Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Святого Иоанна, архиепископа Новгородского

В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в Новгородском Софийском соборе. В притворе собора, в придельном храме св. Предтечи, внезапно оторвался со стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в это время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску, и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечей в руке наклонился ко гробу и увидел нетленные мощи святителя. Но кто сей святитель? Никто не мог сказать ни по преданию, ни по справкам с записями. Святитель велел закрыть гробницу и, возвратясь в келью, стал усердно молить Господа, дабы открыл, если Ему благоугодно, кто сей святитель? И вот в одну ночь явственно явился перед ним облеченный в одежды святителя. «Кто ты, владыко мой, тайно пришедший сюда?» спросил его Евфимий. «Я тот, отвечал явившийся, которого ты видел лежащим в гробе и о котором ты молился: я архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. Возвещаю тебе волю Божию, продолжал явившийся, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4 октября; я же буду молиться Христу за всех христиан.» В подтверждение той же воли Божией было тогда же другое видение: прежде отшедшие архиепископы вышли из алтаря один за другим по чину как на великий выход, стали перед Корсунской иконой Богоматери и начали петь и пели долго.

Спросим прежде всего, в какое время является небесный вестник с волей Божьей для Церкви Русской?

В 1437 г. митрополит Исидор отправился на запад искать воли Божьей о Церкви Православной. Года через два или три он объявил в Русской Церкви нового владыку Церкви Вселенской – папа с его уставами странными, которых дотоле не хотела знать Церковь Русская. Вот в такое время объявляют Церкви Русской, что она должна дорожить своими святителями и своими властителями! Это значит, что нет для нее нужды искать света на темном западе, – свет есть у нее. Пусть только внимательна она будет к своему прошлому, столько обильному разными дарами благодати, и с нее довольно. Присовокупим к сему, что в это же самое время другой угодник Божий, преп. Сергий, объявлял ту же волю Божию о западе Симеону Суздальскому, бывшему во Флоренции с Исидором.

Новгород, слишком занятый настоящим, забывчив стал о своем прошлом: он забыл самого великого из святителей своих, через которого была оказана дивная помощь ему. Если же Новгород сам сознается, что нет более у него людей, памятующих о его великом прошлом, то было бы неосторожностью принимать без осторожности все то, что только с этого времени будет он говорить о великом святителе Иоанне; при таком положении естественно, что два новгородские сказания о св. Иоанне оказываются с ошибками; естественно тем более, что древнейшие летописи, столько доступные для нас, не были легко доступными для современников св. Евфимия.

Блаженный Иоанн, прежде чем возведен был на степень архипастыря, священствовал у священномученика Власия на Волосовой улице, на Софийской стороне, там, где некогда стоял кумир Волоса. Затем принял он иночество с именем Илии. Жизнь его была примером благочестия и доставила ему известность. 1163 г. умер епископ Аркадий. На его место, «князем, собором черноризцев и священников и всем народом», возведен был Илия во двор епископа. В сан архипастыря посвящен он в Киеве митрополитом Иоанном 28 марта 1165 г. и возвратился в Новгород 11 мая. В том же году новгородцы отправили в Киев игумена Дионисия ходатайствовать перед митрополитом Иоанном, дабы архипастырь их почтен был саном архиепископа, и просьба их была исполнена. Так св. Илия стал 10 епископом великого Новгорода и первым архиепископом его.

Одним из начальных действий архипастырского служения его было то, что, совершив на Троицкой неделе крестный ход около деревянного города и отслужив литургию в монастыре белого Николая, что в Неревском конце, он приказал игумену устроить в том монастыре общежитие. Вероятно тогда же основан был в Неревском конце женский Предтечев монастырь.

