† Преставление святого Ионы, митрополита Всероссийского и чудотворца
«Путь праведных, как сияние света, более и более рассветает до самой средины дня» (Притч. 4:18). Такова была жизнь святого Ионы, митрополита всей России.
Родясь близ Солигалича, блаженный 12 лет постригся в одном из Галичских монастырей, или как писал о нём великий князь Василий, «от младенчества жил в добродетельном житии». Впоследствии пришёл он в Симонов монастырь. «Тогда здесь были, пишет преподобный Иосиф, великие старцы, – Варфоломей эконом, Иоанн златый и Игнатий иконописец; видя, что монастырские обычаи изменяются, не молчали они о том, а возбраняли то, и не дозволяли быть бесчинию и мятежу, за что переносили много скорбей и горестей от тогдашних архимандритов, особенно же блаженный Варфоломей, которому самодержцем великим князем Василием Дмитриевичем вверено было хозяйственное управление. Настоятели в гневе не раз хотели бить его палкой, но удерживались опасением перед державным. Блаженный Варфоломей непрестанно заботился о монастырском порядке, сперва духовном, потом телесном; везде обходил и смотрел на монастыре, в трапезе, в поварне, в хлебне, на дворах, в кельях, и если где видел беспорядок, не молчал о том, а сперва говорил кротко и с любовью, потом непокорных удерживал строгими выговорами и не хотевших отставать от своего худого обычая выгонял из обители». Вот под влиянием каких наставников и какого благочиния жил в Симонове блаженный Иона. Он пребывал здесь, в непрерывных трудах, в суровом посте, молитве и чтении слова Божия, проходя разные послушания. В таких подвигах дух его восходил от совершенства к совершенству. Раз святитель Фотий, посетив Симонов монастырь, нашёл в пекарне монастырской инока Иону спящим; на лице его видно было изнурение от трудов души и тела, а правую руку держал он на главе «согбепну, яко благословляше ею»; и святитель сказал окружавшим: «знайте, дети, сей инок будет великим святителем земли Русской, приведёт многих неверных к истинному Богу и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду Москве».
Строгая жизнь и твёрдое знание учения святой Церкви доставили блаженному Ионе такое уважение общее, что он посвящён был в Рязанского епископа, а когда скончался святитель Фотий (в июле 1431 г.), собор и великий князь поручили ему управлять и делами митрополии. Таким образом Иона, Рязанский епископ, уже в начале 1433 года действовал как «наречённый на святейшую митрополию Русскую». Как Рязанский архипастырь, святой Иона действовал с Апостольской ревностью против суеверий и зловерий обширной Рязанской страны. В Рязанской епархии, заключавшей тогда, кроме Мурома и Рязани, части нынешних Воронежской и Тамбовской епархий, было много язычников и магометан. Святитель обратил ревность на распространение святой веры и «многия тамо неверные, к Богу обратив, крести». Блаженному пастырю приходилось и сильно скорбеть за Рязанскую свою паству. При нём (1444 г.) царевич Мустафа ограбил волости Рязанские. Застигнутый жестокой стужей, он погиб с ордой своею под мечами Московского войска; но и это ненадолго порадовало. Спустя несколько месяцев татары Золотой орды мстили за царевича опустошением Рязанской украйны.
