Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Аполлинарии, девицы

 Св. Аполлинарии, девицы

Св. Аполлинария

Аполлинария была внучка благочестивого императора Маркиана; о родителе её Анфиме, зяте Маркиана, сперва первом министре, потом императоре запада (468–471 г.), св. Феофан говорит в своей летописи: «Это был муж самый христианский и управлял царством в Риме благочестиво». Само по себе понятно, что дочь таких родителей получила лучшее образование. Но на земле скучно душе при всякой обстановке, если только душа присматривается к себе и земле. Аполлинария сильно желала скрыться от сует мирских и посвятить жизнь свою на служение Господу. Родители страстно любили её и желали видеть её в замужестве. Она отклоняла предложения о браке и выпросила себе дозволение поклониться святым местам востока. Благочестивые родители поручили ей раздать богатые дары церквам и обителям востока. Она отправлена была с множеством слуг и служанок, с запасами серебра и золота. Буря пригнала корабль её к Аскалону. Совершив поклонение святым местам Иерусалима, раздав щедрую милостыню храмам, обителям и бедным, она предоставила свободу слугам и служанкам и оставила при себе только старца и евнуха. Из Иерусалима отправилась она в Египет поклониться мощам муч. Мины. Отдохнув в обители св. Мины, сказала, что должна посетить скитских отцов. На дороге ночью у источника, который после назывался источником Аполлинарии, когда слуги заснули, она оделась в одежду инока и скрылась в камышах соседнего озера. Здесь она мужественно вела начальную борьбу со страстями. Рои комаров скоро превратили мягкое тело её в сухую кожу; вся внешность её до того изменилась от насекомых и поста, что и знавшему нелегко было узнать её в одежде отшельника; скудную пищу доставляло ей финиковое дерево. В пустыне встретился с нею авва Евфимий. Она просила у него дозволения обитать с братиями и, при вопросе об имени, прибавила: грешный евнух Дорофей желает спасти душу свою. Авва дал евнуху келью и велел плести камышовые верёвки. Скитскими отцами тогда уже принято было за правило принимать пищу не вечером, как бывало прежде, а в девятый час дня (в 2 пополудни). «Недавнее принятие пищи не дозволяет быть с лёгкими и тонкими мыслями на молитве. Потому признано за полезное принимать отдых в девятый час дня. Когда пища уже переварится в желудке, – инок бывает лёгким не только в ночное бдение, но и при вечернем славословии».

Так подвизался и евнух Дорофей. Аполлинария проводила время в подвигах, незнаемая никем; в скиту знали только евнуха-инока Дорофея. У родителей Аполлинарии была другая дочь; та была одержима бесом. Родители отправили её к скитским отцам, с просьбой помолиться об исцелении больной. Настоятель поручил больную Дорофею, хотя тот и отказывался. Молитвами Аполлинарии больная исцелилась. Возвратившись к родителям, сестра скоро опять подверглась болезни, и злобный дух обвинял инока Дорофея в растлении девицы. Поднялся шум против иноков. Посланы были нарочные взять преступного Дорофея для суда и наказания.

«Пусть позволено будет поговорить с царём и царицей в уединённой комнате», – сказал мнимый евнух. В уединённой комнате евнух выпросил обещание отпустить его в пустыню, когда открыта будет тайна. Затем открыл он грудь свою и прибавил, что видят дочь свою Аполлинарию; больная сестра в то же время была исцелена. В восторгах радости родители плакали, что видят любимую дочь свою и какой? Они просили её остаться при них в обители; но надобно было выполнить данное слово, и они просили молиться за них пред Господом. Возвратившись в скит, Аполлинария предузнала, что близка смерть её. Она просила настоятеля, чтобы не касались тела умершего при погребении. Как это можно? отвечал настоятель Дорофею. По смерти мнимого евнуха иноки, приготовлявшие тело к погребению, узнали, что это раба Божия Аполлинария. Её положили (в 470 г.) на восточной стороне церкви, в пещере преп. Макария, и много чудес совершалось от её гроба.

Примечания
1* Жизнь её в сборном Патерике под знам. а, гл. 38 и в Прологе; Метафрастово сказание о Четье-Минее января 4. Acta Sanct. 5 janu. I, 260–261.
2* Патерик: «Анфимию, иже от Льва великого поставлен бысть в Риме сожительствовати, бывши дщи». Перевод неверный. Анфимий возведён был имп. Львом Фракиянином на императорский престол западной империи, а не на святительскую кафедру. В Четь-Минее вслед за Баронием, Анфимий назван не императором, а анфипатом. Но эта поправка неудачна. Бароний принял Анфима, зятя имп. Маврикия, за Анфима – опекуна имп. Феодосия младшего. Но тут ошибка очевидна: если бы опекун Феодосия был западным императором († 471 г.), то ему надлежало бы иметь пред смертью около ста десяти лет. См. Евагрия ист. 2, 16. Феофана летоп. Du-Cang. Const. chr. р. 152. Familiae byzant. p. 70. 79.
3* Theoph. chronogr. То же Сидоний in panegirico Anthemio 482.
4* У Метафраста и в истории монашества. М., 1854 г., стр. 254, сказано, что в пустыне встретился с Аполлинарией и дал ей келью преп. Макарий египетский. Этого не могло быть, потому что преподобный Макарий Египетский почил лет за 70 прежде того. По прологу, келью дал евнуху Дорофею авва Евфимий.
5* Cassiani collat. 2 cap. 6.