Скоро затем настало тяжелое время для Новгорода и его архипастыря. Отклонив от себя князя Святослава, присланного Суздальским князем, и приняв князя Романа, сына Киевского князя Мстислава, Новгородцы восстановили против себя князя Андрея Суздальского. Особенно же раздражен он был тем, что новгородцы послали собрать дань с Двинской области, отклонившейся от них к Андрею, и разбили там войско. Зимой 1169 г. Андрей послал против Новгорода огромное войско – 72 князей подвластных. На дороге к Новгороду войска не давали пощады никому и ничему в Новгородской области, – грабили и жгли поселения, людей предавали смерти; Новгородцы спешили укрепить стены города, но все были в страхе; архипастырь их пламенно молился Господу и Пречистой Матери Его. Уже два дня продолжалась осада Новгорода. Новгородцы стали ослабевать, а надменные неприятели уже делили между собой в мечтах улицы богатого города. На третью ночь, когда блаженный архиепископ молился перед образом Спасителя, слышит он голос: «иди в храм Спаса, что на Илииной улице, возьми оттуда икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня архиепископ послал за иконой архидиакона своего с клирошанами; но икона не двинулась с места. С собором духовенства отправился он сам, и после молебствия икона свободно перенесена была на городскую стену. Народ молился с воплем и слезами. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Икона чудесно отвратилась от неприятелей и обратилась к городу. Святитель увидел слезы, текшие из очей Богоматери; капли падали на фелонь его. На суздальцев внезапно напал страх; в общей суматохе они поражали друг друга.

 Святого Иоанна, архиепископа Новгородского

И новгородцы, выступив из города, стремительно ударили на них; одних били, других обратили в бегство, третьих брали в плен. Суздальцы потерпели страшное поражение. В плане взято было так много, что за выкуп суздальца охотно брали по две ногаты. Это было 25 февраля 1170 г.. Святитель установил праздник в честь чудодействующей иконы. Замечательно, что на ней благословляющая рука Спасителя сложена именословно, а по сторонам главы Его надпись: Ис. Хр..

В том же году благодарный архипастырь основал Благовещенский монастырь при озере Мячине в 3 верстах от Новгорода и в 2 от Юрьева монастыря. Суздальская война при всем том, что окончилась поражением Суздальцев, оставила после себя печальное опустошение в Новгородской области; архипастырю надобно было заботиться о беспокровной нищете, о бедных семьях, разоренных войной и терпевших голод в разоренном краю, – и он щедрой рукой подавал помощь несчастным. Он убеждал новгородцев просить мира у сильного кн. Андрея и удалить от себя неприятного для него кн. Романа. Новгородцы исполнили то и другое, но Андрей предъявлял еще неудовольствия на Новгород. Святитель (1172 г) сам отправился во Владимир примирять Андрея Юрьевича с новгородцами и, предоставив ему некоторое право над посадником вольного города, успокоил оскорбленного князя.

Новгородцам нельзя предоставить почетное имя людей тихих; самые неосновательные слухи производили волнение в этих людях вольных и выводили их из границ правды и любви. Благотворительная любовь архипастыря к бедности, к которому обращались за помощью люди всякого звания и пола, обращена была в пищу клевете. Поднялись толки о нецеломудрии архипастыря. Народ взволновался, собрался у дома архипастыря и произнес решение выгнать архипастыря с бесчестием из города. Сказано и сделано. Святителя повлекли к великому мосту, спустили на Волхов – на плот безвесельный и предоставили быстроте волн несть, куда им угодно, недостойного, по их мнению, пастыря. – Но правда Божия вступилась за св. пастыря. Плот, вместо того, чтобы быть унесенным по течению реки, пошел к Юрьеву монастырю. Мирная обитель встретила вышедшего на берег архипастыря. – Но правда Божия вступилась за св. пастыря. Плот, вместо того, чтобы быть унесенным по течению реки, пошел к Юрьеву монастырю. Мирная обитель встретила вышедшего на берег архипастыря. Новогородцы пришли в себя, – увидели и дерзость и легкомыслие свое и со смирением просили святителя простить их. Незлобливый святитель просил Господа простить им грехи их. В память сего события поставлен был у Юрьева монастыря каменный столп. И летопись заметила под 1176 г.: «шел Волхов против течения до 5 дней».

В 1179 г. святитель и брат его Гавриил построили каменный великолепный храм Благовещения в монастыре своем; храм заложен 21 мая и окончен 25 августа, в продолжение 70 дней. В том же году заложен был каменный храм Богоявления над вратами того же монастыря, но окончен он в 1182 году. В 1184 г. построен им на торговище каменный храм св. Предтечи; это был второй храм в честь св. Иоанна, построенный при св. Иоанне архиепископе; прежде того на Софийской стороне построен был каменный храм в честь усекновения главы Предтечевой Михаилом Доманежичем; а брат св. Иоанна Гавриил, священствовавший на его месте у св. Власия, построил новую деревянную церковь св. Власия.

