Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. Епифания, епископа Кипрского

Св. Епифания, епископа Кипрского

Простота, бесхитростность и теплота душевная делают душу особенно восприимчивой к правде и добру. Эти свойства часто заменяют недостаток благоприятных условий для умственного и нравственного воспитания и служат подготовкой для уразумения правого пути. Так было и в жизни св. Епифания. Родившийся от родителей Иудеев и, не смотря на то, что, оставшись в детстве сиротой, был он взят на воспитание учёным Иудеем, разумеется в духе противном христианству, во всяком случае – воспитавшийся не среди христианской обстановки, он, благодаря вышеупомянутым свойствам души своей, совершенно легко воспринял и усвоил истину Христова учения, как только случай привёл его встретиться с христианином...

Христианин этот был старец – инок Лукиан, которого встретил однажды на дороге юноша Епифаний, когда ехал осматривать одно из имений, доставшихся ему по смерти воспитавшего его Иудея. Среди разговора, завязавшегося между старцем и юношей, подошёл к ним нищий.

– Помоги мне, человек Божий! – просил он, упав в ноги старцу, – я уже три дня ничего не ел.

Не было ничего и у самого Лукиана, но, сейчас же сняв с себя верхнюю одежду, он отдал её нищему, сказав: – «продай это в городе и купи себе хлеба».

– Кто ты? и какая твоя вера? – спросил юноша, тронутый сострадательностью старца. Ответ христианина на эти вопросы поддержал действие благодати свыше, коснувшейся доброй и простой души юноши. «Впервые выслушав объяснение Евангельского учения, он был глубоко тронут и всем сердцем постиг и уверовал в него и склонил к тому же и сестру свою. В скором времени они вместе приняли святое крещение от Лукиана. Не медля нисколько осуществить на самом деле любовь свою к открывшемуся ему Христу, Епифаний роздал всй своё имение бедным, оставив только часть для скромного обеспечения своей сестры и для покупки для себя священных книг, и, поручив молодую сестру покровительству благочестивых женщин, оставил мир и поступил в монастырь. Здесь ревностно принялся он изучать священное Писание; при этом строго соблюдал все постановления иноческой жизни и так достойно подвизался на избранном им пути, что, будучи ещё иноком, был прославлен от Бога как говорится в житии его, даром чудотворений.

Затем и вся жизнь Епифания была сообразна с тем высоким по своей простоте и теплоте настроением, которой он обязан был своим внезапным и всецелым обращением ко Христу.

Чтобы изучить жизнь благочестивых пустынников, Епифаний отправился в Египет и видел вблизи Фиваиду и св. Антония. Возвратясь в отечество, он, привлечённый славой Палестинского пустынника Илариона, провёл несколько лет под его руководством и во всю последующую жизнь старался быть подражателем этого великого подвижника. В 364 г. когда Иларион, тяготясь своей известностью, удалился в Египет, а потом в Кипр, Епифаний также отошёл в пустыню. Здесь однажды он чуть не сделался жертвой диких Арабов, которые, кочуя толпой по пустыне и встретив Епифания, начали смеяться над его иноческой одеждой; один из них, не видевший больным глазом, в порыве жестокости замахнулся мечом на св. Епифания и вдруг получил внезапно исцеление: больной глаз его стал видеть... Он бросил меч и с удивлением рассказал товарищам об исцелении своего глаза. Поражённые этим чудом, кочевники взяли с собой Епифания и ходили с ним по пустыне, веруя, что он имеет силу защищать от всяких бед. – Епифаний воспользовался этим, чтобы просветить их словом Божиим, и успел в этом. Спустя некоторое время, Арабы простились с своим учителем, устроив ему жилище в пустыне; один же из них остался при Епифании, получил впоследствии святое крещение и был его учеником до конца жизни.

Со временем собралось здесь вокруг кельи Епифания до 50-ти учеников и образовалась обитель; видя, что с каждым днём прибывает сюда всё больше и больше народа, Епифаний решился покинуть монастырь. Сначала, вместе с учеником своим Иоанном, он отправился в Иерусалим, потом – в Александрию, где обратил в христианство одного Еврейского законоучителя – Аквилу. В Фиваиде Епифаний встретился с учеником св. Антония – Пафнутием. На выраженное Епифанием желание пожить в Нитрийской пустыне, Пафнутий прозорливо возвестил ему будущее епископство, сказав: – Поживи со св. отцами, насладись беседами их, собери от них духовную пищу, которой ты будешь питать свою паству на Кипрском острове...

