Страдание св. мучеников: Еспера, Зои, Кириака и Феодула
Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому Римлянину, именем Катулу язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова Апостола: «Рабы, во всём будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, со страхом Божиим; и всё, что вы ни делаете, делайте от души, и как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаянии от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу!» (Кол. 3:21–24).
В том же духе смиренного подчинения своей участи воспитывали эти Боголюбивые люди и детей своих Кириака и Феодула.
Между тем, придя в возраст, дети стали тяготиться тем, что им приходилось жить с язычниками и таить от них свою веру.
– Уйдём от нечестивых, – говорили они своей матери, – ведь сама же ты научила нас Священному Писанию, в котором сказано, чтобы удаляться от нечестивых... и зачем скрываем мы от них нашу веру? Не лучше ли смело высказать господину нашему, что мы христиане? Если он убьёт нас, то мы знаем, что нам предстоит вечная жизнь с Христом Богом. Чего же бояться нам?
И не смотря на то, что Зоя, опасаясь, что дети её ещё слабы для исповеднического подвига, удерживала их в их святом рвении, Кириак и Феодул, встретившись однажды с господином своим, объявили ему, что они христиане... – «Души наши принадлежат Господу, – сказали они ему, – ты же не властен над нами, но только над нашими телами» ...
Безумными показались эти слова тому, кто и не слыхал никогда о власти Владыки Небесного, – и Катул вознамерился испытать при удобном случае, что за люди рабы его и в какой вере воспитаны их дети. Уж не принадлежат ли они к числу ненавистных христиан, которые отвергают богов?
Скоро представился случай разъяснить недоумение господина относительно рабов своих. У Катула родился сын. Это радостное событие должно было, по обыкновению языческому, отпраздноваться торжественным жертвоприношением богам. В домашнем пире участвовали и слуги, вкушая от жертв идольских; таким образом и рабам, неизвестным до сих пор христианам, предложены были мясо и вино от жертвоприношения. Но как могли они прикоснуться к этой пище, осквернённой обрядом в честь языческих богов?
– Господи Боже! будь с нами! – тихо промолвила Зоя, – кроме Тебя, другого Бога не знаем. Утверди нас в этом исповедании! – и с этими словами вылила вино и выбросила мясо на землю, и зная, что ожидает её за этот поступок, с грустью, но вместе и с твёрдостью обратилась к мужу и детям:
– Не убоимся гнева Катула и мук, которым он предаст нас... Вытерпим их мужественно и соединимся все в царствии Христа Бога нашего! – сказала она им.
Не замедлило исполниться ожидаемое ею.
– На кого вы надеялись, что дерзнули так оскорбить святыню? – с гневом спросил у своих рабов господин, приказав привести их к себе, как только узнал о поступке Зои.
– Надежда наша – Иисус Христос, Сын Бога Живого! – с твёрдостью отвечали христиане.
– Увидишь, как Он спасёт твоих сыновей, когда я повелю предать их мучениям! – сказал язычник и велел истязать юношей.
– Будьте мужественны! терпите! – укрепляла их мать, с твёрдостью смотря, как палачи стругают острым железом обнажённые тела детей её.
– Мы не страдаем... Пусть изобретут мучения более чувствительные... – говорили юноши в своём святом возбуждении.
Ожесточённые удары и сожжение в огне всего христианского семейства было отзывом на эти слова со стороны зачерствелого язычника, и – четырьмя новыми жертвами – победами увенчалась вера Христова.
Страдания мучеников совершились в Атталии Памфилийской в царствование Адриана (117–138).