остаться в нём. Случайно познакомились она и её спутники с здешним жителем – христианином Квинтием, который, узнав, что они–христиане, предложил им помещение у себя в доме, познакомил их с другими христианами, бывшими в городе, и с самим епископом Василием, всеми уважаемым за его святую жизнь. Когда Глафира рассказала ему о причине, заставившей её уехать из Никомидии, то епископ посоветовал ей избегать всякого знакомства, опасаясь, что если какой-нибудь неосторожный разговор подаст повод догадываться и узнать, кто она, то ни ей самой, ни другим христианам в городе не избежать будет преследований.
Не смотря однако же на это предупреждение и разные предосторожности, опасения епископа оправдались. – В это время был он занят постройкой первой христианской церкви в Амасии. Глафира отнеслась к этому делу с полным сочувствием, пожертвовала на храм все богатые подарки, которыми наделила её Констанция, расставаясь с ней, и сверх того отправила к Констанции письмо, в котором, извещая, где и как она устроилась, просила её доставить средства для окончания строящейся церкви. Констанция сочувственно отозвалась на это письмо, прислала щедрые дары в церковь и при этом сама написала Василию, прося его не оставлять своим покровительством Глафиру...
Переписка эта была открыта при дворе Ликиния, и когда ему было донесено о ней, то он приказал немедленно привести в Никомидию Глафиру и епископа Василия. Но случилось так, что, прежде чем дошло его повеление до Амасии, Глафира скончалась. Василия же в оковах повезли в Никомидию; за ним последовали туда преданные ему клирики: Парфений и Феотим. По прибытии в Никомидию, Василий был немедленно заключён в темницу, а клирики его поселились по близости от неё, в доме одного христианина, по имени Ельпидифора. Этот благочестивый человек успел с помощью денег уговорить тюремного сторожа допускать его и клириков во всякое время к Василию, и таким образом, беспрепятственно проводя вместе дни и ночи, эти люди укреплялись и услаждались беседой и молитвой.
Накануне того дня, когда епископ должен был явиться на суд, он в присутствии своих друзей провёл всю ночь в молитве и чтении псалмов. «Аще вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит меня и удержит меня десница Твоя» ... – повторял он, как-то особенно останавливая своё внимание на этих словах...
Излив душу свою в слёзной молитве, Василий сказал своим друзьям: «братия, испытание приближается... Не страшитесь, не изнемогайте от предстоящей скорби, но оставайтесь мужественны и непоколебимы в вере; возводите очи душевные к Тому, Кто может спасти нас. На Него неуклонно взирайте, Он один может превратить печаль в радость и труд в покой. Знайте, друзья мои, что в эту ночь Господь открыл мне, каков будет мой конец и какую славу дарует Он мне, рабу Своему. Вы же не печальтесь, но, возвратившись, укрепляйте братьев своих. Изберите в епископы Евтихия, сына Каллистова».
И, благословив скорбящих о нём, с дивным спокойствием Василий отпустил их.
Скоро после того он был потребован на суд; с твёрдостью возражал он на все обвинения и отказался от помилования на том условии, чтобы отречься от Христа. Тогда произнесён был над ним смертный приговор. Идя на казнь, он пел псалмы, молился о верующих, о прекращении язычества и повторял слова: – «ни скорбь, ни теснота, ни муки, ни огонь, ни смерть не могут отлучить меня от любви Христовой» ... Потом, обратясь к палачу, сказал: «исполни, друг, приказанное тебе!» – и преклонил под меч свою голову.
По убиении мученика останки его были брошены в море. Извещённые тайным откровением Ельпидифор и диаконы Парфений и Феотим обрели их близ Синопа и перевезли в Амасию, где и предали их погребению в новосозданном храме.
Жизнь Василия была описана Иоанном, пресвитером Никоиндийским, который сам посещал мученика в темнице и был очевидцем его кончины, другие же сведения получил от Ельпидифора и двух диаконов, сопровождавших святителя и близких ему.
О св. Василии Амасийском упоминает в своей речи против ариан св. Афанасий Великий и называет его одним из великих защитников православия. Он присутствовал и подписался на двух известных соборах в 314 году: Гангрском и Неокесарийском .