Святой великомученицы царицы Кетевани
Слава и украшение своей страны, блаженная Кетевань, дочь владетельного князя Багратиона Мухранского и правнучка Карталиского царя Константина III, христианским воспитанием, полученным ею от благочестивых родителей, с детства была подготовлена к высоким подвигам, которыми ознаменовалась жизнь ее, увенчанная мученической кончиной за веру Христову.
После недолговременного супружества с Давидом Кахетинским (также из рода Багратидов), который скончался после шестимесячного царствования над Кахетией, Кетевань, оставшись вдовой и совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени отправила заложником ко двору Персидского шаха Аббаса I, поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении священного писания. В это время постигло ее новое тяжелое испытание: Константин, меньший брат ее мужа, бывший также заложником у Персидского шаха, передался ему до такой степени, что даже, отрекшись от веры Христовой по научению шаха, желавшего сделать из него орудие для подчинения себе Кахетинского царства, коварным образом убил своего престарелого отца и брата – ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, и, вступив на престол, потребовал от Кетевани, чтобы она сделалась его супругой.
Передав через послов Константина решительный отказ ему на его предложение, Кетевань обратилась к знатным Кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в магометанство, и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству.
Услышав это от Кетевани, в лице которой народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, в короткое даже время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии, усмирила знать, привела в порядок расстроенные дела, доставила мир и благосостояния Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство даже то внешних врагов, – высшие представители народа Кахетинского обещали ей защиту и действительно выступили со своими воинами против Константина и убили его, войско же персидское, которое призвал Константин, чтобы сразиться с грузинами-христианами, все было истреблено. Тогда Кетевань решилась снова принять правление над царством и поселилась в город Греми – древней столице Кахетии, находившимся у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана. Вскоре, однакоже, Кетевань, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Богу, почувствовала себя не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то время; не имея кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза, бывшего заложником при персидском дворе, она решилась устроить его возвращение и, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу 1-му, написала ему, что если он не возвратит ей ее сына Теймураза, то Кахетия отложится от его зависимости.
Опасаясь, чтобы Кахетия не присоединилась к Турции или России, шах Аббас позволил Теймуразу возвратиться в свое царство. – Велика была радость царицы Кетевани при свидании со своим сыном. В особенности была она утешена тем, что, не смотря на долгое пребывание свое при персидском дворе, он не утратил веры своих отцев. Вскоре по прибытии его, передала она ему, как законному наследнику, управление всей страной, сама же успокоилась в уединении, предавших теперь безрассеянно главной заботе о приготовлении к вечной жизни.
Но недолговременна была радость Кетевани по случаю соединения со своим сыном, недолговременно было и успокоение ее при возможности жить, как ей было по душе. Шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху мать свою с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетевань «укротила гнев, шаха своей просьбой и умолила бы его оставить свою мысль погубить их.» Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Не предвидя пользы от исполнения этого желания, опытная царица отвечала своему сыну: – «ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие молитвы не остановят его решение опустошить нашу страну…» Не смотря на эти слова Кетевани, народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собой, она решила исполнить общее желание и в конце 1615-го года отправилась к шаху, взяв с собой младшего внука своего, царевича Александра. Ласково принял их коварный Аббас, однакоже потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего сына своего Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду… Напрасно предупреждала Кетевань своего сына не исполнять этого требования шаха; вынужденный народом, которой в отказе уступить желанию шаха видел свою погибель, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона. Не смотря на то, он вскоре убедился, что предупреждения ему со стороны матери были не напрасны и что никакими жертвами не отвратить ему бедствий, которые готовились со стороны Аббаса. Вскоре и обрушились на Кахетию все эти бедствия. «Шах двинулся на нее с огромным войском, – пишет Аракиль, историк армянския, – и по нашествии персов страшные бедствия постигли Иверию: растление девства, смерть старцев, которых нельзя было переселить в Персию, смерть воинствующей молодежи, отказывавшейся от переселения из отечества в числе пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашеского чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие святых могил и сожжение святых храмов и богатого города Греми и всех городов и сел Кахетинских.» Царь Теймураз наше в это время убежище у Имеретинского царя Георгия. Между тем, сыновья его Леон и Александр вместе с бабкой их, царицей Кетевань, томились в это время в темнице в Ширазе, по распоряжению лютого Аббаса. Оба царевича были изувечены, старший из них, не пересилив испытания, скончался.
С христианской покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом высших духовных подвигов, которыми приготовлялась она к переходу в вечную жизнь. Неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в своей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.
Наконец, настало для царицы Кетевани последнее и высшее испытание: шах давно настаивал на том, чтобы она отреклась от веры Христовой, ублажая ее всякими блистательными обещаниями, прислал объявить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась принять жестокие мучения и смерть.
Не смутилась уготованная раба Христова словами посланного от шаха: – «скажи пославшему тебя, – ответила она ему, – что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить меня с Христом Богом моим, и невозможно для меня оставить веру мою православную, ради которой готова я принести себя в жертву», и в молчании выслушав дальнейшие убеждения градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое время, сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное…» Затем причастившись Тайн святых и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям своим и сказала им: «делайте, что замыслили, я готова на все мучения.»
И тогда начались страшные истязания над царицей-мученицей, одно зрелище которых трудно было перенести, так что и сам градоначальник, пораженный до слез, поспешил удалиться. Служители царицы поколебались душой и умоляли ее пощадить свою жизнь… сам иерей, духовник Кетевани, смутился при виде истязаний, раскаленными орудиями, и когда и его привели на площадь, где пылал костер для исповедников Христовых, то готов был уступить настояниям персов… – Чего смущаешься, Имеретин? – громко и повелительно обратилась к нему непоколебимая в твердости Кетевань, – пришло время засвидетельствовать имя Христово! Разве кто-нибудь из отрекшихся от Христа остался вечно жить на земле? Разве не лучше поспешить уйти из этого мира туда, где вечный покой и вечная радость?... Причастимся страданиям Христовым, чтобы причаститься и воскресению Его!
Эти слова мученицы Христовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от святых верований, и все воспрянули исповедниками истины и твердо приняли мученическую смерть.
Истязания же Кетевани продолжались, все тело ее было растерзано, из ран в изобилии струилась кровь, раскаленной цепью обожжены были эти раны и раскаленным котлом покрыта была ее голова, после чего она и скончалась, до последней минуты едва уже слышным голосом призывая имя Отца и Сына и Св. Духа.
Это было 13 сентября 1624 г. Латинские миссионеры тайно взяли тело св. великомученицы и, по смерти шаха, принесли часть св. мощей ее в г. Тифлисс, где с торжеством и неизобразимой радостью приняты были останки ее всеми народом и положены в кафедральном соборе великомуч. Георгия, называемом Алавердским, под престолом – в новое утвреждение Церкви и народа грузинского.
Житие царицы Кетевани описано очевидцем страданий ее, и после него другими, и в том числе – в стихах – и даровитым сыном ее Теймуразом I.