Ваш регион Россия ?
Воскресение Христово. Сошествие во ад
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святое Богоявление Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

Святое Богоявление Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

Богоявление Господне

До тридцатилетнего Своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча, в 15-е лето владычества Тиверия, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской (Лк. 3:1–3), что приблизилось Царство Небесное и грядёт чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Его, и исповедующих грехи свои крестит в Иордане (Мф. 3:2). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым ещё таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить таинство крещения, долженствовавшее служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос перед вступлением Своим в открытое, всенародное служение спасению мира, пришёл также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия; тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду (Мф. 3:14–15). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его; по выражению церковных песнопений Господь, взявший на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды: над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17). Таким образом, Иисус Христос, в день крещения, сошествием на Него св. Духа помазан по Своему человечеству паче причастник своих (Евр. 1:9; Деян. 10:37–38), и с этого времени Спасителю, как человеку, принадлежит имя Христос, предсказанное пророками.

В воспоминание события на Иордане установлен Церковью праздник в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также – и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос, в день Своего крещения бе яко лет тридесять (Лк. 3:23); следовательно, крестился около дня Своего рождества.

Праздник в 6-й день января называется праздником Крещения Господня и Богоявления. Ибо при крещении Христа Спасителя было явление Пресвятой Троицы и особенно торжественное явление Божества Спасителя, всенародно вступившего в Своё открытое служение для искупления мира. Бог Отец явился, из отверстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Дух Святой явился из отверстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий, или, как говорит Церковь, «извествоваше словесе утверждение». Таким образом явление Бога Отца и Св. Духа свидетельствовало о явлении Сына Божия человекам в лице Крещаемого, как говорит Предтеча о Спасителе: да явится Израилеви, сего ради приидох аз, водою крестя (Ин. 1:31); а св. Златоуст пишет: целью сошествия Св. Духа было указать Христа. И действительно, Божество Спасителя явлено было при крещении Его и народу и Крестителю. Креститель свидетельствовал о Христе: аз не видех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть Крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1:33–34). На другой день по крещении Спасителя, узревши Его, Креститель и сам торжественно исповедал Его Сыном Божьим и другим указал на Него, яко на Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира (Ин. 1:32–37). Согласно со словами Евангелия объясняется наименование Богоявления в Постановлениях Апостольских и у Отцов церкви. В Постановлениях сказано: «да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил вам Божество, да будет они в 6 день месяца». По словам св. Амвросия Медиоланского, день крещения Господня назван Богоявлением преимущественно потому, что в этот день Господь явился не столько взору, сколько спасению людей. Св. Златоуст говорит: «не тот день, в который родился Спаситель, до́лжно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Чрез рождение Своё Он не всем сделался известен, но чрез крещение; до дня крещения Он был не известен народу. Почему Богоявлением называется не тот день, в который (Христос) родился, а тот, в который крестился. А что народ познал Его и не понимал, кто Он, послушай, что говорит Иоанн Креститель: отвеща Иоанн глаголя: аз крещаю водою: посреди же вас стоит, егоже вы не весте (Ин. 1:26). И что удивительного, если другие не знали, когда и сам Креститель не знал Его до того дня» (Ин. 1:33). Блаженный Иероним говорит: «в рождении Своём Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно». Согласно с Писанием и преданием Прав. Церковь объясняет наименование Богоявления, возглашая в день крещения Спасителя: «явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас: пришел еси и явился еси свет неприступный». Итак, крещение Господне было событием явления Бога Триединого, для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя человеков.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист