Св. великомученицы Анастасии Узорешителницы. Хрисогона, учителя её, Феодотии, Евтихиана и прочих с нею пострадавших 120-ти
Анастасия была дочь богатых и знатных родителей, живших в Риме во 2-й половине III столетия. Отец её был язычник, но мать – христианка, которая с детства подготовила её к восприятию христианских понятий. Поэтому легко усвоила и глубоко приняла в сердце своё все христианские истины и чувства молодая Анастасия, когда воспитатель, приглашённый для её образования, славный умом и учёностью, христианин Хрисогон, вместе с научными познаниями, просветил её и главным из всех – познанием истинного Бога.
Но не легко оказалось христианке жить среди тогдашнего языческого мира... и тесным путём и мученическим подвигом привела её христианская вера ко спасению в вечности... И рано начались её испытания. Лишившись матери, она против воли своей отдана была отцом замуж за богатого язычника, сенатора Публия, с которым не могла иметь ничего общего получившая христианское воспитание Анастасия. Но оно же и помогало ей покоряться своему положению и в молитве искать вразумления и подкрепления. Единственным утешением её тогда было исполнять различные дела христианского милосердия. Втайне от мужа приняла на себя Анастасия и долг служения заключённым в темницах Христа ради. Переодетая в простую одежду, в сопровождении служанки, она обходила темницы, наполненные в то время христианами, подкупала сторожей, входила к узникам, омывала их раны, полученные ими во время истязаний за веру, освежала лицо и головы их, подкрепляла их пищей и питьём и, вообще, служила им, как только могла.
Но не долго пользовалась она этим благодатным утешением. Муж её, узнав об её благотворительной деятельности, вознегодовал на неё за растрату значительных сумм в пользу несчастных и, желая сам овладеть всем её имуществом, всеми средствами препятствовал ей уделять что-нибудь для бедных. Беспощадно обращался он с Анастасией, уже не как с женой, но как с рабой, жестоко бил её и, наконец, стал держать её взаперти, так что доводил её до отчаяния.– «Близок конец жизни моей, – писала она в это время бывшему воспитателю своему Хрисогону, также томившемуся в темничном заключении за исповедание Христа, – моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения, так что ничего мне более не остаётся, как умереть... и, хотя уповаю я на радость в будущей жизни, но сильно скорблю о том, что всё моё богатство, обещанное мной Богу, расточается руками нечестивых людей, чуждых Бога»...
– «К тебе, волнующейся среди бурь и смущений житейских, – отвечал на это Хрисогон Анастасии, – скоро придёт ходивший по водам Христос и одним словом Своим утишит воздымающиеся вокруг тебя волны скорбей мирских... Поэтому, стоящая как-бы среди волн морских, с терпением ожидай Христа, Который непременно придёт к тебе. Сама же ты, между тем, взывай к Нему вместе с пророком: «что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя и Бога моего» ... (Пс. 41:6). Ожидай от Бога благодеяний вдвойне, так как Он возвратит тебе и временное наследство и приготовит для тебя также и вечное. Ради того Господь и страдания допускает, чтобы продолжать посредством их благодетельствовать людям. Ты же не смущайся тем, что не избавляются от скорбей благочестивые: не отступает Бог от них, но только испытывает их... и благословен от Бога тот человек, который среди скорбей и испытаний не перестаёт уповать на Него. Бодрствуй, мужайся и остерегайся всякого греха, – и утешения своего ищи в одном Боге, свято исполняя повеления Его»...
И ещё писал Хрисогон, отзываясь на новые скорбные излияния Анастасии:
«Свету всегда предшествует тьма, и возвращению здоровья – болезнь, а после смерти обещана жизнь. Окончание предстоит как скорбям, так и радостям земным, чтобы и среди скорбей не отчаиваться, и среди радостей – не возноситься. Одно море, по которому, подобно ладьям, проносятся существования человеческие, и один кормчий управляет каждой из них; иная – крепка, и несокрушимо переносит волнения и бури; другая же непорочна и даже при тишине угрожает потоплением, так как близко время погибели для тех, которые не тверды в помышлении и стремлении к спасительному пристанищу...
Ко кресту Христову обратись и привяжись всей твоей мыслью, о непорочная служительница Христа! Приготовь себя к делу Господню, которому если по своему желанию послужишь, то торжественным мученическим путём придёшь ко Христу» ...
Не замедлили осуществиться все эти, как-бы вещие, слова учителя своей ученице... Вслед за тьмой наступил просвет в её жизни, вслед за невольной неподвижностью – желанная деятельность; – для плохой же ладьи – потопление... Муж Анастасии, отправленный с императорским поручением в дальнюю страну, путешествуя морем, утонул. Со смерти его она получила полную свободу посвятить всю себя на служение Богу и ближним; обладание же большим богатством предоставило ей широкое поприще для проявления любви христианской, которая одушевляла её. И в особенности с усердием служила она узникам, которых было повсюду несметное число в это время гонений, воздвигаемых повсеместно на христиан. Все силы и средства свои употребляла Анастасия для облегчения участи страдальцев за Христа, заботясь также и о том, чтобы избавлять от поругания тела уже замученных до смерти христиан и предавать их честному погребению. – Не ограничиваясь одной местностью, переходила она из города в город, из страны в страну, и везде приобретала доступ в темницы, приносила узникам пищу и одежду, подкупала темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, протиравших им тело до язв; за это, вероятно, и получила наименование «Узорешительницы». Заботилась Анастасия не об одном телесном облегчении заключённых в темницы, но и о душевном успокоении и ободрении их; беседами своими, полными любви и сочувствия, возбуждала в ослабевающих силу терпения до конца, – так что, может-быть, не мало было таких, которые только её ободрениям и утешительным, сочувственным увещанием были обязаны тем, что устояли в мученическом подвиге до конца.
