Св. муч. Иакова Персянина (рассеченного)
Из повествования очевидца о страданиях св. Иакова известно, что он жил в IV веке, происходил из христианской семьи и женат был также на христианке; но, занимая важную должность при дворе Персидского царя Издегерда и пользуясь расположением его и преемника его Варарана и, вообще, большим почетом, малодушно убоялся признать себя христианином, чтобы не лишиться своего блистательного положения, и; по-видимому, не отличался от огнепоклонников, к которым принадлежал царь и весь двор.
Узнав, что Иаков участвует в обрядах богопротивного исповедания, мать и жена его пришли в ужас и поспешили написать ему, строго упрекая его за отступничество и вместе с тем умоляя раскаяться и мужественно заявить себя исповедником Бога Истинного: «если же ты не сознаешь и не искупишь покаянием греха своего, – писали они, – то мы не хотим видеть тебя у нас в доме, не хотим иметь ничего общего с богоотступником»...
Это письмо, хотя и строгое, но проникнутое истинною любовию, тронуло Иакова и пробудило в нем живое сознание своего малодушия. Чувствуя боль сердечную при мысли об отвращении от него любимых матери и жены, он с ужасом представил себе вечное отвержение его Самим Богом... Благодатное сокрушение овладело сердцем Иакова и излилось в молитве, которая внушила ему надежду на беспредельное милосердие Божие, на «всего мира грехами непреодолеваемую благость»... Молитве уединенной посвящал он с тех пор все время, которого не требовала от него служба, и больше уже не видали его в числе совершающих поклонение солнцу.
– Уже не Назарянин ли ты? – спросил его однажды царь Вараран, предупрежденный придворными о перемене жизни Иакова.
И когда Иаков с твердостию признал себя исповедующим веру в Единого Истинного Бога Христа, царь в негодовании стал угрожать ему смертию.
– Смерть не страшит меня, – отвечал христианин, – это только временный сон, от которого все мы проснемся, чтобы не усыпать никогда в иной жизни...
Напрасно продолжал царь склонять своего любимца к новому отступничеству; наконец, убедившись в его непоколебимости, он решился примерно покарать неблагодарного в отношении и к нему и к богам... и – приняв совет одного из своих приближенных – подвергнуть отступника от веры магов «десятикратной смерти», Вараран повелел отсечь у Иакова все члены тела один за другим...
Не смутился Иаков; раскаяние и желание искупить свой грех были в нем превыше всякого страха. Весь погруженный в молитву, он с необыкновенною твердостию переносил необыкновенную казнь... Растянув его за руки и за ноги, у него отсекали медленно по одному все пальцы на руках и на ногах; потом отсекли самые руки и ноги и отделили бедра от тела. Едва живой мученик не терял сознания и не ослабевал духом, и – на сожаления о нем друзей своих, говорил им:
– Не плачьте обо мне, но о себе и детях ваших, потому что я иду насладиться вечным покоем, а вы даже и не знаете, в чем он состоит...
Обливаясь кровию, в которой омыл все свои человеческие прегрешения, мученик, умирая, воскликнул: «свят, свят, свят еси, Бог Вседержитель, восхваляемый небесными силами! Призри на меня, умирающего, Бог живых и мертвых, и услыши моление мое! Уже отсечены все члены мои, и тело мое почти мертво; не имею ног, чтобы восстать перед Тобою; не имею рук, чтобы воздеть их молитвенно к Тебе, Владыке моему; не имею колен, чтобы припасть и преклониться перед Тобою, Создателем моим, но повержен я перед Всевидящим, как храмина распавшаяся, как дерево, обнаженное от ветвей, и молю Тебя, Человеколюбец, не остави меня до конца, но изведи из темницы душу мою»...
Так молился блаженный Иаков, когда один из воинов отсек и главу его...
В ту же ночь христиане тайно собрали рассеченные останки св. мученика и предали их земле. О перенесении мощей св. Иакова, когда впоследствии был издан в Персии указ сожигать мощи святых мучеников, существуют различные сказания.