Св. всехвальной великомученицы Евфимии
Евфимия молодая девица знатного рода, пострадала в отчестве своем Халкидоне вместе с другими христианами, укрывшимися и захваченными в окрестностях города в то время, когда анфипат Приск, исполняя предписание императора Диоклитиана, жестоко преследовал христиан и разыскивал их повсюду, чтобы принуждать к отречению от Христа или осуждать их на мучительную смерть в случае их сопротивления принимать участие в языческих жертвоприношениях.
Не поколебалась в это время в твердости своего исповедания и молодая Евфимия, едва вышедшая из детского возраста и не испытавшая до сих пор в жизни ничего, кроме нежных попечений, которыми она была окружена в родительском доме. Устояла она среди испытания, подготовленная благочестивыми родителями, любовь которых успела воспитать в душе их дитяти руководящее и спасительное для нее чувство – преданность Богу, которая не замедлила оказаться силой, неодолимой в борьбе.
Когда в числе других христиан, напрасно вынужденных принять участие в празднестве в честь языческого бога Марса, Приск заметил молодую Евфимию, то ему показалось, что не трудно будет обещаниями или угрозами покорить волю такого неопытного существа; поэтому велико было его удивление, когда Евфимия, вразумленная мудрыми христианами-руководителями, на все его убеждения отвратиться от христианской веры, отвечала ему:
– Не думай, чтобы я по слабости моей уступила твоему требованию отречься от моей святой веры; если я, как женщина, и слаба телесными силами, то сердце мое не слабо: его укрепляет надежда моя на Христа и делает меня разумнее мудрецов, которые не знают истинного Бога и поклоняются бездушным богам…
Пораженный таким ответом, Приск не пощадил от истязаний твердую исповедницу чуждого ему Христа: «бичевание, пламя, колеса, разожженная печь», всем этим испытаниям была подвергнута мученица, но силой Божьей осталась невредима… Поражен был этим чудом сам язычник-судья, но и в нем не уразумел силы Господней… Уразумели же ее простые сердца двух воинов, предстоявших для исполнения приказаний мучителя, и отказались содействовать пытке мученицы, и уверовали в Бога Евфимии, творящего чудеса, и бесстрашно исповедали Его, говоря: «отныне мы знаем, что только один есть истинный Бог, и Ему единому мы хотим служить».
На принуждения же судьи поклониться богам, отвечали: «узнав истину, не можем почитать ложных богов, делай с нами, что хочешь, в твоих руках тела наши, души же наши примет Бог». Эту веру свою немедленно запечатлели мученической смертью новые христиане – Виктор и Сосфен. Они были преданы на растерзание зверям.
На такую же казнь была осуждена и Евфимия после того, как истощены были все средства ее поколебать с помощью истязаний, среди которых она чудной силой Божией также пребыла невредимой. И до конца проявил над ней Господь Свое чудное милосердие. Когда она была приведена на место казни и, окруженная выпущенными на нее львами и медведями, бестрепетно изливала свою душу в последней, предсмертной молитве, то звери сначала только лизали ноги ее… Наконец одна медведица слегка ранила ногу ее, и в это время Евфимия спокойно предала Богу свою душу (304 г.).
В это же время буря и землетрясение разразились над городом, и христиане, воспользовавшись общим смятением, взяли тело скончавшейся мученицы и похоронили его в окрестностях города.
В IV же веке, на месте погребения Евфимии был выстроен великолепный храм.
Описывая впоследствии этот храм в Халкидоне, историк Евагрий свидетельствует, что «известно всем христианам, что святая иногда совершает там и чудеса…» Действительно, кроме многих чудес, которыми Богу угодно было прославить прославившую Его св. великомученицу Евфимию, сама Церковь воспоминает (11-го июля), о следующем чуде, «имже утвердися православие». Когда отцы 4-го Вселенского собора, бывшего в Халкидоне, православные и еретики, не соглашавшиеся между собой, написали свои исповедания и оба свитка положили в руку великомученицы Евфимии, запечатав при этом раку и молясь, чтобы Бог этой угодившей Ему указал им правую веру, то, открыв на четвертый день после того гробницу Евфимии, они нашли один свиток у ног святой, другой же – в руках ее, и последний содержал в себе православное исповедание (- в 451 г.).
В Деяниях Вселенского собора есть ясное указание на это чудо; в послании ко Льву, папе Римскому, непосредственно по окончании собора отцы говорят: «действующим был Бог, а увенчавшей в чертоге собрание добропобедная Евфимия, которая, принявши от нас определение веры, представила его, как собственное исповедание, своему Жениху, через благочестивейшего императора и христолюбивую императрицу утишивши всякое волнение противников, укрепивши исповедание веры».
В каноне, написанном св. Иоанном Дамаскиным в память св. Евфимии, также воспомянуто это чудо ее: в последней песне он ясно говорит о свитке веры, вверенном ей собором. О нем же говорится и в каноне Иосифа песнописца, и действительность его с редким согласием подтвреждается великим множество свидетелей с древних времен.
Мощи св. Евфимии после взятия персами Халкидона в 617 г. были перенесены в Константинополь около 620 г. Во время иконоборства он были брошены с ракой в море, но извлечены благочестивыми корабельщиками и отвезены на остров Лемнос и уже в 796 г., при царице Ирине, возвращены в Констанинополь и сохраняются поныне в патриархии Константинопольской, в храме, построенном во имя ее.