† Святого Иоанна, архиепископа Новгородского
В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в Новгородском Софийском соборе. В притворе собора, в придельном храме св. Предтечи, внезапно оторвался со стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в это время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску, и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечей в руке наклонился ко гробу и увидел нетленные мощи святителя. Но кто сей святитель? Никто не мог сказать ни по преданию, ни по справкам с записями. Святитель велел закрыть гробницу и, возвратясь в келью, стал усердно молить Господа, дабы открыл, если Ему благоугодно, кто сей святитель? И вот в одну ночь явственно явился перед ним облеченный в одежды святителя. «Кто ты, владыко мой, тайно пришедший сюда?» спросил его Евфимий. «Я тот, отвечал явившийся, которого ты видел лежащим в гробе и о котором ты молился: я архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. Возвещаю тебе волю Божию, продолжал явившийся, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4 октября; я же буду молиться Христу за всех христиан.» В подтверждение той же воли Божией было тогда же другое видение: прежде отшедшие архиепископы вышли из алтаря один за другим по чину как на великий выход, стали перед Корсунской иконой Богоматери и начали петь и пели долго.
Спросим прежде всего, в какое время является небесный вестник с волей Божьей для Церкви Русской?
В 1437 г. митрополит Исидор отправился на запад искать воли Божьей о Церкви Православной. Года через два или три он объявил в Русской Церкви нового владыку Церкви Вселенской – папа с его уставами странными, которых дотоле не хотела знать Церковь Русская. Вот в такое время объявляют Церкви Русской, что она должна дорожить своими святителями и своими властителями! Это значит, что нет для нее нужды искать света на темном западе, – свет есть у нее. Пусть только внимательна она будет к своему прошлому, столько обильному разными дарами благодати, и с нее довольно. Присовокупим к сему, что в это же самое время другой угодник Божий, преп. Сергий, объявлял ту же волю Божию о западе Симеону Суздальскому, бывшему во Флоренции с Исидором.
Новгород, слишком занятый настоящим, забывчив стал о своем прошлом: он забыл самого великого из святителей своих, через которого была оказана дивная помощь ему. Если же Новгород сам сознается, что нет более у него людей, памятующих о его великом прошлом, то было бы неосторожностью принимать без осторожности все то, что только с этого времени будет он говорить о великом святителе Иоанне; при таком положении естественно, что два новгородские сказания о св. Иоанне оказываются с ошибками; естественно тем более, что древнейшие летописи, столько доступные для нас, не были легко доступными для современников св. Евфимия.
Блаженный Иоанн, прежде чем возведен был на степень архипастыря, священствовал у священномученика Власия на Волосовой улице, на Софийской стороне, там, где некогда стоял кумир Волоса. Затем принял он иночество с именем Илии. Жизнь его была примером благочестия и доставила ему известность. 1163 г. умер епископ Аркадий. На его место, «князем, собором черноризцев и священников и всем народом», возведен был Илия во двор епископа. В сан архипастыря посвящен он в Киеве митрополитом Иоанном 28 марта 1165 г. и возвратился в Новгород 11 мая. В том же году новгородцы отправили в Киев игумена Дионисия ходатайствовать перед митрополитом Иоанном, дабы архипастырь их почтен был саном архиепископа, и просьба их была исполнена. Так св. Илия стал 10 епископом великого Новгорода и первым архиепископом его.
Одним из начальных действий архипастырского служения его было то, что, совершив на Троицкой неделе крестный ход около деревянного города и отслужив литургию в монастыре белого Николая, что в Неревском конце, он приказал игумену устроить в том монастыре общежитие. Вероятно тогда же основан был в Неревском конце женский Предтечев монастырь.
Скоро затем настало тяжелое время для Новгорода и его архипастыря. Отклонив от себя князя Святослава, присланного Суздальским князем, и приняв князя Романа, сына Киевского князя Мстислава, Новгородцы восстановили против себя князя Андрея Суздальского. Особенно же раздражен он был тем, что новгородцы послали собрать дань с Двинской области, отклонившейся от них к Андрею, и разбили там войско. Зимой 1169 г. Андрей послал против Новгорода огромное войско – 72 князей подвластных. На дороге к Новгороду войска не давали пощады никому и ничему в Новгородской области, – грабили и жгли поселения, людей предавали смерти; Новгородцы спешили укрепить стены города, но все были в страхе; архипастырь их пламенно молился Господу и Пречистой Матери Его. Уже два дня продолжалась осада Новгорода. Новгородцы стали ослабевать, а надменные неприятели уже делили между собой в мечтах улицы богатого города. На третью ночь, когда блаженный архиепископ молился перед образом Спасителя, слышит он голос: «иди в храм Спаса, что на Илииной улице, возьми оттуда икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня архиепископ послал за иконой архидиакона своего с клирошанами; но икона не двинулась с места. С собором духовенства отправился он сам, и после молебствия икона свободно перенесена была на городскую стену. Народ молился с воплем и слезами. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Икона чудесно отвратилась от неприятелей и обратилась к городу. Святитель увидел слезы, текшие из очей Богоматери; капли падали на фелонь его. На суздальцев внезапно напал страх; в общей суматохе они поражали друг друга.
