Св. мученицы Сиры
Сира была родом из Карх-Селевкии в Елимаиде (нын. Абизард), дочь одного из начальнейших магов. Желая предохранить ее от знакомства и дружбы с христианскими девицами, отец еще в очень равней юности отправил ее в город Фарс для воспитания и подготовления в жрицы в капище огня. Достигши же совершенного возраста, возвратилась в дом родительский и поступила в число жриц. Скоро познакомилась с некоторыми нищими христианами, а чрез них и с учением христианским, обсуждала великое различие между верою магов и верою христиан, позвала лучшее и решилась присоединиться к истинному благочестию. Желая ближе ознакомиться с христианским учением, тайно посещала церковь, слушала чтение и пение и положила начало новой жизни постами и молитвами. Не укрылось это от домашних, братьев и сестер, и просили они мачеху свою убедить Сиру не отступать от веры предков, чтоб не нанесть бесчестия всему роду их и не навлечь гнева царского. Мачеха наедине открыла девице, будто и она тайная христианка, и советовала ей чтить Христа втайне, а явно служить богам, чтобы не дать о себе подозрения и не подвергнуться бичеваниям, терзаниям, жжениям и прочим мукам; потому что опасно, говорила, как бы, не стерпевши мук, она и явно не отверглась от Христа и не совершила греха непростительного. Сими и подобными словами удалось ей преклонить Сиру на малое время, но затем скоро последняя, повинуясь внутреннему званию, отправилась рано в церковь и просила епископа Иоанна сподобить ее святого крещения. – Этот Иоанн есть второй известный в VI веке представитель православной церкви в Персии. – Епископ возрадовался духом об ищущей крещения, но, рассудив обстоятельства времени, не сподобил ее крещения. Ибо знал, что она – знатного рода, а ненависть магов к христианам била очевидна для всех; он боялся раздражить их и дать повод к общему преследованию христиан. Частию же и о самой девице сомневался епископ и советовал ей прежде исповедать Христа пред отцом своим, братьями, сродниками и всеми домашними; и если сможет претерпеть ожидающие ее истязания, то пусть и пребывает в добром исповедании, и тогда сподобится святого крещения. Так советовал ей епископ и отпустил с миром. Чрез день, когда ранним утром надлежало ей совершить в доме своем утреннюю жертву богам, она сокрушила орудия жертвенные и плюнула на огонь, восклицая: «плюю на ложных богов и на алтари нечестивые, верую в истинного Бога и присоединяюсь к Церкви христианской». Мачеха, братья и все домашние (отца не было дома) с другими сродниками и ближними слезно просили ее отстать от такого дела, не бесчестить рода своего в не предаваться самовольно на муки; но она и слушать их не хотела. Воротившийся отец сначала бил ее без пощады, потом умолял со слезами; наконец, видя непреклонность ее и предупреждал огласку, сам известил обо всем Мавиптиса, начальника магов. Созваны были маги к храму огня судить отступницу от веры предков; собралось туда и множество народа, в том числе и христиане. Мавиптис спросил: «для чего ты отвергла отечественных богов и предания, а другую веру приняла?» Сира: «каждый здравомыслящий человек не подобится бессловесным животным, без рассуждения идущим вслед за родившими их, но идет путем, какой находит лучшим, и не следует к гибели за своими заблуждавшими предками; и я, видя христианскую веру лучшею нечестия, отвергла худшее и избрала лучшее». Мавиптис: «Девица, многим мукам предана будешь, если не послушаешь нас». Сира же, положа руку на шею, сказала: «отруби ее, имеешь власть, только и говорю тебе». На дальнейшие слова судьи она ничего не отвечала, но читала про себя псалмы, для магов не вразумительные. И сказал один из магов: «это она вторит какое-то христианское учение». Тогда Мавиптис велел позвать епископа для удостоверения, христианские ли какие мысли высказывает девица? Будучи спрошен о произнесенных девицею словах, епископ подтвердил, что это действительно слова христианские. Тогда Мавиптис велел бить ее по устам и грозил лютыми муками, но, не желая доносить царю о таком происшествии в доме и роде знаменитого мага, поручил отцу беречь ее в доме своем и стараться больше ласками, чем угрозами, о возвращении ее в вере предков. Случилось придти в Селевкию некоему знатному персидскому сановнику, и отец снова жаловался на упорство дочери своей и на ненависть христиан, будто они злоумышляют против него и хотят его побить камнями. Сановник