Блаженный архипастырь любил беседовать с игуменами о душевном спасении, рассказывал им жития великих угодников и при каждом случае учил людей своей паствы не забывать вечности. Доместик Кирик, современник св. Иоанна, сохранил до 30 правил, преподанных святителем для своего духовенства. Повторим здесь самые замечательные из них: 1) о крещении: «если неизвестно, крещен ли кто, или не крещен, следует ли крестить? Если нет свидетеля (крещению), крестить. 2) Об исповеди: а) «если человек захочет от своего отца духовного перейти к тебе, скажи ему: отпросись у него. Если не желаешь прогневать того отца и решишься тайно принимать нового духовного сына, – внуши ему: ты бери молитву у прежнего отца и подарок давай ему, как прежде, а у меня держи исповедь тайно и слушай меня: но знай, что если ты каков же будешь и у другого, каким был у прежнего отца, нет тебе пользы». б) «Если человек покается и будет у него много грехов, не должно налагать тотчас большую епитимью, но сначала назначить что-либо малое и, когда обучится тому, понемногу прибавлять, а не отягощать его слишком. в) Если находящийся под епитимьей отправится в дальний путь, разрешить его и прочитать ему разрешительную молитву; только пусть он держит заповедь, данную ему духовником; если же кто пойдет на войну или разболится, дать ему и причастие». г) «Если человек хочет каяться, и говорит, что не может отстать от греха: прими его исповедь, чтобы, выслушав твое обличение, отстал». 3) О свят. евхаристии: а) «если во время службы случится, что священник или диакон забудут влить в чашу вино или воду и заметят это уже после того, как произнесены будут слова: святая святым, раздроблено будет самое тело и даже часть его вложена в потир: тогда священнослужащий, взяв чашу, пусть вынесет ее в малый алтарь (на жертвенник), вольет в нее вино и воду, произнося слова проскомидии: «един от воин копием», потом пусть поставит чашу на своем месте (на престоле) и только ее одну благословит, произнося: «а еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего», – на что диакон ответит: аминь. Затем пусть причащаются по обычаю, влив теплоты, и оканчивают службу, ничего более не присовокупляя и не вынимая нового Агнца. А после диакон или священник, кто только из них виновен, да подвергается епитимии». б) «Если случится, что мышь начнет грызть Агнца во время службы, и священник увидит это до переноса или по переносе св. даров: тогда, очистив начатое ножем, пусть продолжает службу, а не вынимает нового Агнца, крохи пусть сложит на литон и потом пустит на воду». в) «Если священник предоставить другому священнику причастить своего духовного сына, а между тем известна будет вина его, по которой нельзя бы ему причащаться: дать ли такому причастие? Когда не узнаешь вины, дай; а когда узнаешь, не давай, – да и тому священнику скажи: зачем, ты, брат, допускаешь до причастия, а он у тебя сомнительный».

Правило святителя Иоанна «черноризцам» дышет духовным помазанием. Святитель поучает:

