Св. преподобно-муч. Евгении девицы, её родителей Филиппа и Клавдии, служителей Прота и Иакинфа и девицы Василлы
Евгения – Римлянка, дочь знатных родителей – язычников (отец её – Филипп был правителем г. Александрии), отличалась блистательным образованием и привлекательной наружностью; родители её надеялись обеспечить и будущность её посредством блистательного супружества с одним из многочисленных искателей руки её, знатнейших и богатейших людей того общества, к которому принадлежала Евгения.
Но не увлекалась сама молодая Евгения мечтами ни о замужестве, ни о какой блистательной будущности. Случайно попало в её руки такое чтение, которое произвело переворот в её чувствах и понятиях, и ей стала вдруг чужда её языческая обстановка. Чтение это, а именно: послания св. Апостола Павла, перенесло её душу в совершенно иной, новый для неё и чудный христианский мир. Всей душой полюбила она проповедуемого Павлом Христа и преисполнилась жаждой познания Его. С этой целью искала она случаев сближения с преследуемыми тогда христианами, от которых могла услышать о Христе и просветиться Его учением. Поражённая высоким смыслом христианских песнопений, которые случилось ей выслушать однажды во время её прогулки загородом, Евгения решилась окончательно присоединиться к обществу христиан, и, не надеясь получить на это позволение своих родителей, опасаясь, наоборот, всякого препятствия в этом отношении с их стороны, она, убедив двух домашних слуг, Прота и Иакинфа, последовать за ней и переодевшись в мужское платье ради того, чтобы удобнее было скрываться от поисков за ней, скрылась из родного дома и явилась в мужской монастырь, назвав себя братом сопровождавших её слуг. Все они были приняты и вскоре приняли крещение от христианского епископа Елия, известного святостью своей жизни.
Всецело предавшись иноческому подвижничеству, Евгения достигла такого нравственного совершенства, что по смерти игумена обители единодушно была избрана на его место. Бог подкреплял её в её необычайных трудах и удостоил её дара чудотворений. Исцеляя молитвой больных, она приобрела известность; но слава, достигнутая ею, не могла обойтись без своих обыкновенных последствий: вражды и клеветы...
Обратив на себя внимание одной знатной женщины, по имени Меланфии, которую она исцелила от болезни, Евгения подверглась её мстительности за то, что с ужасом отказалась от её кощунственного предложения вступить с ней в незаконный союз, причём бесстыдная женщина предлагала передать мнимому иноку всё своё богатство.
– Замолчи, женщина! – с негодованием отозвалась Евгения – на слова Меланфии, – и знай, что не для того мы отрешились от всех благ мирских, чтобы прельститься богатством. Соединение с людьми у нас только – в любви ко Христу, и всё богатство наше – в познании истины.
Пристыженная и раздражённая до крайней степени Меланфия не остановилась тогда перед самой позорной клеветой, чтобы погубить святую подвижницу, которую она принимала за инока, и принесла на него жалобу, как на желавшего обольстить её...
Тогда-то, чтобы спасти и честь иноческого звания и братий своей обители, которых также успела вовлечь в ответственность злая женщина, так что подвергла их возможности быть замученными при обнаружении исповедания ими христианской веры, Евгения решилась ради изобличения клеветы открыть свою давнюю тайну перед правителем города, всё тем же Филиппом, родным отцом её...
Приведённая к нему на суд и ложно обличённая подкупными свидетелями, она обратилась к нему с следующими словами: «настало время нарушить молчание, которое долго соблюдала я... Настало время высказаться свободно и открыть истину ради обнаружения лжи, взведённой на нас. Не ради тщеславия, но ради славы имени Христова и ради того, чтобы не допустить торжества беззакония над невинностью и незаслуженного поругания над христианами, должна я открыть тайну, которую хотела сохранять до конца моей жизни...
«Много лет ты не видал меня, господин мой, правитель, и не узнал во мне под видом инока – родную дочь твою... Но теперь ты должен узнать, что такова сила святого имени Христова, что ею и слабые жёны не уступают в твёрдости сильным мужам, и не полагается между людьми другого различия, кроме степени веры... Все мы – одного духовного естества во Иисусе Христе, перед Которым не полагается различия между мужами и жёнами, как свидетельствует учитель христианский Павел... Потому и я, уверовав во Христа, не усомнилась послужить Ему, избрав деятельность, хотя и превышающую силы слабого женского существа, но утаившую мой путь от внимания тех, кто мог бы воспрепятствовать мне подвизаться на нём... И вот, теперь я открываюсь перед тобой, отец мой, и перед вами, братия мои, Сергий и Авит, присутствующие здесь... Я – Евгения, твоя дочь, отец мой, Филипп, которая ради любви ко Христу отрешилась от всяких земных утешений... А вот и слуги твои, а теперь – братия мои – Прот и Иакинф, которые также пожелали посвятить себя служению Богу истинному».
Едва успела высказать это о себе Евгения, как отец её, признав её по мере того, как она говорила, и придя в себя от охватившего его волнения при таком неожиданном открытии, припал к ней, со слезами неописанной, радости обнимая такую дочь свою... В эту минуту он постиг её христианское совершенство и истину избранного ею пути...
Кто бы мог измерить также и радость матери Евгении – Клавдии, когда, извещённая о случившемся, поспешила она увидать дочь свою, которую уже давно почитала погибшей...
Не только родители Евгении, но и весь народ, бывший при этом, восторженно восклицал:
– Велик Христос, Бог христианский! Он один – истинный Бог, творящий чудеса! Открывающий сокровенное, защищающий правду, посрамляющий ложь!
Вслед затем правитель Филипп со всем домом своим и множество народа приняли веру Христову. Принуждённый, когда узнали об этом гонители христиан, или отречься от веры христианской или быть отрешённым от звания правителя, Филипп предпочёл последнее, и был тогда поставлен епископом; но не долго послужил он христианам в сане святителя: он был умерщвлён по повелению нового правителя города –Терентия. По смерти Филиппа семья его возвратилась в Рим, где сыновья его поступили на государственную службу, а вдова его, Клавдия, с блаженной дочерью своей Евгениею поселилась в своём имении за городом, где и жили они в трудах распространения веры Христовой. За это, и в особенности за обращение ко Христу одной знатной девицы Василлы, Евгения была предана мукам. Долго, но с непоколебимым мужеством переносила она различные истязания, наконец, была обезглавлена вместе с Василлой в самый день Рождества Христова в 262 г. – Клавдия похоронила дочь свою в своём загородном имении, и сама скончалась вскоре после того, быв предупреждена во сне о своей кончине дочерью своей, мученицей Евгенией.
Вместе с Евгенией были обезглавлены и бывшие при ней Прот и Иакинф за то, что не хотели принять участие в жертвоприношении язычникам.
«О Проте и Иакинфе упоминается в стихотворениях папы Дамаса. Гробы их открыты при этом папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре после того церковь. В настоящее время мощи Прота почивают в Риме, в церкви И. Предтечи у Флорентинцев; мощи Иакинфа – в церкви св. Ап. Павла, Остийской; мощи Евгении – в церкви 12-ти Апостолов; мощи Василлы – в церкви Пракседы».