И новгородцы, выступив из города, стремительно ударили на них; одних били, других обратили в бегство, третьих брали в плен. Суздальцы потерпели страшное поражение. В плане взято было так много, что за выкуп суздальца охотно брали по две ногаты. Это было 25 февраля 1170 г.. Святитель установил праздник в честь чудодействующей иконы. Замечательно, что на ней благословляющая рука Спасителя сложена именословно, а по сторонам главы Его надпись: Ис. Хр..
В том же году благодарный архипастырь основал Благовещенский монастырь при озере Мячине в 3 верстах от Новгорода и в 2 от Юрьева монастыря. Суздальская война при всем том, что окончилась поражением Суздальцев, оставила после себя печальное опустошение в Новгородской области; архипастырю надобно было заботиться о беспокровной нищете, о бедных семьях, разоренных войной и терпевших голод в разоренном краю, – и он щедрой рукой подавал помощь несчастным. Он убеждал новгородцев просить мира у сильного кн. Андрея и удалить от себя неприятного для него кн. Романа. Новгородцы исполнили то и другое, но Андрей предъявлял еще неудовольствия на Новгород. Святитель (1172 г) сам отправился во Владимир примирять Андрея Юрьевича с новгородцами и, предоставив ему некоторое право над посадником вольного города, успокоил оскорбленного князя.
Новгородцам нельзя предоставить почетное имя людей тихих; самые неосновательные слухи производили волнение в этих людях вольных и выводили их из границ правды и любви. Благотворительная любовь архипастыря к бедности, к которому обращались за помощью люди всякого звания и пола, обращена была в пищу клевете. Поднялись толки о нецеломудрии архипастыря. Народ взволновался, собрался у дома архипастыря и произнес решение выгнать архипастыря с бесчестием из города. Сказано и сделано. Святителя повлекли к великому мосту, спустили на Волхов – на плот безвесельный и предоставили быстроте волн несть, куда им угодно, недостойного, по их мнению, пастыря. – Но правда Божия вступилась за св. пастыря. Плот, вместо того, чтобы быть унесенным по течению реки, пошел к Юрьеву монастырю. Мирная обитель встретила вышедшего на берег архипастыря. – Но правда Божия вступилась за св. пастыря. Плот, вместо того, чтобы быть унесенным по течению реки, пошел к Юрьеву монастырю. Мирная обитель встретила вышедшего на берег архипастыря. Новогородцы пришли в себя, – увидели и дерзость и легкомыслие свое и со смирением просили святителя простить их. Незлобливый святитель просил Господа простить им грехи их. В память сего события поставлен был у Юрьева монастыря каменный столп. И летопись заметила под 1176 г.: «шел Волхов против течения до 5 дней».
В 1179 г. святитель и брат его Гавриил построили каменный великолепный храм Благовещения в монастыре своем; храм заложен 21 мая и окончен 25 августа, в продолжение 70 дней. В том же году заложен был каменный храм Богоявления над вратами того же монастыря, но окончен он в 1182 году. В 1184 г. построен им на торговище каменный храм св. Предтечи; это был второй храм в честь св. Иоанна, построенный при св. Иоанне архиепископе; прежде того на Софийской стороне построен был каменный храм в честь усекновения главы Предтечевой Михаилом Доманежичем; а брат св. Иоанна Гавриил, священствовавший на его месте у св. Власия, построил новую деревянную церковь св. Власия.