Тяготясь славой, разнёсшейся о нём и по Египту, Епифаний возвратился в отечество. Не застав тут Илариона, он отплыл в Кипр, где слушал наставления известного тогда аввы Григория. Около 367-го г., на 60-м году жизни, привелось Епифанию принять в управление церковь Саламинскую. Около 36-ти лет управлял он Кипрской епархией и заслужил общее почитание за свою строгую жизнь; ревность к вере, большую учёность; в особенности отличался он любовью к бедным. О щедрой благотворительности блаженного пишет Созомен: «Епифаний был щедр к пострадавшим от кораблекрушения ли, или по другой причине; так как своё имение давно растратил он, то расточал имущество церковное. Церковь Епифаниева была весьма богата. Многие из разных стран света, желая употребить богатства на благочестивые дела, и при жизни отдавали имение Церкви его, и умирая оставляли ей, так как уверены были, что Епифаний, как добрый распорядитель и любящий Бога, употребит подаяния их согласно с их желанием... Наконец, когда всё церковное имущество было издержано, внезапно некто входит в комнату, в которой жил эконом, и подаёт ему мешок со многими золотыми монетами» ...

В 382-м г. Епифаний посетил Рим, когда на Западе ожидали открытия собора (по делу о Максиме и Антиохийской кафедре) и папа Дамас созывал епископов со всей вселенной и в том числе восточных епископов, Павлина Антиохийского и Епифания Кипрского, известных всему миру святостью своей жизни. О пребывании Епифания в Риме рассказывается в «Житии св. Павлы», благочестивой патрицианки, которая принимала его тогда во дворце своём: «Великую радость возбудило прибытие таких мужей в благородных жёнах, проходивших среди Рима подвиги великих отшельников и устроивших в своих дворцах нечто подобное Фиваиде. Эти святые отшельники прибыли из таинственного Востока, откуда воссияла вера; они видели Иерусалим и все святые места; им были знакомы отцы пустынники, слава которых наполняла весь мир; они жили у них в послушании. Какие чудные рассказы можно было слушать из уст их! – Павла с благочестивым усердием поспешила встретить их и испросила у папы Дамаса позволение и честь принять в своём дворце св. Епифания. В течение трёх месяцев, проведённых св. епископами в Риме, она и её подруги пользовались их беседами. В этих беседах Павла в первый раз почувствовала желание удалиться от мира и уединиться в местах, освящённых воспоминаниями земной жизни Спасителя, которое и пришлось ей привести в исполнение впоследствии».

Много лет спустя посетил Епифаний Павлу в её обители – в Вифлееме и удивился тому, что увидел здесь, «чего не видал и в пустыне: совершенный строй монастыря, ревностных дев – подвижниц, строгих и трудолюбивых иноков, необыкновенную духовную деятельность».

В 402 г. Епифаний отправился в Константинополь, где в то время архиепископом был Иоанн Златоустый. Цель путешествия его заключалась в том, чтобы побудить Иоанна произнести осуждение Нитрийских иноков (Иеракса и друг.), изгнанных Александрийским архиепископом Феофилом из Александрии и принятых Иоанном. Но в этом случае Епифаний действовал ошибочно, быв, по доверчивости своей, введён в заблуждение враждовавшим с ним Феофилом Александрийским, склонившим его произнести в Кипре осуждение Нитрийским инокам, будто бы виновным в оригенизме. Иоанн Златоуст, хотя и любил, и уважал Епифания, но отказался без рассмотрения дела осудить братьев; были и ещё епископы из приглашённых на собор по этому делу, которые не согласились с мнением Епифания. Тогда Епифаний, под влиянием наветов хитрых людей, хотел поразить осуждением самого Иоанна, но удержался.

Возвращаясь на о-в Кипр, Епифаний заболел и скончался (403 г.). С плачем и рыданием народ встретил тело святителя и перенёс его с корабля в созданную им церковь, где и был он предан погребению в присутствии святителей и иереев со всего Кипрского острова и многочисленного любившего своего милосердого пастыря народа. От мощей св. Епифания стали совершаться чудеса.

По смерти престарелого Епифания осталось несколько его сочинений, между прочим: опровержение ересей – 20-ти, предшествовавших Христу, и 80-ти христианских, – и «изложение веры Церкви Апостольской». Он обладал значительною учёностью. Иероним говорит о нём, что он знал Еврейский, Сирский, Греческий и Латинский языки и вообще, знав лично святителя Епифания, он называет его: «самым превосходным пастырем, которого выше не было ни по зрелости лет, ни по знаниям, ни по качествам жизни, ни по отзыву света». Седьмой Вселенский собор называет Епифания отцом и учителем Вселенской Церкви.

Примечания
1* В Палестинском Елевферопольском округе.
2* Мощи св. Епифания видел Русск. паломник Даниил (XII в.).
3* См. «Учение об отц. Церк.» Филар., Черниг. архиеп. Ч. II, стр. 187.