«Раз последовавши за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в местах уединенных, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают ничем себя, ни всего посвященного Богу. Не должны они входить в мирские дела, ни в пиршества и угощения мясные; пусть под видом духовного праздника Господня не празднуют плотски и мирски, но празднуют с духовными духовно. В монастыре не должно быть посещению мирян, особенно же женщин. Отказавшиеся от мира и мирского пусть не дружатся с мирянами, и о сродниках своих не след им хлопотать. Пусть не скрывают золота и серебра и не собирают имущества. Пусть будут иноками во всем, и по месту пребывания, отдельному от других, как говорят по толкованию 3 и 4 правила собора Халкидонского. Они должны чтить старцев духовного иночества, т.е. игуменов. Для любви к Богу оставив все житейского, держась твердо при Господе, инок должен быть иноком во всякое время и во всяком месте, – и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти и во плоти быть безплотным. – Не для всех монастырь служит вречевством сластолюбию, как молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хопанию. Потому надобно беречься, как бы от нерассудительности и бесстрашия не погибнуть и не погубить подвластных, не остерегаясь мест и времен опасных, красот мирских, утешающих до плотоугодия, пристрастия к тленному и дружества с мирянами. От разговоров с мирскими слепнет ум, а по удалении их является туга. Беседы мирские – тенета, отягчают куплями житейскими (2. Тимоф. II, 4), скорбями железными, расслабляют в постном подвиге, уклоняют от духовного дела, отдаляют от высокой жизни созерцаний и заводят в блуд. – Необходимо из опасения вреда для души удаляться от бесед с ними. – Жизнь иноческая и мирская – несовместны, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил шею свою под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу под теплотой живодательного Духа и сиять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой: елико Духом Божиим водими, ти суть сынове Божии (Рим. 8:14). И дах им, рече, власть чадом Божиим быть (Ин. 1:12). И еще: бози будете и сынове Вышняго наречетеся вси (Пс. 81:6). Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносцу, великому постнику. Аще возлюбят дщери человечества, т.е. человеческую славу, от тех раждаются щудове (Быт. 6:4), – от славы человеческой раздается высокоумие. Бог сказал: не пребудет Дух Мой в человецех сих, зане полни суть похотий плотских (Быт. 6:3) в духе своем».

Незадолго до кончины св. Илия отказался от кафедры, назначил себе в преемника брата Гавриила и, приняв схиму с именем Иоанна, скончался 7 сентября 1185 г.

После кончины св. архипастыря прошло уже 670 лет, а святительская мантия его еще цела; она василькового цвета и материи похожей на рытый бархат, с атласным источниками белого и красного цвета, со скрижалями красными. Она хранится в Софийской ризнице.