Блаженный архипастырь любил беседовать с игуменами о душевном спасении, рассказывал им жития великих угодников и при каждом случае учил людей своей паствы не забывать вечности. Доместик Кирик, современник св. Иоанна, сохранил до 30 правил, преподанных святителем для своего духовенства. Повторим здесь самые замечательные из них: 1) о крещении: «если неизвестно, крещен ли кто, или не крещен, следует ли крестить? Если нет свидетеля (крещению), крестить. 2) Об исповеди: а) «если человек захочет от своего отца духовного перейти к тебе, скажи ему: отпросись у него. Если не желаешь прогневать того отца и решишься тайно принимать нового духовного сына, – внуши ему: ты бери молитву у прежнего отца и подарок давай ему, как прежде, а у меня держи исповедь тайно и слушай меня: но знай, что если ты каков же будешь и у другого, каким был у прежнего отца, нет тебе пользы». б) «Если человек покается и будет у него много грехов, не должно налагать тотчас большую епитимью, но сначала назначить что-либо малое и, когда обучится тому, понемногу прибавлять, а не отягощать его слишком. в) Если находящийся под епитимьей отправится в дальний путь, разрешить его и прочитать ему разрешительную молитву; только пусть он держит заповедь, данную ему духовником; если же кто пойдет на войну или разболится, дать ему и причастие». г) «Если человек хочет каяться, и говорит, что не может отстать от греха: прими его исповедь, чтобы, выслушав твое обличение, отстал». 3) О свят. евхаристии: а) «если во время службы случится, что священник или диакон забудут влить в чашу вино или воду и заметят это уже после того, как произнесены будут слова: святая святым, раздроблено будет самое тело и даже часть его вложена в потир: тогда священнослужащий, взяв чашу, пусть вынесет ее в малый алтарь (на жертвенник), вольет в нее вино и воду, произнося слова проскомидии: «един от воин копием», потом пусть поставит чашу на своем месте (на престоле) и только ее одну благословит, произнося: «а еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего», – на что диакон ответит: аминь. Затем пусть причащаются по обычаю, влив теплоты, и оканчивают службу, ничего более не присовокупляя и не вынимая нового Агнца. А после диакон или священник, кто только из них виновен, да подвергается епитимии». б) «Если случится, что мышь начнет грызть Агнца во время службы, и священник увидит это до переноса или по переносе св. даров: тогда, очистив начатое ножем, пусть продолжает службу, а не вынимает нового Агнца, крохи пусть сложит на литон и потом пустит на воду». в) «Если священник предоставить другому священнику причастить своего духовного сына, а между тем известна будет вина его, по которой нельзя бы ему причащаться: дать ли такому причастие? Когда не узнаешь вины, дай; а когда узнаешь, не давай, – да и тому священнику скажи: зачем, ты, брат, допускаешь до причастия, а он у тебя сомнительный».
Правило святителя Иоанна «черноризцам» дышет духовным помазанием. Святитель поучает:
«Раз последовавши за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в местах уединенных, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают ничем себя, ни всего посвященного Богу. Не должны они входить в мирские дела, ни в пиршества и угощения мясные; пусть под видом духовного праздника Господня не празднуют плотски и мирски, но празднуют с духовными духовно. В монастыре не должно быть посещению мирян, особенно же женщин. Отказавшиеся от мира и мирского пусть не дружатся с мирянами, и о сродниках своих не след им хлопотать. Пусть не скрывают золота и серебра и не собирают имущества. Пусть будут иноками во всем, и по месту пребывания, отдельному от других, как говорят по толкованию 3 и 4 правила собора Халкидонского. Они должны чтить старцев духовного иночества, т.е. игуменов. Для любви к Богу оставив все житейского, держась твердо при Господе, инок должен быть иноком во всякое время и во всяком месте, – и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти и во плоти быть безплотным. – Не для всех монастырь служит вречевством сластолюбию, как молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хопанию. Потому надобно беречься, как бы от нерассудительности и бесстрашия не погибнуть и не погубить подвластных, не остерегаясь мест и времен опасных, красот мирских, утешающих до плотоугодия, пристрастия к тленному и дружества с мирянами. От разговоров с мирскими слепнет ум, а по удалении их является туга. Беседы мирские – тенета, отягчают куплями житейскими (2. Тимоф. II, 4), скорбями железными, расслабляют в постном подвиге, уклоняют от духовного дела, отдаляют от высокой жизни созерцаний и заводят в блуд. – Необходимо из опасения вреда для души удаляться от бесед с ними. – Жизнь иноческая и мирская – несовместны, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил шею свою под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу под теплотой живодательного Духа и сиять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой: елико Духом Божиим водими, ти суть сынове Божии (Рим. 8:14). И дах им, рече, власть чадом Божиим быть (Ин. 1:12). И еще: бози будете и сынове Вышняго наречетеся вси (Пс. 81:6). Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносцу, великому постнику. Аще возлюбят дщери человечества, т.е. человеческую славу, от тех раждаются щудове (Быт. 6:4), – от славы человеческой раздается высокоумие. Бог сказал: не пребудет Дух Мой в человецех сих, зане полни суть похотий плотских (Быт. 6:3) в духе своем».
Незадолго до кончины св. Илия отказался от кафедры, назначил себе в преемника брата Гавриила и, приняв схиму с именем Иоанна, скончался 7 сентября 1185 г.
После кончины св. архипастыря прошло уже 670 лет, а святительская мантия его еще цела; она василькового цвета и материи похожей на рытый бархат, с атласным источниками белого и красного цвета, со скрижалями красными. Она хранится в Софийской ризнице.