† Свят. Исаии, епископа Ростовского
Св. Исаия родился в Киевском крае. С молодых лет возлюбив Господа, принял он иночество в Печерской обители преподобных Антония и Феодосия. Подвизаясь здесь с твёрдостью, он помощью благодати превзошёл многих в посте, молитве и других добродетелях. «Крепость в человеке, говорил древний старец, зависит не от природы человека, которая подвержена переменам, но от решительного намерения, укреплённого помощью Божией». Так стал известен великими подвигами иноческими блаженный Исаия! Когда блаженный Варлаам, игумен Димитриева монастыря, скончался на пути из Константинополя, «христолюбивый князь Изяслав избрал из братии великого монастыря Феодосиева Исаию, просиявшего иноческим житием, и назначил в игумена монастыря св. Димитрия». Это было в 1065 году. 1078 году преподобный Исаия принимал участие в молитве Печерских отцов за прельщённого Никиту и в том же году «за высокую жизнь свою» поставлен в епископа городу Ростову.
В Ростовской епархии ожидали св. Исаию тяжёлые подвиги. Вот что происходило в Ростовской области за 4 года до прибытия его на кафедру! «Случился, говорит летопись, голод в Ростовской области. Из Ярославля поднялись два волхва. Мы знаем, говорили они, кто удерживает обилие. Они отправились по Волге и куда придут в погост, указывают на лучших жён и говорят: эти удерживают хлеб, те – мёд, те – рыбу. К ним приводили своих сестёр, матерей и жён; а они обманом будто прорезывали за плечами и вынимали то жито, то рыбу. И убивали многих жён, а имение их забирали себе. Пришли они на Белоозеро – и с ними было до 300 человек. В то же время пришлось прийти от Святослава Яну, сыну Вашатину, для сбора дани. Белозерцы рассказали ему, что два кудесника избили множество жён по Волге и Шексне и пришли сюда. Ян, спросив, чьи они подданные, и узнав, что они – его князя, послал сказать бывшим с ними: выдайте мне волхвов, они – подданные моего князя. Те не послушались. Ян пошёл сам и без оружия. Отроки сказали ему: не ходи без оружия, – обесчестят тебя. Он велел отрокам вооружиться и они, в числе 12-ти, пошли с ним по лесу. Те также вышли против Яна. Когда Ян шёл с топором, трое из них подошли к Яну и сказали: ты идёшь на явную смерть, не ходи. Он велел их бить, а сам шёл далее. Они сунулись на Яна и один поднял топор на Яна, но промахнулся. Ян, оборотя топор, ударил обухом и приказал отрокам рубить их. Те убежали в лес. Тут убили Янова священника. Ян, войдя в город Белозерцев, сказал: если не поймаете мне этих волхвов, то остаюсь у вас на всё лето. Белозерцы пошли, поймали и привели их к Яну. «За что погубили вы столько людей?» спросил Ян. «Они удерживают обилие», отвечали волхвы: «если истребим их, будет изобилие хлеба; если угодно, мы в глазах твоих вынем жито, либо рыбу, или другое что!» Ян сказал: «Лжёте вы, Бог сотворил человека из земли, составленного из костей, жил и крови; другого ничего нет в нём». Они отвечали: «Мы знаем, как сотворён человек». – «Как же?» просил Ян. Они сказали: «Бог, мывшись в бане и вспотев, отёрся ветошью и бросил с неба на землю; сатана вступил в спор с Богом, кому творить из того человека? Диавол сотворил тело, а Бог вложил душу». – Ян сказал: «истинно прельстил вас бес; какому Богу вы веруете?» Они отвечали; «Тому, что в бездне... Боги говорят нам, что не сделаешь ты нам ничего худого; – мы должны явиться пред Святослава». Ян приказал их бить и вырвать бороды. Когда их били, Ян спросил: «что ж говорят вам боги?» – «Мы должны стать перед Святослава», отвечали они... Ян спросил возчиков: «убит ли ими кто из ваших родственников?» – У одного убита мать, говорили они, у того сестра, у третьего дети. «Мстите же им», сказал Ян. Те схватив убили и повесили их на дубе.
Вот с какими людьми надлежало иметь дело святителю Исаии! Вот каких людей обширной Ростовской епархии, заключавшей тогда и Белозерскую и Суздальскую страну, надлежало учить св. вере и благочестию.
К сожалению, древнее известие о святителе не передаёт нам подробных сведений об Апостольской деятельности его. «Блаженный святитель, говорит оно, найдя в Ростове людей новокрещённых, ещё не утвердившихся в вере, усердно напоил их учением своим. Потом обходил поселения Ростовской и Суздальской областей, увещевал неверных веровать в Св. Троицу и просвещал св. крещением; где находил идолов, истреблял их огнём; верных убеждал быть неподвижными и непоколебимыми в вере». Вот всё, что говорит древнее житие св. Исаии о его трудах для св. веры! Сколько лет проведено им в таких подвигах? И по житию его, в борьбе с суеверием прожил он до половины 1089 г. и след. около 11-ти лет. В церковной службе св. Исаии видим ещё две черты проповеди св. Исаии: одну ту, что св. Исаия на местах суеверия строил святые храмы, другую ту, что он окончательно низложил язычество в Ростовско-Суздальской стороне. Прекрасно выражен в одной стихире дух служения св. Исаии. Она поёт: «как назовём тебя, святитель? Ты – ангел, потому что бесплотно жил ты на земле; ты – Апостол, потому что научил благоверию Русские пределы; ты – мученик, потому что для Христа подвизался ты до смерти, обращая людей от тьмы нечестия и приводя на пажить благоведения». Утешением св. Исаии служило участие князя Владимира Мономаха в его служении. Набожный князь построил на свой счёт храм в Ростове и прислал для него одну из чудесных икон пр. Алипия. В августе 1089 г. вместе с митрополитом Иоанном св. Исаия освящал великую Печерскую церковь, приглашённый, как говорит повесть о ней, ангелом Божиим. Возвращаясь из Киева, он утешен был той любовью, с какой встретила его паства его. Блаженная кончина его последовала «на второе лето» по возвращении из Киева и след. в 1090 году.
Когда в 1164 г. рыли рвы для нового Ростовского собора, которым заменялся сгоревший, тогда, говорит древнее известие, «нашли гроб блаженного Исаии; открывши его, увидели одежду и тело святителя нетленными и прославили Бога, Который благоволил прославить угодника Своего не только в жизни, но и по смерти; сколько лет прошло, а одежда и тело блаженного остались неприкосновенными для тления». Мощи святителя поставили тогда в церкви св. Иоанна, и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, то они перенесены в собор уже в 1231 году. Между тем тогда же, как в первый раз обретены были св. мощи, они прославились чудесами и тогда же установлено праздновать память св. Исаии.
«Приими, святитель Исаия, хвалу рабов недостойных и даруй нам безбедно переплыть неверное море сей жизни; вознеси за нас молитву к Богу и избавь от бед, гнетущих и ожидающих нас, да всегда величаем тебя».