Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление праведного Михаила воина

И Болгарском древнем синаксаре читаем следующее. «Святый Божий Михаил жил во время благочестивого даря Михаила († 867 г.). Происходил он из города Потука и был родом Болгарин, не из простых, а из почетного и благоверного рода. Он был из числа первых христиан (Болгарии); родители и сторонние называли его: святое дитя. С юности вел оп жизнь чистую, имел страх Божий вред очами своими, занимался милостию и постом, щедро раздавая руками своими подаяние бедным и посещая больных; был кроток и смирен и украшался добродетелями.

Придя в возраст, на 25 году избран он был, по военному порядку, в начальника над дружиною. Ефиопляне и Агаряне поднялись войною на христиан. – Поднялась и держава христианская со множеством войска против Арабов». – Война имп. Михаила против Агарян есть та самая война 865 г., во время которой имп. Михаил, дойдя до Черной реки, получил известие, что Руссы напали на Константинополь с моря и сухим путем, и потому поспешил возвратиться в столицу империи. Оставшемуся без него войску много надобно было иметь мужества и храбрости в виду многочисленного неприятеля. «Пред натиском Ефиоплян и Агарян Греки побежали в горы и ущелья. Св. Михаил не дрогнул. Он одушевлял мужеством свою дружину. Когда Греки убежали, он, пав на землю, молился со слезами за христиан. Потом бросился о своими воинами на иноплеменников; ворвавшись в средину Ефиоплян и Агарян, он разогнал их и сам с своими остался невредим».

По окончании войны возвращаясь в дом, на одном месте пустыни Раифской вздумал он отдохнуть. В том месте было озеро. Слуга его увидал у озера дым. Взяв наскоро припасы, он идет туда, где дым, и видит: сидит девушка. На расспрос его, она рассказала, что из озера выходит змий и похищает людей и скот. Пока он слушал ее, пища, готовившаяся для господина, испортилась. Когда принес он ее к рабу Божию Михаилу, тот спрашивает: «где ты замедлил? Смотри, пища пригорела». Слуга рассказал все, что слышал от девушки. Раб Божий Михаил звал слуг своих идти с ним; но те отказались. Блаженный, помолясь и осенив лице крестным знамением, сел на коня и отправился с старшим слугою. Достигнув озера, где была девушка, он спросил ее: зачем пришла она сюда? Та просила его спасаться от страшного зверя. Она рассказала об обычае города отдавать зверю детей на съедение. Раб Божий приказал слуге отойти с конем дальше от озера, а сам стал на молитву. И вот змей явился среди озера со свистом; шея его возвышалась над водою саженей на 20; хвостом бил он по воде локтей на 40. – Святой со щитом в руке отсек ему голову; а змей хвостом ударил его по правой руке и по левой ноге, и Михаил несколько времени был без чувств, потом встал. Слуга известил о том граждан; граждане встретили Михаила с торжеством, и святой передал девицу родителям ее.

 Преставление праведного Михаила воина

Затем святой продолжал путь свой и, возвратясь в дом, спустя не много дней, предал дух свой Господу, Которого возлюбил с юности, и перешел в вечное царство.

Множество чудес совершал он по смерти, подавая исцеления притекающим к нему благоговейно. Когда великий царь Кало-Иоанн взял Потук, то святой Михаил перенесен был. Патриарх Василий вышел на сретение ему со всем причтом и боярами, с свечами и кадилами; царь Кало-Иоанн и патриарх внесли святого в богоспасаемый город Тернов и положили его в великой патриаршей церкви Вознесения Господня. Молитвами его да сподобит и нас Господь Бог Царствия Своего.

Болгарский царь Кало-Иоанн выгнал крестоносцев и Греков из Фракии и Македонии в 1206 г. и в 1206 г. умер при осаде Солуня. Перенесение мощей святого из Потука в Тернов происходило в 1206 г. вследствие того, что крестоносцы бесчеловечно и бессовестно ругались как над живыми православными, так над всякою святынею православия.

