† Преставление праведного Михаила воина
И Болгарском древнем синаксаре читаем следующее. «Святый Божий Михаил жил во время благочестивого даря Михаила († 867 г.). Происходил он из города Потука и был родом Болгарин, не из простых, а из почетного и благоверного рода. Он был из числа первых христиан (Болгарии); родители и сторонние называли его: святое дитя. С юности вел оп жизнь чистую, имел страх Божий вред очами своими, занимался милостию и постом, щедро раздавая руками своими подаяние бедным и посещая больных; был кроток и смирен и украшался добродетелями.
Придя в возраст, на 25 году избран он был, по военному порядку, в начальника над дружиною. Ефиопляне и Агаряне поднялись войною на христиан. – Поднялась и держава христианская со множеством войска против Арабов». – Война имп. Михаила против Агарян есть та самая война 865 г., во время которой имп. Михаил, дойдя до Черной реки, получил известие, что Руссы напали на Константинополь с моря и сухим путем, и потому поспешил возвратиться в столицу империи. Оставшемуся без него войску много надобно было иметь мужества и храбрости в виду многочисленного неприятеля. «Пред натиском Ефиоплян и Агарян Греки побежали в горы и ущелья. Св. Михаил не дрогнул. Он одушевлял мужеством свою дружину. Когда Греки убежали, он, пав на землю, молился со слезами за христиан. Потом бросился о своими воинами на иноплеменников; ворвавшись в средину Ефиоплян и Агарян, он разогнал их и сам с своими остался невредим».
По окончании войны возвращаясь в дом, на одном месте пустыни Раифской вздумал он отдохнуть. В том месте было озеро. Слуга его увидал у озера дым. Взяв наскоро припасы, он идет туда, где дым, и видит: сидит девушка. На расспрос его, она рассказала, что из озера выходит змий и похищает людей и скот. Пока он слушал ее, пища, готовившаяся для господина, испортилась. Когда принес он ее к рабу Божию Михаилу, тот спрашивает: «где ты замедлил? Смотри, пища пригорела». Слуга рассказал все, что слышал от девушки. Раб Божий Михаил звал слуг своих идти с ним; но те отказались. Блаженный, помолясь и осенив лице крестным знамением, сел на коня и отправился с старшим слугою. Достигнув озера, где была девушка, он спросил ее: зачем пришла она сюда? Та просила его спасаться от страшного зверя. Она рассказала об обычае города отдавать зверю детей на съедение. Раб Божий приказал слуге отойти с конем дальше от озера, а сам стал на молитву. И вот змей явился среди озера со свистом; шея его возвышалась над водою саженей на 20; хвостом бил он по воде локтей на 40. – Святой со щитом в руке отсек ему голову; а змей хвостом ударил его по правой руке и по левой ноге, и Михаил несколько времени был без чувств, потом встал. Слуга известил о том граждан; граждане встретили Михаила с торжеством, и святой передал девицу родителям ее.
Затем святой продолжал путь свой и, возвратясь в дом, спустя не много дней, предал дух свой Господу, Которого возлюбил с юности, и перешел в вечное царство.
Множество чудес совершал он по смерти, подавая исцеления притекающим к нему благоговейно. Когда великий царь Кало-Иоанн взял Потук, то святой Михаил перенесен был. Патриарх Василий вышел на сретение ему со всем причтом и боярами, с свечами и кадилами; царь Кало-Иоанн и патриарх внесли святого в богоспасаемый город Тернов и положили его в великой патриаршей церкви Вознесения Господня. Молитвами его да сподобит и нас Господь Бог Царствия Своего.
Болгарский царь Кало-Иоанн выгнал крестоносцев и Греков из Фракии и Македонии в 1206 г. и в 1206 г. умер при осаде Солуня. Перенесение мощей святого из Потука в Тернов происходило в 1206 г. вследствие того, что крестоносцы бесчеловечно и бессовестно ругались как над живыми православными, так над всякою святынею православия.