Решение человеческое быть св. Ионе митрополитом России не скоро исполнилось, по длинному ряду препятствий. Все признавали его достойным высокого звания, все желали ему сего звания; и однако не скоро пришло время, когда св. Иона стал митрополитом. Конечно такое положение не легко было блаж. Ионе. – Но св. пастырь является всегда с молчаливой покорностью промыслу Божию и всегда с твёрдой верностью внушениям совести. В 1433 г. возвратился из Царьграда митрополитом Герасим, епископ Смоленский; но он жил недолго († 26 июля 1435 г.). Великий князь Василий отправил было Рязанского архипастыря для посвящения в митрополита в Царьград; но там уже назначен и посвящён был Исидор. Константинопольский собор сказал тогда же св. Ионе: «а что воля Божия о Сидоре промыслит, или смертию скончается или иначе что ся о нем станеть: и ты Иона, епископ Рязанский, готов, благословен на той великий престол Киевский и всея Руси». Соборное осуждение предателю православия Исидору подписано было и святителем Рязанским. Великий князь приготовил было (1441 г.) послов и грамоту к императору о том, чтобы отныне разрешено было собором православия избирать и поставлять в России митрополита; но слухи об изменах православию в Царьграде заставили воротить посла с дороги. А между тем гражданские волнения, поднявшиеся в России, ещё надолго отодвинули исполнение решения о митрополите. Великий князь Василий, захваченный Димитрием Шемякой, был ослеплён (16 февр. 1446 г.) и заточён в Углич. Рязанского епископа, пользовавшегося общим уважением, тот же Шемяка вызвал в Москву; обещая свои милости детям несчастного Василия, а блаж. Иону принимая с почётом как митрополита, Шемяка убедил св. старца взять из Мурома малолетних князей на свою епитрахиль. Св. Иона доставил их Шемяке, и тот заставил его же самого отвезти их в Углич, где заточён был их отец. По воле Шемяки святитель жил после того в Москве на митрополичьем дворе, но твердил Димитрию: «ты сотворил неправду и меня ввёл в грех и стыд. Тебе следовало выпустить князя на свободу; а ты и детей его засадил с ним в неволю. Ты дал мне своё слово и сделал меня обманщиком». Как ни мало дорожил Шемяка честностью, но не желая казаться бесчестным и жестоким, он объявил свободу Тёмному и дал ему в удел Вологду с Коломной. Спустя 5 месяцев (17 февр. 1447 г.) друзья Василия возвратили ему великокняжеский престол. Шемяка заключил договор с великим князем, но продолжал тревожить Россию властолюбием своим. Тогда собор пастырей разослал против Шемяки грозное обличительное послание. Здесь святитель Иона выставлял в сильных чертах оскорбление, какое нанесено было обманом Шемяки святительскому сану его. «Ты сквернил, говорит послание Димитрию, наши епитрахили своими богомерзкими словами; но надеемся, знаешь и сам, что значат те епитрахили? они – изображение страданий Господа нашего Иисуса Христа, совершившихся при спасительном распятии Его... Епитрахили наши не могут скверниться твоими словами, но ты губишь свою душу».
Когда великий князь Василий утвердился на своём престоле, обратились к делу о митрополите. Из Константинополя не ожидали более ничего: там, как узнали, в Софийском храме поминают папу. Собор Русских пастырей на основании Апост. правила и 4 пр. Никейского собора, по примеру времён Ярослава и Изяслава, определил (дек. 1448 г.) посвятить Иону в митрополита всей России.
Первой заботой нового митрополита было остановить тревоги и кровопролития, причиняемые Шемякой и его мятежными друзьями. Святитель окружной грамотой призывал всех, увлечённых на сторону Шемяки, искать прощения у законного государя России и не губить душ своих кровопролитием и враждой; иначе грозил тем, что затворит для них храмы Божии. Шемяка волновал Россию. Великий князь повёл войска против Шемяки, святитель отправился вместе с великим князем и с собором епископов – убеждать клятвопреступника лично. Некоторые из сторонников Шемяки отстали от него; Шемяка смирился, дал грамоту мировую с проклятиями против себя. Но потом удалился в Новгород и там поднял волнение против великого князя. Св. митрополит не раз посылал и туда грамоты и послов с увещаниями Новгородцам; наконец смерть (1453 г.) прекратила смуты неукротимого властолюбца.
Другим предметом забот святителя было соединить епархии юго-запада под управление одного митрополита. Это было нужно особенно в виду опасностей со стороны происков папизма. Святитель (в 1449 г.) принял участие в мирных сношениях великого князя с королём Казимиром и утвердил своим благословением договор их. Король с своей стороны изъявил согласие на подчинение святителю Ионе православных епархий Литовского княжества и звал самого Иону в Литву для личного свидания. Святитель просил Киевского князя Александра Владимировича о содействии исполнению обещаний короля. И в начале 1451 г. сам отправился в Литву. Король сдержал своё слово и выдал святителю грамоту на управление Киевскою митрополией. При таком положении своём св. Иона немедленно вытребовал к себе Владимирского епископа Даниила, посвящённого Исидором, заставил его отречься от согласия с Римской Церковью и дать обязательство сохранять верность св. православию, после чего отпустил его в свою епархию. Он также назначил наместников своих для городов, непосредственно зависевших от Киевской митрополии (Киева, Вильны, Новогрудка и Гродна) с правами выдавать одобрительные грамоты ищущим духовного сана, наблюдать за соблюдением церковных постановлений, судить виновных, управлять церковными имениями и собирать с них доходы.
