Свв. мучч. Иулиана и Василисы и прочих с ними
Св. Иулиан, родом из Антиноя Египетского, против воли своей, но по желанию родителей, вступил в брак с избранной для него родителями девицей Василисой, так же как и он происходившей из богатого и знатного рода. Он встретил в ней истинного друга, способного понять и сочувствовать его образу мыслей и расположению сохранить девство в супружестве и предаться всецело служению Единому Богу. По кончине родителей они согласились вступить в иночество. Иулиан основал мужскую обитель, где собралось до десяти тысяч иноков, а Василиса сделалась настоятельницей женского монастыря, в котором было до тысячи инокинь, проводивших жизнь истинно Богоугодную.
Между тем началось гонение на христиан, воздвигнутое в 313-м году Диоклетианом и Максимианом. Иулиан и Василиса усердно просили Бога утвердить верующих, собравшихся у них, и Господь открыл в сонном видении св. Василисе, что скоро перейдёт она в вечный покой, и что инокини её скончаются ещё прежде неё. Действительно, в продолжение нескольких месяцев все они кончили жизнь и, явившись во сне св. Василисе, призывали её предстать вместе с ними перед Господом, Которому служить научила она их.
С радостью передала св. Василиса другу своему об этом сновидении; через несколько дней после того она скончалась, и св. Иулиан предал земле её честные останки.
Вслед за тем прибыл сюда игемон Маркиан, и тогда начались страдания находившихся в обители св. Иулиана: 10.100 иноков и сверх того несколько епископов и клириков, прибывших сюда для исповедания святой веры, были сожжены с обителью; все прочие после мук обезглавлены, а св. Иулиан, о знаменитом роде которого стало известно игемону, был связан и отведён в темницу. На другой день он был представлен Маркиану, который, видя его непреклонность в исповедания себя христианином, велел предать его жесточайшим истязаниям. Тогда проявилось над мучеником всё могущество Божественной помощи. В чудесах, сотворённых в это время св. Иулианом, истинно оправдались слова Иисуса Христа: «веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Ин. 14:12).
Переломившейся палкой, которой мучители наносили удары св. Иулиану, выбит был глаз одному родственнику Маркиана, и мученик исцелил его.
– Истинно велик Бог христианский! – воскликнул поражённый этим чудом исцелившийся, и во всеуслышание исповедал своё обращение. Игемон велел отсечь ему голову, и таким образом новый мученик принял святое крещение в крови своей. Ещё с большей яростью обратился тогда Маркиан к св. Иулиану и приказал надеть на него железные вериги и с поруганием водить его по городу. В это время Господь прославил Своего угодника новым чудом. Сын игемона, отрок Кельсий, присутствуя на зрелище вместе со своими товарищами, вдруг воскликнул: – что это странное видится мне! Вижу я много светлых юношей вокруг того христианина, которого ведут воины – связанного веригами; одни – служат ему, а другие надевают на него венец, и тот венец сияет светлее солнца. И я хочу веровать в Того Бога, Который даёт такую славу верующим в Него... – и, бросившись к ногам Иулиана, отрок сказал ему: – я желаю, чтобы ты был отцом моим, я не хочу быть сыном мучителя... я пойду за тобою и хочу, так же как и ты, пострадать за Христа твоего, Которого я не знал до сих пор...
Велико было удивление отца и матери Кельсия, когда они увидели его с Иулианом. Велика была ярость Маркиана, когда он увидел, что никакими мольбами, никакими угрозами не мог он отлучить сына своего от мученика. Все же, кто прикасался к отроку, чтобы взять его, чувствовали нестерпимую боль в руках. Маркиан приказал отвести их обоих в темницу. Но на каждом шагу угодника Своего Бог расточал для него чудеса Свои... Тёмная и смрадная темница оказалась светлой и благоуханной; двадцать воинов, бывших при этом, уверовали в Бога и остались в темнице. Св. Иулиан скорбел о том, что некому было совершить над ними крещение, но Господь не лишил его этого утешения. Священник Антоний, находившийся при семи сыновьях одного умершего знатного и заслуженного гражданина, семейству которого разрешено было исповедовать христианскую веру, пришёл с ними навестить заключённых в темнице и окрестил Кельсия и 20 воинов; семеро же братьев остались в темнице, желая вместе с мучениками пострадать за Христа.
Во время суда над ними всеми св. Иулиан – в проявление славы Божией – поразил гонителей новыми чудотворениями. Он воскресил мертвеца, которого проносили мимо по улице, и мертвец засвидетельствовал о себе, что слышал голос Божий: пусть возвратится эта душа в тело своё ради возлюбленного раба Моего Иулиана...
Игемон смутился и, опасаясь народного волнения, приказал снова отвести в темницу всех подсудимых. В темнице священник Антоний окрестил воскресшего и дал ему имя Анастасия.
На другой день решено было сжечь мучеников в кадках с серой и смолой, но кадки с горючими веществами сгорали, а они остались невредимыми. Народ был до крайности взволнован происходившими на его глазах поразительными чудесами, но очерствевший сердцем Маркиан приписывал их только волшебству христиан и снова отослал их в темницу. Жена же игемона, Марионилла, узнав, что сын её остался невредимым, поспешила увидать его в темнице и уверовала во Христа, и немедленно приняла св. крещение. Доведённый до ярости Маркиан заключил и жену свою в темницу. Долго содержались здесь мученики; наконец, выведены они были на последнее испытание. Игемон всё ещё надеялся принудить их принести жертву идолам, но когда они приблизились к языческому храму, то земля потряслась, храм сокрушился и обломками его было убито множество жрецов и народа...
После бесчисленных новых истязаний, среди которых мученики оставались невредимыми, Маркиан велел их казнить, не пощадив ни сына, ни жены своей. Когда казнь совершилась, то снова произошло землетрясение; третья часть всего города разрушилась, все идолы сокрушились, и множество язычников были убиты молнией.
Такими великими страданиями и такими великими чудесами распространялась в мире христианская вера. Когда они были нужны для поддержания возникающей на земле Церкви Божией, то Бог изобильно расточал их волей и силой Своей. Теперь окрепшая Церковь вмещает в себе самой несокрушимую силу, заменяющую всякую другую чудодейственную поддержку, но всё Тот же Он, «Бог велий, творяй чудеса».
И в самом описании их нет ничего такого, что показывало бы позднейшее происхождение их.
Пространное и замечательное исследование о муч. Иулиане находится у Шастеляна (Not. sur. le mart.). «Говорят, что мощи св. Иулиана и Кельсия в Риме, в церкви Апостола Павла Остийскоп» (Полн. месяцеслов Востока, том II. Архимандрита Сергия, часть II. – Заметки, стр. 11).