Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. мученицы Кикилии (Цицилии) и пострадавших с нею свв. мучч.: супруга ее – Валериана, брата его – Тивуртия и воина Максима

Кикилия, родившаяся в Риме в начале III-го столетия от знатных и богатых родителей, с детства имела случай просветиться проповедью св. Евангелия и, глубоко восприняв чистейшее христианское учение, произнесла в душе своей обет девства. Между тем, когда она пришла в возраст, то родители выдали ее замуж за одного язычника, по имени Валериана. Но – чего не может сделать воздействие одной на другую души, проникнутой сильным чувством и искренним убеждением, да еще при содействии молитвы? Так и непорочная и верующая Кикилия успела убедить своего мужа в истине и высоте христианского учения и расположить его к целомудренной жизни. Сознав дивную красоту христианского миросозерцания, Валериан поспешил поделиться своим счастием и с любимым своим братом Тивуртием. Оба они, по указанию Кикилии, были наставлены и крещены епископом Урбаном, скрывавшимся тогда от гонений вне города в пещерах и гробницах по Аппиевой дороге. С усердием и безбоязненно стали тогда вновь обращенные вместе с Цицилиею проповедовать и другим язычникам веру Христову, служили мученикам и заключенным в темницах и щедро делились имуществом своим со всеми нуждающимися. Видениями ангелов и даром чудес была услаждена, утверждена и прославлена их Богоугодная деятельность и, одушевленные пламенною верою и любовию к Богу, соединенные взаимною неземною любовию, Цицилия, Валериан и Тивуртий, казалось, предвкушали рай на земле.

Но скоро предстояло им тяжелое испытание, которому суждено быть венцем человеческих подвигов и которое, лишь путем страдания очищая душу, отверзает перед нею двери истинного вечного рая...

Узнав о деятельности Валериаеа и Тивуртия в пользу преследуемой веры во Христа, епарх Алмах приказал представить их к нему и после допроса и истязаний велел их отвести в местечко Паг – на четвертой миле от Рима и там предать смертной казни, если они воспротивятся совершить языческое жертвоприношение. Спокойно и радостно шли мученики на казнь: дорогою успели убедить провожавшего их на испытание и удивлявшегося их бодрости воина Максима в истине христианской веры, которая внушает радостную бодрость, а не уныние при переходе в вечную жизнь... Пораженный их словами, Максим укрыл их у себя в доме на ночь и в присутствии пришедшей туда Цицилии принял крещение со всем своим домом.

На следующее утро Валериан и Тивуртий, отказавшиеся от принесения языческой жертвы, были преданы смертной казни, а с ними и Максим, исповедавший себя христианином. Цицилия похоронила останки трех мучеников; сама же, в ожидании той же участи, еще ревностнее предалась распространению веры Христовой, имуществом же своим распорядилась в пользу бедных, так что в тот день, когда епарх потребовал ее, как христианку, к себе на допрос, она, простившись с домашними, послала за епископом Урбаном, поручая ему окрестить до 400 человек, обращенных ею ко Христу.

Алмах, главным образом, имел в виду воспользоваться богатым имуществом Цицилии, но узнав, что она уже все свое имение раздала, велел замучить ее в жарко натопленной, дымной бане, но так как, протомившись три дня в жару и дыму, она еще была жива, то он приказал ее обезглавить. – Все упоминаемые мученики пострадали около 230 года. Мощи их, вследствие откровения о них папе Пасхалию, были перенесены им в Рим в IX столетии.