Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Варсонофия, епископа Тверского

 Св. Варсонофия, епископа Тверского

Блаженный Варсонофий родился в 1495 г., в гор. Серпухове от иерея Василия и в св. крещении наречён был Василием. Отцу его не было довольно времени обучать сына грамоте, и он отдан был для обучения благоговейному учителю. Юный Василий одарён был отличными способностями ума, «бе глубок ум имея», потому скоро изучил псалтирь, которая, по словам св. Василия, содержит в себе всё полезное; Василий научился и церковному пению так хорошо, что мог и сам петь правильно и управлять другими. В 1512 г. сыновья хана Менгли-Гирея опустошили берега Оки и захватили многих в плен; в том числе взят был в плен и Василий. Горько было положение пленника; но слёзы, какие проливал он в тяжком плену, были то же для сердца его, что поливка для дерева. Зная на память псалмы Давидовы, он взывал к Богу отцов своих: «Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего (Пс. 88:27); избави мя от руки чуждих» (Пс. 143:7). Молитва и Богомыслие не только облегчали скорбь его, но доставляли сердцу его такое утешение, какого не чувствовал он в доме родительском. – В нём росла любовь к Богу, а с нею и преданность воле Его. В таком расположении души молодой Василий работал неверным со всем усердием и обучался послушанию безответному, терпению и незлобию. Пост, сперва невольный, обратился в дело воли его. – Утомительные работы невольника занимали у него всё время дня, и он посвящал ночь молитве, ставшей потребностью души его. – Всегдашняя готовность к услугам, верность и жизнь чистая смягчали сердце варваров; на другом году плена облегчили ему тяжесть трудов и дали некоторую свободу. Василий изучил разговорный язык татарский; по своей даровитости он узнал его столько, что мог излагать мысли свои на письме татарском. Мало и того: имея теперь более свободы, он изучал основания магометанской веры, так что мог отчётливо говорить как о содержании этой веры, так и об ошибках и заблуждениях её. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу своему быть в плену. И – вот, спустя три года плена, отец нашёл средства выкупить дорогого сына из неволи татарской.

Василий возвратился на родину; но сердце его уже не могло увлечься земными радостями. Раб Божий покорил себя сам игу Христову в Андрониевой обители и принял монашество с именем Варсонофия. Потом жил он при Тверском епископе Акакии в сане иеродиакона. Там и здесь совершаемы им были иноческие подвиги с полным усердием. Слух о его духовной жизни дошёл до митр. Макария, и в 1544 г. посвящён он в игумена Пешношской обители. – В этом звании был он лично известен царю Иоанну, который в 1547 г. пожаловал игум. Варсонофию грамоту на владение имениями, а в 1553 г. был сам в Пешноше.

Когда в Казани открывали (в 1555 г.) новую епархию, блаж. Варсонофий, как опытный наставник в иноческой жизни и знакомый с татарством, отправлен был в Казань в сане архимандрита для основания там новой обители. Варсонофий взял с собою добрых иноков, постриженцев Пешноши. Храм в честь Преображения Господня и братские келии скоро были построены; новая обитель, по примеру Пешношской, устроена общежительная. Ещё цел устав, данный «в общий монастырь Спаса многогрешным чернцом архимандритом Варсонофием, что был игумен на Пешноше; а писан с Пешновского устава». В новом общежитии введён был блаж. Варсонофием дух искреннего благочестия; обитель его скоро процвела, так что при митр. Гермогене в ней было уже до 100 братий. Блаж. Гермоген пишет, что при открытии мощей св. Гурия и Варсонофия он «видел в святой обители той не токмо сих святых телеса, нетлением почтенные от Бога, но иноцы и мирстии нетленнии мнози обретошася, ихже имена в книгах животных написана суть». Блаж. Варсонофий служил образцом строгой жизни для иноков и мирян. Рукоделием его было шить Греческие клобуки, которые раздавал он братиям, прося молитв их за него. По воле святителя Гурия, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался он обращением магометан к христианской вере. В этом подвиге помогали ему, после святой жизни, знание языка и веры татар и искусство врачевать болезни. – Знание татарского языка доставило ему удобства входить в близкое сношение с татарами, а основательное знание учения Магометова, при его глубоком уме, представляло обличения его магометанству неотразимыми. – Уменье лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама отворяет душу для всего лучшего и след. для принятия мыслей христианских; к тому же терпеливое и бескорыстное лечение больного со стороны Варсонофия внушало доверие к Варсонофию не только в больных, но и в здоровых.

