Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Публии диакониссы

 Св. Публии диакониссы

Антиохия – в начале христианства – столица Востока, с 500,000 жителей. Нигде язычество не являлось в такой полноте безобразия своего, как в Антиохии. Здесь был сброд магов, мим, жрецов, город плясок, вакханалий, оргий исступлённых, разврата наглого, роскоши бешеной. Когда явилось тут христианство, чудная перемена произошла в роскошной столице Востока. При св. Златоусте в Антиохии и её окрестностях были уже целые сонмы чистых дев. Вот что говорит он в одной беседе Антиохианам: «девы, ещё не достигшие двадцатилетнего возраста, проводившие всё время в своих покоях, воспитанные в неге, почивавшие на мягком ложе, пропитанные благовониями и дорогими мастями, нежные по природе и ещё более изнеженные от усердных ухаживаний, не знавшие в продолжении целого дня другого занятия, как только украшать свою наружность, носить на себе золотые уборы и предаваться сластолюбию, не делавшие ничего даже для себя, но имевшие множество служанок, носившие одежды более нежные, чем само их тело, у потреблявшие тонкие и мягкие покрывала, постоянно наслаждавшиеся запахом роз и подобных благовоний, – эти девы, быв внезапно объяты огнём Христовым, бросили всю эту роскошь и пышность; забыв о своей нежности, о своём возрасте, расстались со всеми удовольствиями и, подобно храбрым борцам, вступили на поприще подвигов. По-видимому, говорю я невероятное, однако ж верное. Я слышал, что эти столь нежные девы достигли такой строгости в жизни, что надевали на свои нагие тела самые грубые власяницы; ноги их оставались босыми и ложем их были тростниковые прутья, большую часть ночи проводили они без сна. Трапеза у них бывает только вечером, трапеза, на которой нет ни трав, ни хлеба, а только бобы, горох, елей и смоквы. Постоянно заняты они прядением шерсти и другими более трудными рукоделиями, чем какими занимались у них служанки. Они взяли на себя труд лечить больных, носить одры их, умывать ноги им. Многие из них занимаются и приготовлением пищи. Такую имеет силу огонь Христов!»

При Златоусте в Антиохии явились даже и порицатели девства, точно такие же, каковы они и ныне. Нового не придумали новые умники, а повторяют старое, изношенное. Для них св. Златоуст писал в Антиохию обширное сочинение о девстве. Дав понятие об истинных девах, показав и то, что между еретиками не может быть истинных дев, как не было их между язычниками, он пишет: «скажет кто-нибудь: если лучше не касаться жены, то к чему же введён в мир брак? Что помешает быть истреблену людскому роду, если на место умерших не будет рождающихся? Род наш держится не силой брака, а силой Господа, сказавшего: раститеся и множитися... Без воли Божией брак не умножит людей и девство не уменьшит... Не девство грозит гибелью людскому роду, а грозят беззаконные сожития. Это показано в быстром истреблении всех животных при Ное. Если бы сыны Божии воспротивились гнусной похотливости и не смотрели преступными очами на дщерей человеческих, погибель не пришла бы. Когда мир весь наполнился людьми, остаётся одна причина брака – предотвращение нечестивой похотливости». Выставив те неудобства, какие влечёт за собой второй брак, и показав, что всякий брак есть неотвратимое рабство, картинно изображает, как легче деве, чем замужней, достигать Царства Небесного, и решает кое-какие недоумения.

Христовым огнём, о котором говорил Златоуст, горела душа благородной Антиохиянки – св. Публии.

