Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Страдание св. Владимира, князя Сербского

Страдание св. Владимира, князя Сербского

Князь Владимир – Иоанн во всю жизнь свою старался жить по воле Божией для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачевства для её исцеления. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным как дар любви долю не только веровать, но и страдать. Кн. Владимир перенёс много скорбей в жизни своей и умер страдальцем.

Дед его кн. Хвалимир поручал во владение старшему сыну Петриславу Зету (Черногорье), Хвалимиру – Требинье и Хлевну, а младшему сыну Мирославу – Подгорье (Захлумье); но Петрислав остался единственным владетелем всех областей наследственных. В таком виде владел Ссрбией сын Петрислава кн. Владимир.

Между Славянами Сербами были христиане с первых времён христианства, были даже мученики за св. веру; это между оставшимися под властью Римо-Греческой. Племена их, вытеснявшиеся бурей времён на левый берег Дуная, при имп. Ираклии возвратились в свою древнюю родину и большей частью своей приняли растерянное христианство, или, как выражается имп. Константин, «приняли древнюю веру», т. е. ту, которую и прежде принимали, но потеряли среди Гуннов Аваров. При Василии Македонянине, около 868 г., остальные приняли христианство, а все вообще Сербы усвоили себе Славянскую службу, дар св. Кирилла и Мефодия, подчинившись надзору восточного патриарха. Имп. Василий, сам Славянин, которому отдались Сербы под защиту от Немцев и папы, «постановил так, что в Сербии будут начальствовать избираемые самими Сербами начальники; люди лучшие, которые должны охранять целость всего отечественного». Так и управлял Сербией кн. Владимир, не домогаясь чужого и оберегая всё родное, особенно же православную св. веру.

Владимир был, даже и по сознанию Грека, человек правдивый и добродетельный. Болгарский царь Самуил, боровшийся с империей за подавляемую свободу Болгарии, решился заставить Владимира стать на его стороне и против империи. Он вывел против Владимира сильное войско. Владимир не хотел нарушать договора с империей. Не быв в состоянии с своими дружинами отражать силой силу, он укрепился на горе Косогоре. Самуил окружил гору многолюдным войском. Владимира встретила и другая беда: на горе оказалось много змей, люди страдали от них, а у него войско и без того было небольшое. Благочестивый князь помолился Господу в своей скорби и змеи перестали быть вредными. После долгой осады, увлечённый обещаниями Самуила, добродушный князь предался в руки царя и попал в тюрьму; любимая дочь Самуила, добрая и сострадательная, знавшая доброго Владимира, просила отца дать Владимиру свободу: не могу я, говорила Коссара, быть супругой другого, кроме Владимира. Самуил, любя дочь, устроил дело по её просьбе. Узнав же ближе Владимира, очень полюбил его.

Владимир, став на стороне Болгарии, должен был противодействовать ненавистнику Славян, императору Василию. Греки вступили в пределы Владимира. Но Василий ошибся. «И мужество Иоанна, и сила его оружия, и его упование на помощь Божию, непроходимость гор, недоступность подоблачных вершин, тесные ущелья – всё это вместе окружило Василия, как сеть паука муху; неприятель был рассеян мужественным Владимиром и побеждённый возвратился назад». Союз Владимира с наследником Самуила – Радомиром сильно тревожил империю. Коварные Греки уговорили двоюродного брата Радомирова Владислава умертвить Радомира; в надежде на обольстительный Болгарский престол Владислав совершил злодейство. Но так как боялся он, что Владимир не оставит в покое убийцу и предъявит права на Болгарию, то несчастный решился и на другое убийство. Злость его против Владимира и оттого ещё была сильна, что сколько он с женой предан был учению богомилов, столько Владимир не любил этих антихристиан. Владислав пригласил к себе Владимира, как будто для мирного совета о границах владений. «Государь мой!» – говорила супругу добрая Коссара, «не езди туда, чтобы не случилось с тобой того же, что с братом; пусти меня, – я узнаю, каков новый властитель. Если ему угодно, пусть он убьёт меня, только бы ты не погиб». С позволения мужа княгиня отправилась. Владислав принял её с почестью, но притворно. Он отправил посольство к Владимиру с прежним приглашением, объявляя готовность поклясться в чувствах любви. Князь отвечал: «Господь наш Иисус Христос, пострадавший за нас, не был пригвождён к золотому или серебряному кресту, а к деревянному; если слова твои искренни, пришли с духовными лицами деревянный крест, перед которым поклянёшься, и я, полагаясь на драгоценное древо, приду к тебе». Владислав призвал к себе двух архиереев и инока, между ними был Давид, архиепископ Болгарии, – и перед ними поклялся. Посланники передали клятву Владислава, и Владимир спокойно отправился в Болгарию. По воле Владислава убийцы ожидали Владимира на дороге, но он остался цел. Князь Сербский прибыл в Преспу и, когда стоял тут на молитве, явились убийцы. «Что это значит?» сказал он посредникам епископам. «Вы обманули меня, но я умираю невинным». Обманутые молчали от стыда. Страдалец причастился св. Таин и был безжалостно умерщвлён мая 22-го 1015 года.

Тело св. Владимира похоронено было в храме, и многие больные получали исцеление на гробе его. Коссара перенесла тело страдальца в Краину и здесь, в своей обители, приняв иночество, кончила жизнь свою близ супруга-мученика. Убийца и клятвопреступник Владислав, спустя два года по совершении злодейства, неожиданно умер в муках совести. Мироточивые мощи св. князя почивают поныне близ Элбасани.