В то самое время, как добрый пастырь собирал и приводил в порядок расточенное стадо своё, в Москве готовилась ему тяжкая скорбь. Едва возвратился он в Москву, как к ней (1451 г.) подступил сын Седиахмета с Ногайскими хищниками. Великий князь выехал из столицы, чтобы собрать более сил на помощь ей и вверил охранение её св. Ионе и боярам. Неприятель (2 июля) зажёг предместья Москвы. Пастырь добрый под зноем страшного пожара, в облаках дыма, совершал крестный ход по стенам Кремля. Татарские стрелы свистали, и один инок Чудова монастыря. Антоний, любимый святителем за строгость жизни, едва успел сказать, что Господь для молитв святительских спасёт город, как пал, пробитый стрелой. По молитвам святителя, ветер, гнавший дым и пламя на Кремль, утих. К вечеру того дня осаждённые делали вылазку, а на утро уже не было неприятеля под стенами Москвы, – он бежал, бросив все тяжести. – Святитель сам совершил погребение павшему иноку. После другого нашествия Седиахмета, который хвалился поработить Россию, но был прогнан сыном великого князя, святитель устроил при Успенском соборе храм в похвалу Божией Матери. В то же время у западных врат Успенского храма заложил он «палату каменну» с Церковью Положения Ризы Богоматерней; это – новый дом Русских первосвятителей, бывший прежде того у Боровских ворот при храме Предтечи. – Надежды святителя на Господа были так тверды, что он обещал великому князю вслух всех близкую независимость России от татар; не будут, говорил он, Русские князья ходить в орду нечестивую на поклон.
Святитель Божий старался насаждать в пастве своей искреннее благочестие и искоренять дурные привычки то увещаниями и распоряжениями пастырскими, то помощью гражданской власти. – Вот что писал великий князь в грамоте 1453 г. своим сельским чиновникам: «отец мой, митрополит Иона, говорил мне, что наши люди ездят незванные в митрополичьи сёла на праздники, пиры и братчины и на этих пирах бывают убийства, воровства и другие худые дела. И я, великий князь, дал митрополиту грамоту, чтобы в его сёла не ездили незванные на праздники, пиры и братчины». Нравы того времени были дики, и гордость, для которой всегда несносна власть веры, обнаруживалась в самых грубых выходках. В Вышгороде, волости Верейского князя Михаила, десятильник и дворяне святителя прибиты были, до полусмерти. Святитель потребовал от князя, дабы горожане немедленно подвергнуты были наказанию, угрожая в противном случае поразить их церковным отлучением. «Спроси старых бояр своих, писал святитель князю: бывало ли такое неуважение к Церкви Божией и святителям при твоих прародителях и родителях? Тебе известно, что великий князь Витовт, как и теперешний король, и все их княжаты и паны – не нашей веры; но спроси, как они оберегают Церковь и какую воздают ей честь! А эти люди, будучи православными христианами, поносят и бесчестят церковь Божию и нас... Молю тебя, чтобы ты, как православный властитель, защитил от горожан церковь Божию и меня, своего отца и пастыря, дабы вперёд не было ничего подобного. Если не защитишь, то поберегись воздаяния от Бога, я же буду обороняться от них законом Божиим». – Жители Смоленска скорбели о том, что их древняя чудотворная икона Божией Матери остаётся в Москве, оставленная здесь последним Смоленским князем. Их епископ Михаил явился в Москву с усердной просьбой возвратить Смоленскую святыню в Смоленск. Первосвятитель рад был такой просьбе и желая, чтобы древняя святыня питала и поддерживала древнее благочестие в Смоленцах, убедил великого князя отпустить чудотворную икону в Смоленск. В утешение Москве оставлен в Москве точный список с чудотворной иконы, и первосвятитель велел каждый день петь молебен перед новой иконой Богоматери.
В 1453 г. Константинополь пал под ударами Магомета. – Страдания Греческой Церкви были неизобразимы. – Дивный защитник св. веры от папы и от Магомета патриарх Геннадий просил св. Иону о помощи бедствующим христианам востока. Святой митрополит, отправляя ответ с послом великого князя Иваном Владимировичем, извинялся в скудости посылаемых пособий и писал, что дорожит союзом с патриархом православия. – По всей вероятности вследствие сего-то сношения с святейшим получено было Русской Церковью разрешение избирать и поставлять себе митрополита без сношения с патриархом, и митрополия России поставлена была первой после Иерусалимского патриарха.
