Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о праведном Симоне Верхотурском

В рукописных святцах читаем: «св. праведный Симеон Меркушинский, новый чудотворец, преставися в лето 7150 (1642).» Праведный Симеон был родом из дворян, но, скрыв знатность свою в смирении христианском, вел жизнь бедняка. Переходя из деревни в деревню, шил он платье, преимущественно для бедных; кончив работу, уходил из дома рано поутру, кода все спали, чтобы избежать не только денежной платы, но и слова благодарного за работу.

 Память о праведном Симоне Верхотурском

Он доволен был и тем, что давали пищу и кров. Чаще всего проживал он в погосте Меркушах, в 50 верстах от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по реке Туре. Он любил в тиши уединения наслаждаться природой и хвалить Творца ее. Когда не было работы, брал он уду, садился на берегу реки и доставал оттуда лишь нужное для дня. Еще поныне цела ель, на утесистом берегу реки Туры, где любил сидеть блаженный, занимаясь ловлей рыбы. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. Блаженный Симеон вступал с ними в разговоры и учил христианскому благочестию. Располагая к себе бедных своей услужливостью, он находил сердца их открытыми для принятия наставлений его и усердно сеял в сердцах правила страха Божия. – Никогда не оставлял он посещать богослужение храма и особенно храма Меркушевского. Чистая жизнь его служила примером для всех; а этот пример особенно нужен был и благотворен для края еще дикого, недавно увидавшего свет христианский. Блаженный Симеон, страдавший болью живота, скончался не старым, около 35 лет, в 1642 г. и погребен был при церкви архистратига Михаила.

Чудеса, происходившие от мощей праведника, и нетление мощей его заставляли тобольских архипастырей не раз свидетельствовать мощи его, и митрополит Игнатий не себе испытал силу молитв праведника. В 1704 году, по распоряжению митрополита Филофея и по желанию края, мощи угодника Божия перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь и установлено праздновать 12 сентября. К этому времени сходятся и съезжаются в Верхотурье не только из ближних селений, но даже из отдаленных мест.

Праведник совершал много чудес в Меркушах, много совершал и в обители. Особенность в явлениях его та, что он исцелением телесных болезней преподавал наставления для души. При митрополите Игнатии житель Верхотурского уезда Иаков лежал больной при смерти. Ему явился человек в белой одежде и велел объявить Верхотурскому дьячку, чтобы удерживался от пьянства, содержал пост и исповедовал грехи свои духовнику, – а самому больному приказал идти молиться над гробом праведного Симеона. Пробудясь от сна, больной почувствовал облегчение, а в Меркушах у гроба праведника совсем выздоровел. Священнику соборной Верхотурской церкви Павлу Праведникову говорил строгие укоризны за нетрезвость. Испуганный иерей просил помилования и облегчения своей болезни, обещаясь не пить вина. Кто будет за тебя порукой? – спросил праведный. Священник указал на крест. Праведник обличил потом иерея и в других грехах. Исцеленный иерей выполнял обещание до гроба. В 1711 г. Симеон явился старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал в бесчувствии. Придя в себя, он объявил архимандриту и прочим, что праведник велел архимандриту и воеводе внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе готова казнь Божия – мор и голод. В 1749 г. житель Невьянского завода, где упорно держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, без языка, с рукой сведенной к шее и с искривленным ртом, во сне увидел человека в белой одежде, с русыми волосами, такого, каким написан был праведный Симеон на гробовой доске. «Ты хочешь быть здоровым?» спросил явившийся. Когда Василий отвечал, что хочет, и спросил об имени своего попечителя, «я Симеон Меркушинский, отвечал явившийся; иди в Верхотурье, в обитель св. Николая, помолись там с усердием, отслужи молебен над моими мощами и будешь здоров; да крестное знамение изображай на себе во образ Св. Троицы, тремя первыми перстами. Слушай же, иначе будет хуже.» Василий с детства был раскольником. После явления он почувствовал облегчение и на другой день рассказал в Невьянской конторе все бывшее с ним. Затем был на поклонении целителю своему в Верхотурье. В Верхотурской обители хранятся: а) серебряная дщица с надписью: «за чудесное избавление от тяжкой болезни молитвами св. праведного Симеона посвящается коллеж. советн. Иваном Лихаревым, 1793 г.»; б) серебряный крест с надписью: «праведного Симеона чудотворца Верхотурского молитвами исцелевшей, болевшей изломом ног, 1822.»

Примечания
1* Ркп. сказание о житии и чудесах прав. Симеона, соч. м. Игнатия (Обзор литер. § 243); ркп. Сибирский летописец Тобольской семинарии под 1692 г. Макария сказание о жн8ни и чудесах св. праведного Симеона. Спб. 1857.
2* Погост Меркуши основался в 1620 г., а Верхотурье – в 1598 г. Акты Верхотурья в времен. общ. ист., кв. 25, смесь, стр. 3–13. Местность, где основались Верхотурье, называется в актах Чудским городищем – Нарымкурою.
3* См. Словцова ист. обозр. Сибири. Спб. 1838 г., стр. 39–41. Соликамский летоп. у Барха, стр. 514.
4* Кроме ркп. жития праведника, Сибирский летописец: «до Тюмени ехал (с губернатором кн. Гагариным) преосвященный Иоанн, митрополит Тобольский, для свидетельства св. мощей». Север. арх. 7. 19, стр. 249.
5* В ркп. сказании о житии и чудесах описано до 50 чудес праведника.
6* Вестник географ. общ., ч. 10. 1854 г., стр. 31.