† Страдание св. Паннонцев: Иринея, епископа Сремского, Евсевия епископа и Пуллия чтеца Кивальских
Хотя Славянская жупания и Словенцы (Ретийцы) с Нориной при Августе порабощены были Римлянами, но покорённые Славяне, за исключением некоторых, оставлены на своих местах. Так они слушали первую проповедь Евангельскую наравне с победителями их и едва ли не охотнее последних. Св. Андроник, родственник св. Павла и прежде его уверовавший во Христа (Рим. 16:17), был первым проповедником св. веры в Паннонии.
При Диоклитиане здесь уже были мученики. Таков был св. Ириней, епископ Срема, главного города Нижней Жупании, пострадавший за Христа в 304 г..
До принятия сана священства блаж. Ириней был женат и у него были дети. Высокие качества души, строгая жизнь, образованность, доставив ему уважение, возвели его на кафедру святительскую – ещё в молодых летах. – Множество родных, близких и дальних, окружавших его во время мученичества его, показывает, что он был в Среме туземец – Славянин, а не пришлый Римлянин. Став святителем, он отдал всего себя на служение Господу и пастве и жил девственником. Он ревностно учил приходящих к нему, оглашал Христовой истиной и открыто проповедовал Христа, не взирая на языческую власть.
Вследствие распоряжений Диоклитиана Проб, областной начальник Паннонии, приказал доставить к нему епископа Иринея. Когда святой явился к нему, Проб объявил: «священные законы повелевают всем приносить жертву богам». «Кто богам, а не Богу, приносит жертву, погибнет», отвечал Ириней. «Воля милостивых императоров такова, говорил Проб, чтобы или приносили жертву богам, или упорные терпели казнь». Ириней отвечал: «воля истинного Бога такова, чтобы переносил я все роды страданий, но не приносил жертвы богам». Иринея подвергли жестоким пыткам. «Что скажешь, Ириней? говорил префект; приноси жертву». «Приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, Коему постоянно священнодействовал», отвечал Ириней.
«Пришли родители святого и увидав, что его мучат, упрашивали его пожалеть молодость свою. Тут дети, обнимая ноги его, говорили: «пожалей себя и нас, отец»; там жена и мать умоляли. Родные рыдали, домашние стонали, соседи и друзья плакали». Но святитель оставался твёрд. «Знайте, говорил он, ни ваша любовь, ни угрозы власти не заставят меня нарушить волю Господа моего». «Склонись на эти слёзы, посоветуй умное твоей молодости», говорил префект. «Всегда советую не приносить жертвы идолам», отвечал мужественный Ириней. Проб приказал отвести его в тюрьму. Там он пробыл много дней и подвергался разным истязаниям.
В одно время, в самую полночь, префект сидел в суде и сюда приведён был блаженнейший мученик Ириней. Проб сказал: «приноси жертву, Ириней, в избежание мук». «Делай, чего требует правда; а того не ожидай от меня», отвечал святой. Проб в гневе приказал бить его палками. Ириней говорил: «с юности моей научился я чтить Бога моего; чту Его, укрепляющего меня во всём; но рукотворенных богов не могу почитать». Префект опять пытался поколебать твёрдость его напоминанием о близких к его сердцу, особенно о детях. «У детей моих есть Бог, Который может сохранить их», отвечал святой. «Пожалей себя, молодой человек», говорил префект. «Делай, что хочешь; ты увидишь, какое Господь Иисус Христос подаст мне терпение», отвечал святой. Проб сказал: «произнесу приговор». «Буду благодарен», отвечал Ириней. «Иринея, не повинующегося указам императорским, приказываю бросить в реку», сказал префект; затем прибавил: «и лишить головы мечом». «Благодарю тебя, Господи Иисусе Христе, дарующего терпение скорбей и участие в славе вечной», сказал исповедник. Когда пришёл он на мост, называемый Босветский, то, сняв одежды свои и подняв руки к небу, молился: «Господи Иисусе Христе, благоволивший пострадать за спасение мира! Да примут ангелы душу раба Твоего Иринея, страдающего за имя Твоё и за Твой народ Церкви Сремской; молю милосердие Твоё принять меня и утвердить их в вере Твоей». – Затем лишён он головы мечом и брошен в реку Саву.