Примечания
1* Собр. лет. 3, 183. «Понеже от многих лет и ох многих моров старинные памятухи извелися и быша мощи его (Иоанна архиеп.) неведомы где лежат». 3, 112–113. «Тогоже (1439) лета архиепископ Евфимий омаза известью святую Софию всю. Тогоже лета обретено бысть тело архиеп. Иоанна, ири Еоем были Суздальды под Новым-городом». То же в Русск. времен. 1, 297. В 4 Новгор. лет. собр. лет. IV, 122. И рка. сказания о явлении свят. Иоанна. Забвение о св. Иоанне, обнаруженное в 1439 г., тем более странно, что в 1355 г. для иконы Знамения Богородицы выстроен был особый каменный храм, куда ни перенесена она из Преображенской церкви. Собр. лет. ИП, 84. 228. 215. IV, 62.
2* Собр. лет. 3, 239.
3* См. сентяб. 25. Симеон на возвратном пути с запада был в Новгороде: <все лето (1439 г.) пребысть у владыки Евфимия». Обзор Русск. литературы § 89. Опис. Румянц. муз., стр. 38.
4* Сказание об обретении мощей св. Иоанна писано при св. Евфимии; другое сказание, о путешествии в Иерусалим, – произведение известного Василия, написавшего службу св. Иоанну, Румянц. муз. № 397. Сл. обзор Русск. литературы § 90.
5* Собр. л. III, 180. 215.
6* Первая Новгор. летоп. (собр. л. III, 14–18) называет его в сане S святительском не иваче, как Илиею. Поздние летописи: «а в мире был Илия, наречен бысть во иноцех Иван» (собр. лет. 3, 215. 180). В ркп. уставе XII в. современная приписка: «в лето 6694 (1186) преставися Илия, архиепископ Новгородский, и бысть ему имя схимыно Иоанн». Если схима – великий ангельский образ, то имя Иоанна было и именем крещения, а имя Илия – монашеское.
7* Собр. л. III, 13. «В л. 6671 (1163) поставиша (избрали) великому Новграду епископом Иоанна и бысть в епископьи три лета». 3, 2. 15.
8* Собр. лет. III, 13. 215. 125.
9* Собр. лет. III, 215, 182, № 233.
10* Собр. лет. III, 215. 70.
11* Новг. 1 лет. под 1179 г. говорит о смерти первой игумении сего Я монастыря Елисаветы (Собр. лет. III, 17). Сл. ист. иер. 4. 310.
12* Собр. лет. III, 15. 215. IV, 11. VII, 87. IX, 241. 242. Отдельная повесть, изд. во времен. общ. ист., кн. XVI, и в извест. акад. № 1, 291–293, несколько украшенная в собр. лет. V, 8–10. IX, 241. 242. В степ. кн. 1, 302–305.
13* Празднование знамению Пресв. Богородицы ноя. 27 видим в обиходе XIII в., у Румянцева в музее, стр. 404. Об иконе Знамения Русск. достопам., ч. 2, стр. 302. М. 1843 г. Древ. Рос. гос. отд. 1, 15–20. Св. икона была поправляема в 1527 г. архиепископом Макарием и вероятно тогда-то изображено Новгородское чудо с планом Новгорода. Собр. лет. VI, 284 см. Красова о местоп. древн. Новгорода 138 и 139. Тихомирова сказание о чуд. иконе Знамения. Новгор. 1861 г. Макария древности 1, 232. 233. 301. 302.
14* Собр. лет. III, 15. 125. IV, 13. На пергаменном уставе Синод. библ. Q XII в. № 320. Современные приписки: «в лет. 6678 (1170) постави Илия архиепископ и брат его Гавриил монастырь св. Богородицы Благовещение и в лет. 87 (7179) каменну церковь постависта». Потом написаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и затем молитва: «Господи, молитвами Рождения Тя и преподобнаго отца нашего Иоанна и Григория и архангела Твоего Гавриила сохрани, присещая дом си до скончания веку, и нам даруй спасение обрести». Устав принадлежал, очевидно, Благовещенскому монастырю и, по письму, относится к концу XII в.
15* Собр. лет. 1, 180. III, 1. IV, 12. 13. Отец. кв. 1, 304.
16* Собр. лет. III, 16. IV, 14. Повесть об открытии мощей.
17* Собр. лет. III, 17, 216. IV, 15. Сл. прим. 50. Повесть о построении Благов. мон. напеч. в памятн. старин. литер. 1, 258. Уже Карамзин (2, пр. 414) заметил несправедливость повести – в том, «будто Иоанн еще до поступления на кафедру построил каменный Благовещенский храм при помощи чудесно доставшегося золота». Бог не расточает чудес без нужды; а Новгородская кафедра имела средства строить храмы и обители (Новгородская кафедра 37–40. Спб. 1851 г. Беляева рассказы из Р. ист. 2, 126. 127). Летопись указывает год храма. Равно принимать в значение истории повесть о путешествии св. Иоанна на бесе в Иерусалим значит выдавать за историю толки народные, ни на чем не основанные. – Летопись: «они же (Новгородцы) отняша у него (у архиеп. Сергия) ум волшебством и глаголаша: Иоанн чудотворец, что на бесе ездил, тот сотвори ему». Собр. лет. VI, 236.
18* Собр. лет. III, 18. 126. 216. 10, 15.
19* Собр. лет. III, 18. 216. IV, 16. Макария древности 1, 283. 286.
20* Собр. лет. III, 16. 126. 18. 216. IV, 16. Памятником Предтечевой церкви Софийской стороны остается Евангелие, писанное «священником св. Иоанна Предтечи Максимом Тешиничем», замечательное и тем, что в нем во многих местах имя Спасителя писано: Иис (Чт. общ. ист. 1861 г.). – По сказанию, св. Иоанн построил на свой счет храмы трех друзей Данииила, св. Илии, прав. Лазаря, св. Николая я Феодора Студита. – Но церковь трех отроков построена по смерти его братом его Григорием в 1189 г. (Собр. лет. III, 20). Храм св. Николая, каменный, на Городище, построен в 1165 г. кн. Святославом (Собр. лет. III. 13. 215).
21* Сборник Серг. лавры № 8.
22* Памятники словесн. XII в., стр. 203.
23* Там же, стр. 200, 202, 203.
24* Там же, стр. 201.
25* Там же, стр. 202.
26* Памятники словесв. XII в., стр. 223.
27* В дух. вестн. 1863 г. издание Невоструева.
28* Собр. л. 3, 19. 126. 18. 216.
29* Макария Новг. древн. 1, 71. 72. – О том, как изображали св. Иоанна иконописцы, см. «подлинник» Сахарова, стр. 38. Спб. 1849 г.