Дочь благородных родителей, по их желанию, выдана была. замуж за благородного Антиохийца; но с мужем жила недолго, – он скоро умер. Благословенным плодом честного брака был сын Иоанн. Мать воспитала его, как искренняя христианка. Оттого вышло, что Иоанн «немало времени начальствовал над пресвитерами Антиохийскими и, быв много раз избираем на Апостольскую кафедру, всегда уклонялся от начальствования». Блаженная Публия со времени вдовства своего вела жизнь строгую, в посте и в молитве. При такой жизни почтенная священным саном диакониссы, она собрала себе дев и вдов, решившихся, подобно ей, жить для Господа; с ними проводила она жизнь точно так, как писал святой Златоуст, снявший свою картину дев и с общины благородной Публии; с ними постоянно славила она Творца и Спасителя Бога. Так прожила она подвижнически несколько лет. На престол империи взошёл Юлиан и открыто стал на сторону язычества; гордый умом своим, он старался дать языческому богослужению великолепие и возможно-лучший смысл; на словах выставлял из себя защитника всякой истины и человечности, а на деле нагло осмеивал святую веру, дозволял гнать и сам гнал христиан. Он прибыл в Антиохию и здесь поступал, как фанатик язычества; велел выбросить мощи св. Вавилы из храма, «обещался стереть с лица земли всю породу Галилеян», – так называл он христиан и велел не иначе называть их. Раз он должен был проходить мимо молитвенного дома Публии. Подвижницы пели утренние хвалы Богу. Когда отступник шёл мимо обители дев, подвижницы громче обыкновенного запели все вместе, считая гонителя достойным презрения и осмеяния. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих, возглашали они с Давидом и, его словами изобразив бесчувственность их, с его негодованием пели: подобны им да будут творящии я и вси надеющиися на ня (Пс. 113:16). Слыша это, нечестивец вспыхнул и с гневом запретил петь псалмы, когда он будет проходить мимо. Тот, кто сердится на правду, выказывает только свою слабость и вызывает против себя новую смелость правды. Когда Юлиан снова проходил мимо обители, св. Публия велела петь: да воскреснет Бог и расточатся врази Его (Пс. 67:1). Юлиан в бешенстве приказал привести к себе начальницу хора. Перед ним предстала старица, достойная всякого почтения и по летам своим и пользовавшаяся общим уважением в Антиохии за высокие добродетели свои. И однако он приказал одному из слуг бить по щекам проповедницу правды, и тот обагрил свои руки кровью её. Бестрепетная диаконисса говорила Юлиану, что жалеет о больной душе его, но считает истину Божию выше всего. С хвалой Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Считая Юлиана за одержимого злым духом, как одержим был Саул, она продолжала петь для него священные песни с теми мыслями, что авось либо и отступник придёт в себя. Недолго после того длилась жизнь её: она с миром предала дух свой Господу, а Юлиан погиб на войне.

Примечания
1* Бес. 13 на посл. Ефесянам, стр. 222, 223. СПб. 1858. Ор. Т. XI, 115. 116.
2* Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317.
3* Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист. 5, 4). В Славянском прологе 9 октяб.: «приближися браку, родивши Феодора, святого пресвитера». Что это значит? Не более, как ошибка писца, перешедшая в печать. Менолог Василия: «на короткое время связанная узами брака родила святейшего пресвитера Иоанна».
4* Менолог Василия: «диаконисса Церкви, в Антиохии Сирской». В прологе: «Поплии служебницы» (διακονισσην).
5* Феодорита ист. 3, 12. В западных мартирологах св. Публия – игуменья.
6* Св. Златоуст в слове о святом Вавиле. Юлиан следовал эпикурейцу Лукиану, который говорит (in Philopatr.) об Апостоле Павле: «когда встретится со мною тот Галилеянин, плешивый, с орлиным носом, восходивший с земли на третье небо». Раз Юлиан писал в Артабию (Ер. 7): «клянусь богами, я не умерщвлял Галилеян и не хочу, чтобы терпели они неприятности не по правде». Но он лгал. Когда один префект наказал язычников за умерщвление нескольких христиан: Юлиан жестоко наказал его за это. В Антиохии пострадали при Юлиане Евгений и Макарий февр. 19, Феодорит пресвитер март. 8, Евсигней авг. 5, Ювентин и Максим сент. 5, Артемий окт. 20, Феодор ноябр. 23.
7* Феодорита ист. 3, 12. То же в обоих менологах. Мартиролог Барония под 3 окт.: «в Антиохии (кончина) святой игуменьи Публии; она, когда отступник Юлиан проходил мимо, пела со своими девами Давидову песнь: идоли язык сребро и злато, – подобни им да будут творящий я; по приказанию императора били ее по щекам и жестоко обругали».
8* Оба менолога на 9 окт. Мартиролог Усуарда, умноженный под 8 июня: «Публии вдовы и игуменьи, о которой причастная история в гл. 36 шестой книги». Римский мартиролог Барония под 9 октября.