Раб Божий святой Ириней, епископ города Срема, пострадал в 8 иды апреля (26 марта) при императоре Диоклитиане, в царствование Господа нашего Иисуса Христа.
Так говорит повествование о святом Пуллии. По другим известиям оказывается, что Паннонская Церковь украсилась тогда очень многими мучениками. По мартирологам, а февр. 23 в Среме совершили подвиг мученичества 62 страдальца, которых имена остались неизвестными. «Святой Ириней, сперва мученный жестокими пытками, потом много дней томлённый в темнице, лишён головы в 8 календы апреля», иначе марта 25 д.. Пресвитер Монтан и его супруга Максима брошены в реку марта 26-го и – в тот же день окончили подвиг свой 40 друзей его. Апреля 9-го в Среме увенчались вместе 7 дев; это были «освящённые девы» – диакониссы . И в тот же день пострадали в Среме другие 5 дев, также Фортунат, Донат и другие шесть. – Святой Пуллий пострадал 28 апреля. После него увенчались венцом мученическим, июля 4, «святые Иннокентий и Савватия с 30 другими».
Проб решил, говорит записка о святом Пуллии, обойти соседние города. Когда он прибыл в город Кивалис (на притоке Савы), где в прежнее гонение пострадал Евсевий, епископ Церкви Кивальской, то в тот же день схвачен был начальник чтецов Пуллий. «Как называешься ты?» спросил его Проб. «Христианином», отвечал Пуллий. «Какая твоя должность?» спросил префект. Пуллий отвечал: «начальник чтецов». – «Это те, говорил Проб, которые склоняют легкомысленных жён не вступать в брак?» – «Лёгкость нашу можешь ты испытать ныне», отвечал Пуллий, и прибавил: «легкомысленны те, которые, оставив Творца своего, довольствуются суевериями; а истинно благочестивые тверды в верности Царю вечному и выполняют заповеди Его даже среди мук». «Что это за заповеди?» спросил префект. «Это те, говорил исповедник, которые указывают на небе одного Бога и дают видеть, что Богом не может быть дерево и камень; это те, которые укрепляют праведного в добродетели и святых дев поучают достигать высшего совершенства; чистую супругу учат умеренности в деторождении; велят исполнять справедливые повеления начальства, прощать врагов, заботиться о бедных». – «Что пользы в том, сказал Проб, если человек лишается всех удовольствий телесных?» Пуллий отвечал: «вечный свет лучше света земного, и наслаждения неизменные слаще погибающих; не умно предпочитать минующее вечному». – «Но что до того? исполни волю императора, принеси жертву», сказал Проб. «Не могу этого исполнить», отвечал Пуллий, – «воля Бога единого выше всего». «Будешь казнён мечом, если не принесёшь жертвы», сказал префект. «Твори, что приказано тебе, отвечал исповедник; мне следует идти по стопам епископов, пресвитеров и всех отцов». Префект произнёс приговор сжечь Пуллия. Слуги схватили мученика, и он бестрепетно, славя Бога, совершил свой подвиг, в 304 г. в тот же самый день, в который скончался мученически епископ Евсевий.
Атилла, снявший (в 441 г.) Римское иго с Славян, степным язычеством своим сильно ослабил христианство в Паннонии; жестокие обры – унны распространили мрак языческий. При Атилле послом его в Константинополе был Орест, природный Паннонский Славянин и по имени христианин, а переводчиком Вигилас – Вигилий; при нем между первыми лицами были Негиш, Скотан. Потом чем далее, тем становилось хуже, пока не явились здесь просветители Славян Кирилл и Мефодий.
Septima Montanum memorat cum coniuge sanctâAtque simul quadragena cum martyre passum.
У Барония в Римском мартирологе под 23 февр. Монтан назван пресвитером и потом показано: „также (страдание) святых мучеников Кодрата, Феодосия, Эмануила и других 40“.