Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Свят. Исаии, епископа Ростовского

 Свят. Исаии, епископа Ростовского

Св. Исаия родился в Киевском крае. С молодых лет возлюбив Господа, принял он иночество в Печерской обители преподобных Антония и Феодосия. Подвизаясь здесь с твёрдостью, он помощью благодати превзошёл многих в посте, молитве и других добродетелях. «Крепость в человеке, говорил древний старец, зависит не от природы человека, которая подвержена переменам, но от решительного намерения, укреплённого помощью Божией». Так стал известен великими подвигами иноческими блаженный Исаия! Когда блаженный Варлаам, игумен Димитриева монастыря, скончался на пути из Константинополя, «христолюбивый князь Изяслав избрал из братии великого монастыря Феодосиева Исаию, просиявшего иноческим житием, и назначил в игумена монастыря св. Димитрия». Это было в 1065 году. 1078 году преподобный Исаия принимал участие в молитве Печерских отцов за прельщённого Никиту и в том же году «за высокую жизнь свою» поставлен в епископа городу Ростову.

В Ростовской епархии ожидали св. Исаию тяжёлые подвиги. Вот что происходило в Ростовской области за 4 года до прибытия его на кафедру! «Случился, говорит летопись, голод в Ростовской области. Из Ярославля поднялись два волхва. Мы знаем, говорили они, кто удерживает обилие. Они отправились по Волге и куда придут в погост, указывают на лучших жён и говорят: эти удерживают хлеб, те – мёд, те – рыбу. К ним приводили своих сестёр, матерей и жён; а они обманом будто прорезывали за плечами и вынимали то жито, то рыбу. И убивали многих жён, а имение их забирали себе. Пришли они на Белоозеро – и с ними было до 300 человек. В то же время пришлось прийти от Святослава Яну, сыну Вашатину, для сбора дани. Белозерцы рассказали ему, что два кудесника избили множество жён по Волге и Шексне и пришли сюда. Ян, спросив, чьи они подданные, и узнав, что они – его князя, послал сказать бывшим с ними: выдайте мне волхвов, они – подданные моего князя. Те не послушались. Ян пошёл сам и без оружия. Отроки сказали ему: не ходи без оружия, – обесчестят тебя. Он велел отрокам вооружиться и они, в числе 12-ти, пошли с ним по лесу. Те также вышли против Яна. Когда Ян шёл с топором, трое из них подошли к Яну и сказали: ты идёшь на явную смерть, не ходи. Он велел их бить, а сам шёл далее. Они сунулись на Яна и один поднял топор на Яна, но промахнулся. Ян, оборотя топор, ударил обухом и приказал отрокам рубить их. Те убежали в лес. Тут убили Янова священника. Ян, войдя в город Белозерцев, сказал: если не поймаете мне этих волхвов, то остаюсь у вас на всё лето. Белозерцы пошли, поймали и привели их к Яну. «За что погубили вы столько людей?» спросил Ян. «Они удерживают обилие», отвечали волхвы: «если истребим их, будет изобилие хлеба; если угодно, мы в глазах твоих вынем жито, либо рыбу, или другое что!» Ян сказал: «Лжёте вы, Бог сотворил человека из земли, составленного из костей, жил и крови; другого ничего нет в нём». Они отвечали: «Мы знаем, как сотворён человек». – «Как же?» просил Ян. Они сказали: «Бог, мывшись в бане и вспотев, отёрся ветошью и бросил с неба на землю; сатана вступил в спор с Богом, кому творить из того человека? Диавол сотворил тело, а Бог вложил душу». – Ян сказал: «истинно прельстил вас бес; какому Богу вы веруете?» Они отвечали; «Тому, что в бездне... Боги говорят нам, что не сделаешь ты нам ничего худого; – мы должны явиться пред Святослава». Ян приказал их бить и вырвать бороды. Когда их били, Ян спросил: «что ж говорят вам боги?» – «Мы должны стать перед Святослава», отвечали они... Ян спросил возчиков: «убит ли ими кто из ваших родственников?» – У одного убита мать, говорили они, у того сестра, у третьего дети. «Мстите же им», сказал Ян. Те схватив убили и повесили их на дубе.

Вот с какими людьми надлежало иметь дело святителю Исаии! Вот каких людей обширной Ростовской епархии, заключавшей тогда и Белозерскую и Суздальскую страну, надлежало учить св. вере и благочестию.

