Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. праведных Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи

Праведные Захария и Елизавета, жена его из рода Ааронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии, жили во дни Ирода, царя Иудейского. Оба они были праведны перед Богом, ходяща во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочна. Захария был первосвященник и пророк. Хотя евангелист Лука называет его иереем (Лк. 1:5–9); но иереем в св. Писании часто называется и архиерей (Лев.2. Исх. 35:19. Деян. 5:24).

Первосвященником же и великим архиереем называют Захарию Дионисий Ареопагит, св. Златоуст, Феодорит, Димитрий митрополит и св. Церковь в службе на Введение Богородицы.

Св. праведных Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи

Захария, по выражению церковной песни, был «зритель тайных». При торжественном событии введения Девы Марии он, по Божию научению, ввел Ее во святая святых. Плодом супружеской праведности Захирии и Елисаветы был честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором, как Предтече Господа, Захария пророчествовал (Лк. 1:56–67). Св. Захария был свидетелем Евангельской истины по воплощении Сына Божия. Когда Пресвятая Дева, в 40 день по рождении Спасителя, пришла в храм Божий для очищения законного, то, по сказанию предания, Захария принял Ее с Предвечным Младенцем и поставил в храме на месте, назначенном для дев. Книжники негодовали; но Захария исповедал, что Дева сия хотя и стала Матерью, но не перестала быть и чистой Девой.

Скрывая и спасая сына своего младенца Иоанна от смерти, на которую осудил младенцев Вифлеемских Ирод, царь Иудейский, опасаясь Младенца Христа, чтобы Сей Богомладенец царского рода не отнял у него царства, Захария, сын Варахин, по повелению Ирода, сам убит был мечем, между церковью и алтарем (Мф. 23:35). Прав. Церковь в своих песнопениях и сказаниях, называя Захарию, сына Варахиина, убиенного между церковью и алтарем, отцем Предтечи, основывается на древнем предании Церкви первенствующей. Так передают Ориген, св. Петр Александрийский, св. Григорий Нисский в слове на Рождество Христово, Кирилл Александрийский и другие. Св. Петр, архиепископ Александрийский и священномученик, живший в конце III и в начале IV христианского века и написавший правила, принятые Церковью в руководство, в 13 правиле своем об убиении Захарии между церковью и алтарем говорит: «кровожадный Ирод видел, яко поруган бысть от волхвов, разневася зело и послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его, от двою лету и нижайше по времени, еже известно испыта от волхвов (Мф.2:12, 16). Искав купно с ними убити и иное отроча, рожденное прежде Его, и не нашедши, убил он отца его – Захарию между церковью и алтарем, тогда как младенец удалился с матерью Елизаветой». День св. праведных Захарии и Елизаветы празднуется Церковью с древних времен. В IV веке в этот день св. Иоанн Златоуст говорил поучения.

Чтением Апостольским Церковь проповедует о непреложности обетований Божиих, данных Аврааму и потомкам его, к коим принадлежат Захария и Елисавета (Евр. 6:13–20); а Евангельским благовествует об убиении Захарии между церковью и алтарем (Мф. 23:29–39).