Увлекаемая своим усердием до самопожертвования, Анастасия совершенно пренебрегала опасностью и самой подвергнуться преследованию за своё служение христианам, как например был замучен за это в г. Аквилее воспитатель её, старец Хрисогон.
Быв обезглавлен в пустынном месте на берегу морском, св. Хрисогон только через несколько дней по своей кончине был предан погребению живущими невдалеке от того места христианами: пресвитером, по имени Зоилом и тремя благочестивыми сёстрами: Агапией, Хионией и Ириной. – В 30-й день по своей смерти св. Хрисогон явился в сновидении пресвитеру Зоилу и сказал ему: через девять дней живущие близ тебя три девицы будут преданы мучениям; скажи рабе Божией Анастасии, чтобы она позаботилась о них и утвердила их в подвиге. Утешайся и ты радостным упованием, потому что скоро вкусишь сладкие плоды трудов твоих: вскоре от земной жизни освободишься и ко Христу с пострадавшими за Него приведён будешь...
О том же предупредил мученик Хрисогон и Анастасию, и она, поспешив разыскать указанных ей в сновидении, нашла их уже заключёнными в темницу за исповедание веры Христовой. Всю ту ночь пробыла она с ними, утверждая их в вере и терпении. После мученической кончины их, которую мужественно встретили они, Анастасия приобрела останки их и с честью похоронила их.
Продолжая служение своё узникам в разных странах, Анастасия встретилась в Македонии с молодой вдовой Феодотией, матерью трёх детей, которая стала разделять труды её, но вскоре была обличена, как христианка, и вместе с детьми своими предана сожжению.
Не замедлила подвергнуться той же участи и Анастасия... Однажды, придя в темницу к узникам, которым служила она ещё накануне, не нашла она их там, так как ночью все они были казнены ради освобождения мест в темнице для множества других вновь-забранных христиан. – Где же все мои друзья-узники? – спрашивала у всех со слезами Анастасия. – Заключив из этого, что и она – христианка, её взяли и представили правителю.
Твёрдо исповедала она перед ним веру свою и, заявив себя непоколебимой, не смотря ни на какие угрозы, ни на лестные обещания, посредством которых хотели спасти её, как богатую и знатную женщину, – была заключена в темницу. – Корыстолюбивый правитель попытался однако же предложить ей откупиться от мучений, предстоящих ей. – Вы, христиане, – говорил он Анастасии, – по закону вашего Христа должны не дорожить богатством. Поэтому, предоставь его мне: таким образом ты и закон Христов исполнишь, и получишь свободу, которую можешь употребить на служение твоему Богу...
– «Отдай имение твоё нищим», – заповедуется нам в Евангелии Христовом, – отвечала правителю Анастасия, – ты же богат и тебе не следует пользоваться достоянием нищих. Разве не безумен был бы тот, кто пищу, необходимую для насыщения голодного, предоставил бы пресыщенному сластолюбцу? Вот, если бы я увидала тебя алчущим и жаждущим, или больным, то сделала бы для тебя всё, что повелел нам Христос: и накормила бы, и напоила бы, и одела бы, и посетила бы, и послужила бы, и помогла бы доставить тебе все необходимое...
Но недоступны были пониманию язычника рассуждения христианки; раздражённый её несогласием выкупить свою свободу, он решился уморить её голодом. Однако же два раза по тридцати дней оставаясь без пищи, она томилась, но не умирала.
Святая мученица Феодотия посещала её в сновидениях и, беседуя с ней, не земной отрадой наполняла душу Анастасии и подкрепляла её.... Наконец, решено было потопить мученицу в море, и вот её, вместе с другими 120-ю осуждёнными за различные преступления, между которыми, впрочем, был и один христианин, по имени Евтихиан, посадив в лодку с просверленным дном, вывезли в море. Отплыв на значительное расстояние, воины, сопровождавшие обречённых на гибель, пересели в другую, запасённую ими лодку и возвратились на берег.
Между тем, и лодка, переполненная преступниками, держалась на воде... У руля увидели женщину, в которой многие признали мученицу Феодотию: она направляла лодку к берегу, и обречённые на потопление были спасены... Все они были поражены этой несомненной помощью свыше и уверовали в Бога, творящего чудеса, о Котором поведали им Евтихиан и Анастасия, от которых и приняли все эти люди немедленно св. крещение.
Но не был тронут правитель и поразительной вестью об их чудесном спасении и, снова захватив всех 120 человек, осуждённых на казнь, предал их различным истязаниям, уже как исповедников Христа.
Анастасию распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы её сжечь, но, прежде чем пламя успело её охватить, она скончалась среди мучений. – Это было – по одним показаниям – в 290-м г., по другим – в 304-м г. – Неповреждённые останки мученицы приобрела благочестивая христианка Аполлинария и предала их погребению. Впоследствии были они перенесены в Константинополь и покоились в храме, построенном во имя её императором Декором (491–518).
Часть мощей св. великомуч. Анастасии находится в Москве, в Страстном монастыре.