Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Никиты, епископа Новгородского

 Св. Никиты, епископа Новгородского

Св. Никита, епископ Новгородский

У одного Палестинского аввы спросили: «отчего святые смиряются более и более, по мере своего усовершенствования?» И авва отвечал: «оттого, что они не смотрят на то, что оставляют позади себя, а лишь на то, что впереди их; их правда представляется им ничтожной пред величием святости Божией». Потому-то не умна, преступна, опасна гордость наша, не только та, которая тешится земными преимуществами, но и та, которая самонадеянно принимает на себя духовные подвиги. Пример тому – Печерский подвижник Никита, который вместе показывает собою, что когда воля благая, невзирая на падения, с твёрдостью следует внушениям благодати, благодать Божия возводит душу на высокую степень духовного совершенства.

«В дни игумена Никона (1078–1088 г.), – пишет Поликарп, Печерский инок, был брат, именем Никита. Искушаемый желанием славы пред людьми, избирая великое дело не для Бога, он просил у старца дозволения идти в затвор. Игумен не позволял ему. „Чадо! ты молод, – говорил он, и потому не полезно для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братьями, и ты не потеряешь твоей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия, как он прельщён был; только великая благодать Божия спасла его, и он творит ныне чудеса“. Никита отвечал: „никогда не соблазнюсь я такой вещью, а прошу у Господа, дабы дал мне дар чудотворений“». «Выше сил твоих прошение твоё, – сказал Никон; – остерегись, брат, чтобы вознёсшись не упасть. Смирение наше приказывает тебе служить братии».

Никита настоял на своём. Но не прошло года, как стал он добычей искусителя. Явившийся в виде ангела дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Скоро стал Никита прозорливым и учительным. Он послал сказать Изяславу: «ныне убит Глеб Святославович в Заволочье, пошли скорее сына твоего Святополка на Новгородский престол». Как сказал он, так и было. И по летописи князь Глеб точно был убит 1078 г. мая 30 дня. Это оправдавшееся прозрение обратило внимание всех на Никиту; князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений. Никто не мог сравниться с ним в знании книг Ветхого Завета, он знал их на память; но книг Нового Завета никак не хотел он слушать, ни беседовать по ним. По этой последней странности поняли, что он обольщён. Любовь отцов не могла быть равнодушной к несчастью брата. Преподобные игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший после епископом Тмутараканским, Нестор, написавший летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший потом епископом Чернигова, – пришли все к прельщённому и, помолившись, отогнали от него беса. Они вывели его (из затвора) и спрашивали о Ветхом Законе, желая что-нибудь слышать от него. Но он с клятвою уверял, что никогда не читал книг. И тот, который прежде знал на память Ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. С того времени он посвятил себя посту и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошёл он других добродетелями. Поставленный в епископа Новгороду, он сотворил много чудес; молитвой низвёл дождь и погасил пожар. И ныне чтут со святыми блаж. Никиту. Так писал Поликарп.

По другим памятникам, св. Никита посвящён в епископа Новгородского в 1096 году на место почившего блаж. Германа, а в 1097 г. Мстислав, князь Новгородский, «молитвами преподобного епископа Никиты», благополучно возвратился в Новгород после долгой войны с Олегом. Поныне ещё цел каменный корпус, построенный св. Никитой для Новгородского владыки; он и в памятниках и в народном предании известен под именем Никитинского, как построенный св. Никитой. Святитель-подвижник имел утешение благословить блаж. Антония на основание новой обители. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 ф., – верный свидетель тому, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти. Блаж. пастырь скончался 31 января 1108 года, «а на весну, – говорит древняя летопись, – почата писати (расписывать стены) св. Софью, стяжанием святого владыки», – по его завещанию.

Уже во время Поликарпа, в начале XIII в., чтили память преп. Никиты в числе святых. Но мощи святителя открыты были только в 1553 году.

Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул навеки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте; его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофные, кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевой опушкой. Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего всё сверхъестественное – и благодать Божию и все чудеса христианства. По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до 10 больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него.

Примечания
1* Следуем ркп. сказанию. Пишут: «при самом начале Печерской обители, одним из первых её подвижников был преп. Никита». Нет, не то говорится у блаж. Поликарпа. «Ты молод», – говорит игум. Никон (1078–1088 г.) Никите. Никита видел Исаакия в бедственном состоянии, и след., был в Печерской обители с 1067 г., но уже не раньше того.
2* Собр. л. 1, 85; 3, 3.
3* Поликарп по ркп.: «а не можаше никто стязатися с ним книгами Ветхого Завета, весь бо из уст умеяше – бытие, исход, левити, числа, судии, царства и вся пророчества по чину и вся книги жидовскы».
4* Ркп. послание к Акиндину. Лет. относительно пожара указывает на кондак: «в кондаке его написано: прилежно моление за люди своя принося, овогда и граду запаление угасил еси». Собр. л. 3, 213.
5* Собр. л. 1, 109; 3, 122, 179, 213. Годом поставления св. Никиты в епископа во 2 Новгород. л. в росписи владык, в Воскр. л. (собр. л.7:9), в Никон. л. показан 6604 и только в 3 Новг. л. 6605.
6* Описание Новгород. архиерейск. дома, стр. 4, 41. СПб. 1857 г.
7* Описан. Новгор. святыни, 30. СПб. 1850. Опис. Новг. собр. 191.
8* Собр. л. 3, 3. Тот же год кончины в Воскр. л. Собр. л. 7, 21. В 3 Новгор. л. (стр. 213) повторено известие 1 лет. о расписании стен собора, но кончина поставлена под 1615 г. и вместе сказано: «бысть во епископии 13 лет». Одно с другим несогласно. Древние известия несомненны, тем более что св. тело Никиты, обретённое 30 апреля 1558 г., пробыло в земле 450 л. и 3 месяца. Опис. Новгор. соб. стр. 95, 99.
9* Собр. л. 3, 158. Минея янв. 31. Никита «Новоявленный чудотворец» – в грамоте 1563 г. (ист. акт I, 550. 551).

Ещё цела железная лампада, устроенная усердными Новгородцами при открытии мощей святителя. Она с надписью: «свеча великого Новгорода, всех православных хресиян, поставлена новому чудотворцу Никите в л. 7076 (1558) апреля в 1 день при архиепископе Пимене». Древн. гос. Росс. 1, 80. Служба св. Никите – у Толстого III, № 50, Царского № 364.

10* Ркп. житие «о переменении риз телеси св. Никиты». Ризы и шапку святителя возили показывать царю Иоанну вслед за открытием мощей. Соб. л. 3, 159. В ризнице Софийского собора показывают ещё святительский жезл св. Никиты. В настоящем виде, составляют его три жимолостные тросточки, соединённые тремя яблоками, и поперечина, одетая моржовой костью, на которой вырезаны святые: митр. Пётр и преп. Сергий. Но так как сии святые прославлены, один в 1330 г., другой в 1427 г., то украшения посоха, без сомнения, не принадлежат св. Никите. Древн. Росс. гос. 1, № 97–100. Опис. Новг. соб., стр. 190–192.
11* О некоторых чудесах замечено в летописи под 1552, 1558 и 1571 гг. Собр. л. 3, 156, 158, 165. Ркп. опис. жития и чудес у Румянцева, стр. 206.