Когда умер Тверской епископ Акакий († 14 янв. 1567 г.), по избранию собора блаж. Варсонофий посвящён был святителем Филиппом в Тверского епископа. – Так как Акакий от дряхлости и болезни более трёх лет мало занимался делами, то преемнику его надлежало много трудиться, чтобы дела получили ход безостановочный и исправлены были неустройства. – По сохранившемуся антиминсу, в ноябре 1567 г. освящён был блаж. Варсонофием соборный храм в Тверском Оршине монастыре; время освящения вовсе не такое, чтобы 75-летний старец без труда и насилия себе мог совершить долгое служение. Благоговея к свят. Арсению Тверскому, Варсонофий отыскал в Микулине панагию его и возложил на него. В описи Микулина 1602 г. сказано: «панагия святого Спаса взята из Микулина владыкой Варсонофием в Желтиков». Блаженный Варсонофий и в сане святителя соблюдал строгий пост, а ночи проводил на молитве, не за одного себя, но и за паству. И в Твери лечил он телесные болезни, а ещё усерднее старался врачевать душевные болезни – страсти. – Произволы грозного царя были свирепы и дики: святитель Филипп, посвящавший Варсонофия, не только низведён был с кафедры, но и удушен был в том монастыре, который мог видеть Варсонофий из окон своего дома. Легко ли было блаженной душе смотреть, на это? В 1570 г. свирепствовали в России моровая язва и голод. Ослабленный старостью 80 лет, блаженный Варсонофий чувствовал, что не может он управлять паствой без некоторых опущений, особенно в такое страшное время. В начале 1571 г. отказался он от управления епархией и возвратился в Казанский Преображенский монастырь.

В обители продолжал он подвижническую жизнь. Когда от дряхлости не мог он ходить в церковь, – по его просьбе ученики возили его на тележке к Богослужению; так любил он молитву и славословия храма! Блаженная кончина его последовала 11 апреля 1576 г. на 86 году жизни его.

Святые мощи святителя Варсонофия обретены нетленными вместе с мощами свят. Гурия, в 1596 г. Поразителен рассказ Гермогена о том, как исцелён был дьяк Иван Панкратьев. Он был так болен, что близок был к смерти и призвал помощь св. Гурия и Варсонофия. В тонком сне представилось ему, что входит он в Казанский собор. Встретившийся ему святитель Гурий хотел взять его за руку, но в трепетном благоговении пал он в ноги ему. Святитель, приподняв его, сказал: «раб Божий Иоанн! не скорби, будешь здоров; иди, прими благословение у друга моего Варсонофия». Гурий привёл больного к Варсонофию. «Брат Варсонофий! благослови Иоанна и избавь его от болезни», сказал св. Гурий. – Варсонофий, благословляя, сказал: «не скорби, сын Иоанн, по вере твоей в Бога будешь здоров». Пробудившийся больной нашёл себя здоровым. И это не единственный опыт загробной братской любви святителей. – «Иди, приложись к брату моему Варсонофию», говорил в видении св. Гурий больному Сумарокову. – Тот благоговейно приложился. – Св. Гурий сказал затем: «Господь и Бог наш Иисус Христос, молитвами Пречистой Своей Матери, умилосердился над тобой и посылает исцеление». Больной стал здоровым. Солдатка Варвара сильно страдала головной болью. Явившийся св. Гурий готовил её к смерти, но св. Варсонофий упросил отсрочить время смерти. Проснувшаяся Варвара нашла себя здоровой и обещалась идти благодарить святителей у их мощей. Отправлявшиеся на службу муж и сыновья просили её отслужить за них молебен святителям; но Варвара не исполнила ни своего обещания, ни просьбы близких к душе её. И она стала опять больной, до того, что отчаивались в её жизни. Явившийся св. Гурий строго сказал ей: «почему так скоро забыла ты о своём выздоровлении и не исполнила просьбы мужа и детей?» Св. Варсонофий опять упросил простить её. – Проснувшаяся больная чувствовала облегчение болезни и, поспешив отслужить молебен, совсем выздоровела. – «Любовь не умирает», сказал Апостол. По загробным делам св. Гурия и Варсонофия видим то же самое. Здесь в опытах видим, что не умирают там никакие святые чувства, никакие святые расположения.

