Святого Апостола Кодрата от 70-ти
Кодрат, ученик Апостолов, – по свидетельству блаженного Иеронима, – поставлен был в епископы с Афинах на место Публия, принявшего мученическую кончину, и «собрал своей верой и заботливостью Церковь, рассеянную страхом». – В 126 г. он предоставил императору Адриану сочинение в защиту христиан, одним из последствий которого было то, что Адриан выдал указ не осуждать никого без улик в вине.
Сочинение это, существовавшее еще в VI в., не сохранилось; из него известны только слова, которые приводит из него церковный писатель Евсевий. – «Дела Спасителя нашего всегда были явны, так как они действительно были. – Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых не только были тогда, как были исцеляемы и воскрешаемы, но и после того во всякое время; они жили на земле, но долго еще не по отшествии Его, так что некоторые дожили и до нашего времени».
Сохранилось еще послание к Диогену (образованному язычнику, старавшемуся узнать, в чем состоит вера христиан), которое признается посланием мужа апостольского, а именно святого Апостола Кодрата. – «Христиане, – говорится в послании, – не отличаются от других людей ни местом происхождения и жительства, ни языком, ни жизнью гражданской… Живут во плоти, но не для плоти, повинуются законам, но своей жизнью стоят выше законов. Их не знают, но обвиняют; убивают их, но они живы; бедны они, но обогащают других; ничего не имеют, а всегда довольны… Душа находится во всех членах тела, и христиане – во всех концах земли. Это – не дела человека, это – сила Божия. – Сам всемощный Бог, Творец мира, ниспослал с неба Истину, Святое и непостижимое Слово Свое. Пришедший к нам Строитель вселенной, Тот, через Которого Бог совершил небеса, положил пределы морю, Которого советы сохраняются стихиями, по мановению Коего солнце совершает течение свое, Которому покорно небо и все, что на небе, земля и все, что на ней… Прежде пришествия Его на землю никто не видел Бога, никто не мог знать Его; Он Сам явился и теперь является вере; вере дано преимущественно видеть Его. Еще от вечности благий Бог определил Его для мира. А что люди до сих пор были предоставлены страстям их, это нужно было для того, чтобы опытом дознали они, как мало способны они сами по себе достигнуть Царствия Небесного». – В предостережение от людей, «нарушивших пределы веры, назначенные Апостолами и преданием отцов», муж Апостольский указывает Диогнету на Церковь вселенскую, где может быть найдено все, что Слово проповедало людям для их спасения; при этом замечает, что в христианстве знание и жизнь – в тесной связи: ни верного знания не может быть без чистой жизни, ни жизни правильной без знания. «Пересмотри со всем усердием, – заключает он, – обсуди со всем вниманием эти истины и – ты узнаешь, какими благами Господь ущедряет любящи Его».
Об искупительном значении смерти Христовой он говорит: – «когда пришло время, которое назначил Господь для явления Своей благости, тогда принял Он на Себя наши грехи. Он отдал собственного Сына в искупительную цену за нас. – Святого за нечестивых, Безгрешного за грешников, Праведного за неправедных, Бессмертного за смертных… Какое неизреченно-мудрое дело Творца! Какая неожиданность благодеяния! Неправда многих покрыта правдой Единого. – Так мы узнаем здесь две вещи, – полную неспособность, совершенное бессилие нашей природы – участвовать в жизни, и потом Спасителя нашего, Которым невозможное стало возможным».
Святой Кодрат, прославленный даром пророчества, после многих трудов и гонений на него от язычников мученически скончался, уморенный голодом в темнице в 130 г.
В каноне Иосифа говорится (в IX веке), что мощи святого Кодрата почивали в то время в Магнезии (где он также проповедывал слово Божие), и источали чудеса.