Священномученика Корнилия сотника
В чудном обращении в веру Христову Корнилия – язычника положено было начало исполнения Божественного предсказания о всемирном обращении язычников к вере Христовой: «говорю же вам, что многие приидут с Востока и Запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном…» (Мф. 8:11), и выразилась воля Божия о принятии язычников в Церковь Божию вопреки убеждению Иудеев, считавших себя единственным народом, избранным для участия в Царстве Мессии, убеждению, которому причастны были до тех пор и ближайшие ученики Иисуа Христа.
Об этом событии так повествует св. Евангелист Лука (в Х главе Деяний апостольских): «в Кесарии (Палестинской) был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.»
Такой-то язычник, близкий к христианству по жизни своей, хотя и не знавший Христа, – и мог быть избранным для наглядного засвидетельствования слов Иисуса Христа.
Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
Корнилий же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: «молитвы твои и милостыни твои пришли на паять перед Господом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона, кожевника, которого дом находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.»
Когда ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он призвал двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
На другой день, когда они шли и приблизились к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небе и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. – И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. – Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Это было трижды, и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя: встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их.
Петр, сшедши к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я – тот, которого вы ищете, за каким делом вы пришли?
Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Господа, одобряемый всем народом иудейским, получил от святого ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. – Тогда Петр, пригласив из, угостил, а на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий иоппских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань, я тоже человек. И, беседуя, с ним, вошел в дом и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого для я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мной муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! Услышана молитва твоя и милостыни твои воспомянулись перед Богом. Итак, пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
Тотчас посла я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим перед Богом, чтобы выслушать все, что тебе повелено от Бога.
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог неличеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему! – и стал проповедовать о Христе дому Корнилия. Не успел апостол Петр кончить проповеди, как Дух Святой сошел на слушавших. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. Ибо слышали их, говорящих языками и величающих Бога.
Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Духа Святого? И велел им креститься во имя Иисуса Христа.
Когда же Петр возвратился в Иерусалим, то верующие из иудеев упрекали его, что он ходил к необрезанным и ел с ними. Он же пересказал им по порядку все случившееся, и тогда они успокоились и славили Бога, говоря: «видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь…» Впоследствии Корнилий поставлен был от апостола Петра епископ Кесарии Палестинской и много потрудился, проповедуя Христа язычникам. В Скепсии – городе Малой Азии – он пострадал за исповедание Христа перед язычниками. Скончался мирно и погребен был в Скепсии. По пришествии почти 400 лет, когда забыто было место его погребения, св. Корнилий сам открыл о нем, явившись в ночном видении Троадскому епископу Силуану, бывшему в Скепсии (подчиненной в V веке Троаде в церковном управлении); – вследствие чего воздвигнут был храм в честь св. Корнилия усердием епископа и иждивением одного богатого гражданина, куда и перенесены были открытые мощи св. Корнилия, как говорит предание – сами собой во время освящения храма при пении Трисвятого и заняли место на правой стороне близ алтаря.