Примечания
1* О св. кн. Владимире: а) житие кн. Владимира, то, которым пользовался Диоклейский священник, оставивший заметку: quantas et quales virtutes et prodigia Deus operare dignatus est per b. Vladimirum famulum Suum dui scire desiderat, librum gestorum eius relegat, quo acta eius per ordinem scripta sunt. 6) Presbyteri Diocleensis regnum Slavorum, где о кн. Владимире Извлечение из его жития – всё сочинение – перевод с Славянского. (В предисловии пишется: libellum Gothorum, quod Latine Slavorum dicitur regnum, quo omnia gesta ac bella eorum scripta sunt, ex Slavonica littera verterem in Latinam.) B) Αϰολουϑεια και βιος Βλαδιμιρου και ϑαυματουργου – сочинение довольно позднее.
2* Раича 1, 229–232. О древних областях Сербии Шафарик: Слав. древн. III, 425–454.
3* О Требиньском храме 4 в. см. апр. 29. О Рашском храме летопись: «крещен бысть (Нееманя) – в храме светих Апостол Петра и Павла иже создана св. Апост. Титом во время оно, на подобие кумирниц ондашних, якоже и нине стоит нерушима и поется в ней и нине». Гласник V, 29. О мучениках янв. 13, мар. 26, июня 24. Имп. Константин говорит о Сербах как Грек, льстя тщеславию Грека, да и ещё при недостатке рассудительности выставляет собранные там и здесь отрывки сведений, не проверенных критикой (Шафарика древн. III, 400–409). Он забыл Венедов, которые ещё при Геродоте с незапамятных времён жили по Адриатике и по Дунаю. В малом числе слов и названий уцелевших, из языка этих Венедов, каждый Славянин узнает свои родные слова. Забыл Багрянородный и слова Тацита о Венедах: domos fingunt, т. е. не бродят туда и сюда, если только не выгоняют их насилием из родных мест. Прокопий тоже говорит: Sclavini in tuguriis sparsis habitant. Потому напрасно слова Константина принимали за свидетельство о первом появлении Сербов на юге при Ираклии. Дело идёт только о нескольких жупах, явившихся с севера с правами независимого гражданского быта и вовлёкших потом в свой независимый круг остававшиеся на юге Славянские племена. Так рассуждал о деле умный Лаоник Халкондил (Hist, de reb. Turcicis p. 34–36. 530–531. ed. Becneri). Шафарик до того увлёкся своими Кельтами – Волохами на ложный путь, что тогда как признаёт путаницу ограниченного смысла в показаниях Багрянородного, тогда как знает южных Венедов, тогда как много раз выставляет памятники пребывания Славян на юге в V веке, всё-таки начинает историю Сербии Ираклием. Надобно ожидать, что учёные южные Славяне соберут новые данные и подвергнут былое южных Славян более верному пересмотру. Кукулевич (в Загребском журнале: Neven 1855 № 17. 18) отыскал в Далмации множество грамот, из которых старшая относится к 837 г., а список известных ему Боснийских начинается с 914 г. К сожалению, папизм – несчастие для Славян – несчастие и для их истории (Arkiv za povestn. jugosl., II, 1.13).
4* Константин de admin. imp. c. 29. сперва показывает, что имп. Ираклий дал переселившимся Сербам и Хорватам учителей христианства, подчинив их Сплетскому архиепископу, причём говорит о Славянах: pietatis opera edocti, fide antiqua accepta. Потом пишет: «после вся Далматия и соседние народы, Краоты, Сербы, Захлумляне, Требиньцы, Канавиты, Дуклейцы, Неретвяне, иначе патаны – некрещённые, отступили от власти империи и стали вольными... Многие из них жили некрещёнными. При им. Василии Македонянине они просили у него крещения; тот послал крестить их. Неретвяне жили в неприступных местах и скалах и те просили и получили крещение». –То же в жизни имп. Василия § 53–55. Здесь сказано и то, что «многие из Славян (при Михаиле Косноязычном) отказались от христианства, чтобы не иметь никакого залога подчинения Грекам». – Даже и в Сплетской епархии до 1058 г. Богослужение совершалось на Славянском языке славянскими священниками. Фома, архидиакон Сплетений, пишет: «собором постановлено и утверждено, чтобы никто не совершал таинств на Славянском языке, а только на Латинском и Греческом и дабы никто из того (Славянского) языка не возводим был на степени... Когда это постановлено собором и утверждено властью (папой), все священники Славян поражены были великой скорбью, все церкви их были заперты и они прекратили служение» (Farlati Illyricum 111,130). Таковы дела романизма!
5* Theophani contin. p. 291 ed. Bon.
6* Кедрин hist. 2, 255. 256.
7* Раича ист. 2, 232–235.
8* Греческое житие св. Владимира.
9* Диоклейский пресвитер: «Радомир завладел землёй Греческой. Имп. Василий – отправил тайное посольство к двоюродному, брату его Владиславу. – Зачем ты не мстишь за кровь отца своего? так он велел сказать Владиславу, прими от меня, сколько хочешь, золота и серебра и возьми себе царство Самуила, убей, если можешь, сына его Радомира, который владеет престолом».
10* Греч. житие св. Владимира – в Русск. бес. 1859 г. IV, 167.
11* Так у Кедрина 2, 556. Это один из архиепископов Болгарских, опущенных у Дю-Канжа (Розенкампф о кормчей, ир. 73). Он должен быть признан предшественником Иоанна, посвящённого в 1017 г. (Июль, пр. 17).
12* Диоклейский пресвитер; Раича ист. 2, 235. 236.
13* Кедрин 2, 558. В памятнике Болгарском между Болгарскими князьями не поминали Владислава. Русск. бес. 1859 г. IV, 175.
14* Григоровича пут. 151, 179. Синаксарь Сербляка. л. 138.