послал нарочитых мужей спросить девицу, для чего она оставила отеческую веру, и ласковыми словами отвратить ее от христианства. И так как она посланным ответила, что готова страдать и умереть за имя Христово, то была отведена в общенародную темницу и содержалась в оковах без хлеба и без воды три дня. А когда и после сего пребывала твердою в своем исповедании, была брошена в векую яму, глубокую и смрадную, и там провела пятнадцать дней; наконец снова возвращена в общую тюрьму и христианам не возбраняли посещать ее. Когда наступал праздник в честь всех персидских мучеников и предстояло богослужение в одном из молитвенных домов (’εν τινι τῶν εὐκτηρίων οἴκων) вне города, то пожелала и св. Сира выйти туда ночью на всенощное бдение, и некоторые из верных подарками страже доставили ей к тому возможность. Итак, переменивши одежду, она присутствовала при богослужении. «В другую же опять ночь, за поруками и за деньги отпущенная из тюрьмы, она пошла к епископу и приняла от него крещение в церкви, которая в городе», – говорится в Четь-Минее на основании позднейших известий, потому что в греческом памятнике, писанном когда еще живы были участники этого дела, читаем следующее. «А каким образом и при чьем участии совершено над нею таинство крещения, полезным считаю умолчать по причине настоящего положения вещей; только замечу здесь, что по письменному дозволению епископа, еще находясь в узах, она получила крещение в святейшей церкви того города».
В это время ожидалось посольство от римского императора к персидскому двору, и маги, опасаясь, чтоб римский посол не принял участия в Сире и не испросил ей у царя свободы, решили скорее отправить ее на суд к царю, находившемуся тогда в мидийском городе Адваке (Ἀλουὰκων – нын. Алибок, в Мазандеране). И послали ее туда, наложивши на ее шею печать, по господствующему у них обычаю, чтобы воины не представили иное лице или не сказали, что на пути умерла, потому что изгладить такую печать не отрезавши головы нельзя было. В Алваке Сира передана была начальнику той области, который после напрасных убеждений велел снять с нее обычную благородным женщинам одежду, облечь в грязное рубище и отдать под стражу евреям. А евреи, взявши ее скованную, затворили ее в темной храмине и на пропитание давали ячменного хлеба в таком количестве, чтобы она только не умерла с голоду, укоряя при том и понося ее и веру ее. Чрез одиннадцать дней она представлена была на суд начальнику магов, который, слыша от ней твердое исповедание веры христианской и опровержение персидского вероучения, решил снова отдать ее под стражу евреям и не допускать к ней никого из христиан. А пред возвращением ее в тюрьму, персы, обнаживши меч пред нею, поклялись убить ее, если не последует убеждениям начальника магов. Чрез три дня главный сановник над тюрьмами перевел Сиру из еврейской тюрьмы в другую, – и это сделал для своего прибытка, потому что христиане платили большие деньги за позволение посещать узницу.
Тем временем царь захотел перейти в другой город, Ресанкусадон; с ним пошли вельможи и начальник магов. Вслед за ними ведена была туда и Сира с другими узниками. И когда случилась остановка в Карсе великом, начальник магов и другие сановники еще раз потребовали ее на суд, и когда она пребыла мужественною в своем исповедании, решили, что она «повинна смерти, потому что и богов хулит, и царя уничижает, и властям ругается», и велели снова наложить на ее шею клеймо, в предупреждение замены другим лицом. Впрочем казнь была отложена на некоторое время и назначена в другом месте, из опасения смуты от христиан. Итак, отданная под стражу начальнику пехоты, приведена вслед за царем в область Бетармайскую и тут умерщвлена следующим образом. Когда привели ее на место казни и накинули петлю на шею, то не сразу задушили, а затянувши петлю так, что мученица уже едва могла дышать, ослабили ее и объявили, что она будет пощажена, если откажется от христианской веры. Но святая ответила: «исполняйте повеленное вам, не нарушайте законов своих». И затем вторично, стянувши петлю и ослабивши ее, предложили Сире отречься от Христа, но получили тот же ответ. После сего окончательно стянули петлю, и таким образом мученица скончала свое земное поприще в 28 день месяца перития (февраля) 870 года по сирскому счету (т. е. 558 по нашему). Тело ее взято верными и похоронено с честию в некоем сокровенном месте (См. Acta ss. 18 мая).