† Преставление преп. Иоасафа, в мире князя Андрея Вологодского
Жизнь преп. князя длилась не долго, но она была прекрасна. Князь Андрей был сын князя Заозерского Димитрия Васильевича, потомка св. князя Федора Ярославского. Кн. Димитрий жил в городке близ устья р. Кубенки, где ныне с. Устье; при деревне Чериковой доныне стоит часовня – памятник о дворах и теремах князя Заозерского. Благов. Князь Димитрий оказывал пособия преп. Дионисию Глушицкому при построении Глушицкого монастыря и был убит татарами. Мать кн. Андрея благоговейно чтила преп. Александра Куштского и присылала подаяния в обитель его. Сын благочестивых родителей, испрошенный у Бога молитвами, с первых дней развития души воспитанных в страхе Божьем, оставшись сиротой, почувствовал суетность мирской жизни, столько печальной для него по неожиданной смерти отца и по судьбе княжества Заозерского. За родство кн. Шемяки с кн. Димитрием, которого дочь (а сестра кн. Андрея) была за Шемякой, в. кн. Василий в 1447 г. отдал половину Заозерья Можайскому кн. Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану. Таким образом сыновья Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими. Кн. Андрей и по расположениям сердца не принадлежал к миру; а когда мир гнал его от себя, он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иноческие одежды.
И молодость князя (ему было тогда не более 20 лет), и высокое происхождение его, и перестройка политического быта России, совершавшаяся волей вел. кн. Московского (в. князь благоволил к Кассиану, посылал его в Константинополь по делу по митрополите, но близ царя близ огня), навевали на душу Кассиана сомнения о князе Андрее. «Место твое – не здесь, а в думе бояр или на поле брани», сказал игумен кн. Андрею. «Напрасно смущаешься, отвечал юный князь, намерение мое твердо – не принимать услуги от других, а служить другим и несть крест по следам Господа моего». Игумен, увидав чистые желания юного князя, увещевал его, дабы раз принял на себя иго Христово, не колебался потом мыслями о величии мирском, а твердо шел бы по избранному пути. Затем облек его в иночество и назвал Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный Иоасаф Кубенский поручен был смотрению опытного старца. Блаженный князь-инок со всею радостью выполнял обеты иночества. С братией имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал самый строгий. Чистый душей и телом, он еще не земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в келии и услышал голос, ответ на молитву души его; голос уверял: «обширная пустынь, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божьей, и если они будут хранить заповеди Божьи, все будет готово для их земной жизни.» Блаженный Иоасаф рассказал об этом откровении игумену Кассиану в простоте чистого своего сердца. Кн. Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника своего и предложить ему деньги с тем, чтобы построил себе свой монастырь. Предложение приятное для самолюбия, но потому-то и опасное для душевного спасения. Блаж. Иоасаф отвечал родичу князю: «Христолюбивый князь! Нам не нужны серебро и золото, когда искренне хотим жить в пустыне; раздай бедным, что назначил ты для нас, и получишь щедрую награду от Господа.» Кн. Борис исполнил совет искреннего пустынника. Юный подвижник как бы предчувствовал, что путь подвигов его – не долгий, и с пламенным усердием поспешал творить добро. В последний год своей жизни, а он подвизался в обители всего пять лет, только раз в неделю вкушал он пищу, в день воскресный, и в каждый воскресный день приобщался св. Таин. Тело его от подвигов очень ослабело, но он благодарил за то Господа; в продолжении болезни, когда только чувствовал некоторое облегчение, являлся в церковь. В праздник Рождества Богородицы велел он весть себя к литургии, приобщался св. Тайн. И возвратясь в келью, не встал более с одра. Простясь с братией, велел иноку читать канон на исход души, сам взял кадильницу в руки, покадил ею около себя и с молитвой на устах предал Господу дух свой, 10 сентября 1453 г. Чистое тело его положено было в храме и от него скоро стали истекать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепой и при мощах князя инока прозрела. В 1472 г. Спасский Каменский монастырь опустошен был пожаром, и после того только остатки мощей князя собраны в ковчег, но они продолжали источать исцеления. После вторичного опустошения обители пожаром, св. мощи перенесены в Вологодский Духов монастырь, где находятся доселе. Церковная служба св. князю известна по ркп. XVI.