Примечания
1* Славянский древний текст сказания – в изв. акад. VIII, 153. 154. То же в печатном прологе под 22 ноября, с немногими изменениями.
2* Потук (Поток), упоминаемый и у Кантакузена 1322 г., по словам Шафарика, «вероятно нынешний Батак» (Древн. II, 364). Это – в Пловдивском округе. У Григоровича (стр. 162): «Баткун, с древним монастырем св. Петра»; монастырь «основан, как говорят, Баткунским баном». – Не родителем ли св. Михаила?
3* Если праведному Михаилу в 865 г. было 25 лет, а крестился он дитею, то крещен он в 840 г. па первом году правления к. Бориса; крещение родителей его вероятно было плодом мученической смерти к. Бояна. См. марта 28 ч.
4* Витзантийцы у Черткова, о войне Святослава стр. 127–132. Догадка некоторых, будто Михаиил в 865 г. выходил воевать с Болгарами, непримирима с житием праведного Михаила. Здесь местность сражения с неприятелями указывается вблизи Раифской пустыни, т. е. в Аравин. Да и у Византийцев враги империи называются Агарянами (у Льва грамматика, Георгия монаха и у Реоргия Амартола), каким именем обыкновенно называются Арабы, или «Измаильтянами» (в продолж. Константина), – опять Арабами.
5* «Ястия прокудиишася». У Востокова «прокудитии αχρειουν делать бесполезным».
6* По печатному прологу «присмядшася». У Востокова «присмядити καυματιλειν – подналить».
7* Ныне в Тернове древняя церковь «св. Спас», в дворе; в XIII столетии построен был новый патриарший храм св. Апостолов, но ныне целый. Григоровича путеш. 174. 173. В Зографской минее XIV в. память праведного Михаила 22 ноября. Поклонник св. горы стр. 336.
8* Акрополит: «отступив от Одрина, разогнал он (Ясень) Латинян и беспрепятственно вошел в Македонию, – обогатился большими добычами, ограбил города с людьми; – и иные из городов совсем разрушил, чтобы иначе Греки снова не завладели ими. Так он разрушил до основания Филиппополь, прекрасный город на Эбре, и другие города, – Ираклию, Паний, Редест, Хариополь, Тряхнополь, Макр, Клавдиополь, Мосинополь, Периферион и другие многие. Народ поселил он на притоках Дуная». Раича I, 447–452. Акрополит не показал всей правды о городах и их жителях. О Филиппополе вот что говорит западный писатель: «они (крестоносцы) достигли Бинополя, большого, но безлюдного города, в котором, не смотря на то, что войско расположилось по квартирам, почти через дом не было жильцов». Так было в 1189 году. Ясно, что до походов Ясена города были без жителей. Отчего? Тот же западник пишет далее: «начальник Брандица (Брашичева), лежащего на границах Булгарии и Венгрии, поспешил к Конст. королю (Исааку Ангелу) и говорил ему: как ты мог дозволить проход чрез свои владения таким безбожным людям? Они не щадят ни городов, ни местечек и предают все грабежу... Император (Барбарусса) начал в гневе опустошать окрестности (Филиппополя), приказывая вспахивать плугом землю, на которой стояли города и деревни... Войско награбило столько золота, серебра, драгоценных одежд и скота, что кто-то заплатил за одну курицу восемь быков» (Арнолод Любекский у Стасюлевича: средние века, III, 525. 526). После того понятно, что жители Македонии и Фракии сами охотно бежали в Болгарию, охраняемую твердою рукою Ясеней. – Патриарх Василий, современник Иоанна Ясеня I или Кало-Иоанна, в 1203 г. принявшего венец от кардинала, не упоминается в Болгарском синодике (Временник 1855 г. № 21), не потому ли, что подчинялся на время папе? Впрочем, видимая покорность Ясеня папе, допускавшаяся для получения царского венца, не помешала Ясеню бить везде, где было можно, слуг папы – крестоносцев; а это дает видеть, что связь с папою была неискренняя и прервана была Ясенем, вслед за получением венца.