К сожалению, древнее известие о святителе не передаёт нам подробных сведений об Апостольской деятельности его. «Блаженный святитель, говорит оно, найдя в Ростове людей новокрещённых, ещё не утвердившихся в вере, усердно напоил их учением своим. Потом обходил поселения Ростовской и Суздальской областей, увещевал неверных веровать в Св. Троицу и просвещал св. крещением; где находил идолов, истреблял их огнём; верных убеждал быть неподвижными и непоколебимыми в вере». Вот всё, что говорит древнее житие св. Исаии о его трудах для св. веры! Сколько лет проведено им в таких подвигах? И по житию его, в борьбе с суеверием прожил он до половины 1089 г. и след. около 11-ти лет. В церковной службе св. Исаии видим ещё две черты проповеди св. Исаии: одну ту, что св. Исаия на местах суеверия строил святые храмы, другую ту, что он окончательно низложил язычество в Ростовско-Суздальской стороне. Прекрасно выражен в одной стихире дух служения св. Исаии. Она поёт: «как назовём тебя, святитель? Ты – ангел, потому что бесплотно жил ты на земле; ты – Апостол, потому что научил благоверию Русские пределы; ты – мученик, потому что для Христа подвизался ты до смерти, обращая людей от тьмы нечестия и приводя на пажить благоведения». Утешением св. Исаии служило участие князя Владимира Мономаха в его служении. Набожный князь построил на свой счёт храм в Ростове и прислал для него одну из чудесных икон пр. Алипия. В августе 1089 г. вместе с митрополитом Иоанном св. Исаия освящал великую Печерскую церковь, приглашённый, как говорит повесть о ней, ангелом Божиим. Возвращаясь из Киева, он утешен был той любовью, с какой встретила его паства его. Блаженная кончина его последовала «на второе лето» по возвращении из Киева и след. в 1090 году.

Когда в 1164 г. рыли рвы для нового Ростовского собора, которым заменялся сгоревший, тогда, говорит древнее известие, «нашли гроб блаженного Исаии; открывши его, увидели одежду и тело святителя нетленными и прославили Бога, Который благоволил прославить угодника Своего не только в жизни, но и по смерти; сколько лет прошло, а одежда и тело блаженного остались неприкосновенными для тления». Мощи святителя поставили тогда в церкви св. Иоанна, и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, то они перенесены в собор уже в 1231 году. Между тем тогда же, как в первый раз обретены были св. мощи, они прославились чудесами и тогда же установлено праздновать память св. Исаии.

«Приими, святитель Исаия, хвалу рабов недостойных и даруй нам безбедно переплыть неверное море сей жизни; вознеси за нас молитву к Богу и избавь от бед, гнетущих и ожидающих нас, да всегда величаем тебя».

Примечания
1* Луг духовный гл. 143.
2* Нестор в житии Феодосия; ркп. житие св. Исаии в минее Макария; в кратком и распространённом виде издано оно в правосл. собеседнике 1858 г. I, 434–450. Здесь сказано, что св. Исаия поставлен в игумена в 1062 г., но преп. Варлаам скончался в 1065 г., см. о нём 19 ноября.
3* Нестор – там же; Поликарп о Никите. В ркп. житии сказано, что св. Исаия посвящён в епископа в 1077 г. митр. Иоанном. Но ни то, ни другое не верно. Иоанн был митрополитом 1080–1089 г., а в 1068–1079 г. был митрополитом Георгий.
4* Собр. л. I, 74–77. 5, 143–145. 7, 338–340. Руднева ист. ересей и расколов Рус. Цер. 7–25. Μ. 1838 г. Летопись поставляет событие под 1070 г. Но оно рассказано здесь по связи с другим подобным. Ян, сын тысяцкого и сам тысяцкий, мог собирать дань именем Святослава на Белоозере только тогда, как Святослав 1073 г. сел в Киеве, взяв Белоозерскую и Ростовскую области взамен Черниговской, отданной Всеволоду.
5* Ростовско-Суздальское княжество заключало в себе губернии: Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую. Костромскую, Вологодскую, части Олонецкой, Тверской и Московской.
6* Житие св. Исаии в собеседнике стр. 439. Пролог мая 15 д.
7* «Разжигаемый любовью Божией, более чем огнём, ты, отче, обходил города и сёла в Ростовской и Суздальской области, разорял идольные капища, созидал церкви и научил народы петь: слава силе Твоей, Господи!» (Песн. 4). «Благодатью Св. Духа ты до конца истребил оставшееся в Русской (Ростовской) земле идольское нечестие и явился крепким поборником православия» (Пес. 3). Эта служба составлена или поправлена при ц. Иоанне, так как молятся в ней за царя. Минея на май, Μ. 1646 г.
8* Минея на май, Μ. 1646 г.
9* О пр. Алипие 17 августа.
10* Собр. л. I, 89. Симон о освящ. Печер. ц. и о трапезе. Житие св. Исаии.
11* Пролог 15 мая. Здесь сказано: «преставися в л. 6597 (1089), на второе лето по освящении церкви Печерской·. Ошибка в годе. Ркп. святцы: «преставися в л. 6597; обретены же быша мощи его в л. 6672 (1164) м. мая в 15 д.». День кончины – неизвестен.
12* Ркп. житие; Никои, л. II, 191. Житие св. Леонтия.
13* Собр. л. 1, 220. Кирилловская летоп. Синод. б. № 351.
14* Ркп. житие св. Исаии. В Несторовом житии пр. Феодосия после приведённых нами слов о св. Исаии, читается по спискам; «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар». Эти слова важны как отзыв древности о св. Исаии; но они не принадлежат пр. Нестору, жившему не далее 1115 года. Причтение Исаии к святым последовало в 1164 г. По ркп. житию: «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и покланяются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца, преносит оттуда в 1274 г. и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подаёт исцеление». Первым архиепископом Ростова был в 1390 г. Феодор; след. полное житие написано в XV в., а не в ХIII, как полагает издатель. Память св. Исаии в святцах устава XVI в. у Толстого I. № 113.
15* Минея на май, Μ. 1646 г. Ркп. служба св. Исаии – у Царского № 563, у Румянц. № 397.