Уже по уставу конца XVI в. видим: октября 3 «память Гурия и Варсонофья, Казанских чудотворцев»; декабря 3 «преставленье св. Гурия, архиеп. Казан.»; апреля 11 «преставленье Варсонофья, Казанского чудотворца».

И как было не праздновать Русской Церкви память святителей страны магометанской? Чудеса их, живых и по смерти, – слава для христианства и обличение магометанству. Это истина очевидная, истина неотразимая никакой магометанской силой ума и меча. Чудеса – дело одного Всемогущего. – Всемощный никогда не действует вопреки Своей премудрости и святости. Потому, если Он являет силу Свою через лучших исповедников христианства, – это означает, что Он признаёт христианскую веру верой лучшей и хочет, чтобы признавали её такой же люди; это означает, что Он хочет утвердить и распространить во вселенной христианскую веру, как веру высокую по своему содержанию, как веру способную преобразовать и усовершить человечество. Так говорит Он людям делами Своими – чудесами. Никакой магометанин не в праве отвергать действительность такого чуда, каково нетление мощей св. Гурия и Варсонофия. Пусть приходит и смотрит. Чудо перед его глазами. Гурий и Варсонофий жили с его предками, но жили как самые ревностные проповедники христианства и обличители магометанства. Если же они прославлены нетлением; если они силой Божией совершают чудеса и по смерти, то в них прославляется их вера живая; их слава – слава христианства. Найдёт ли что-нибудь подобное магометанин в своём магометанстве? Нет. Никогда и ничем Бог не явил Своего благоволения к магометанской вере, никаким чудом и никаким знамением. История Магометовой веры – тоже, что история каждой языческой веры, тоже, что история каждой веры, придуманной людьми. – Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и во веки веков, аминь.

Примечания
1* Житие св. Варсонофия, описанное п. Гермогеном. Преосвящ. Григория житие св. Гурия и Варсонофия, СПб. 1853 г.
2* Так у Гермогена, по подлинной его рукописи. Буслаева христом., стр. 984.
3* Карамз. VII, 51, пр. 81.
4* Описание Пешношской обит., стр. 110–113. Карамз. VIII. 212. 213.
5* Послесловие устава. – Здесь же сказано: „а братии с ним (Варсонофием) пришло из Пешноши келарь Тихон крылошанин, Феодорит казначей крылошанин, Иев Далматов крылошанин, а постриженцы Пешношские, – да Симеон Неронов, Андрониковский постриженец крылошанин, да Андроник подкеларник, да Сильвестр служебник Яхонтова, а постриженец Пешношский“.
6* Исг. Акт. I, 331–333. Собр. грам. I, 533–537. Карамз. IX, пр. 177.
7* Микулинская летопись, СПб. 1854 года. Оршин монастырь, Тверь, 1847 года.
8* Гермогеново опис. чудес Гурия и Варсонофия, чуд. 5. 26. 62.
9* Толстого устав отд. 1 № 100.