Папа рвался от досады на то, что св. Ионе отданы были в ведение Литовские епархии, и никак не хотел расстаться с мечтой о власти своей над Россией. В 1458 г. Григорий, ученик Исидора, поставлен был в Риме в митрополита России. Великий князь, услышав о том, писал к королю Казимиру, чтобы не принимал он Исидорова ученика, как ни за что не принят он будет потомком св. Владимира. Епископы северной России на соборе определили не принимать самозванца Григория, и отныне законный митрополит России – тот, кто посвящён у гроба чудотворца Петра. Св. Иона отправил в Литву двух игуменов с посланием к Литовским епископам, князьям, панам и народу, увещевая их твёрдо стоять за православие. – Князья успокаивали митрополита на счёт себя, но давали заметить, что необходима им помощь великого князя. Епископы также прислали ответ с обещанием верности православию, но, к скорби святителя, иные вошли в сношение с Григорием . – Ученик Исидора привёз с собой в Литву грамоты лже-патриарха Маммы и Исидора и грозную буллу папы Пия II. – Папа, поручая королю Григория, повелевал передать ему 9 епархий, а о св. Ионе писал: «поймать и сковать отступника Иону». Но как посрамляет Господь человеческую гордость! Папа называет Иону нечестивым, а Господь тогда уже прославил его даром чудес; папа называет защитника православия отступником, а Господь слушал его, как любезного Ему пастыря – посланника! «И тогда был на Москве преосвященный митрополит Иона Киевский и всея Руси, иже бяше чудотворец», – так говорит почти современник его преп. Иосиф Волоколамский. Собор северных пастырей, дав клятву не принимать Григория, послал окружное послание – не слушать Римского митрополита. Сам святитель писал к Литовским епископам и панам: «как Исидор – изменник православию, так и Григорий таков же, да и поставлен отступником Маммой. В православной Церкви в течение пяти столетий никто из великих мужей её не вступал в общение с папой». Внушая всем твёрдо стоять в православии, святитель говорил: «если бы кому пришлось и умереть за своё исповедание, верую Христу, моему Владыке, причтён будет к лику мучеников». Между тем Казимир, исполняя волю папы, прислал посольство в Москву с предложением заменить состарившегося Иону Григорием. Великий князь не хотел и слушать о том и отвечал, что Григорий – не митрополит России. Сам св. Иона поспешил подкрепить грамотами своими паствы и пастырей Новгорода, Смоленска и Чернигова, причём прибавлял: «если кому будут делать насилие и принуждение в вере: пусть идёт ко мне».
Так подвизался святитель Божий, уже близкий к кончине!
Дабы Церковь Русская в тяжком стеснении её от папы не оставалась без верховного пастыря, готовый к исходу из сей жизни св. Иона, по совету вел. князя и с согласия епископов, назначил преемника себе – старшего из архиепископов по служению, Феодосия Ростовского.
О своей близкой кончине извещён он был свыше. И о ней же открыто было другим через ключаря Успенского собора, пресвитера Иакова. Ночью сторож собора увидал освещение в храме. Извещённый о том ключарь увидал горящие свечи и слышал голос: «пойди, скажи рабу моему, митрополиту Ионе, что по его молитве откроется знамение на ноге его – болезнь; устроив всё должное о себе и пастве, переселится он в жизнь вечную». Смущённый пресвитер не смел явиться к святителю; но святитель сам призвал его, обличал за непослушание повелению небесному и сказал, что жена его, тогда здоровая, скоро умрёт, что и исполнилось. Исполнилось и предсказание о святителе. Боль в ноге открылась; но святитель не преставал посещать храм, готовясь к той жизни. Блаженная кончина его последовала 31 марта 1461 г.. Современник кончины говорит: «лицо его было не как у мертвеца, но как бы спал он, это от высокой жизни его какую, как слышали мы, проводил он с юности, по примеру святых отцов».
После такой жизни, после чудес, совершенных ещё в жизни святителем, не сомневались, что он – раб благоугодный Господу. Не прошло и года после его кончины, как духовный друг его, св. Иона, архиепископ Новгородский, поручил образованному иноку Пахомию написать канон святителю Ионе. Спустя 11 лет обретены нетленными мощи его и тогда же совершилось множество чудес при его мощах: тогда же установлено праздновать «по всей земли» 1 июля обретение мощей святителя.
Древний жизнеописатель выставляет несколько опытов чудесной силы, действовавшей в святителе ещё при жизни его. Ключнику Пимену поручено было поить бедняков мёдом в известные дни. Одна вдова просила у него питья для своей болезни. Пимен с гневом сказал: ступай прочь, – ещё не время. Святитель, узнав о том, сказал Пимену: «знаешь ли, какую вдовицу оскорбил ты? Бог посылает тебе за то смерть, – иди, покайся». И приказал постричь его в схиму, после чего тот умер. Одному слуге поручил он значительную сумму денег для раздачи бедным. Тот половину роздал, а другую оставил себе. Бедная вдова пришла к святителю с жалобой, что ей ничего не дано. Святитель спросил слугу: почему ей не дали? Тот отвечал, что она бесстыдна, ей давали не раз. Вдова настаивала, что ничего не получила, Святитель сказал слуге: «ты и крадёшь и лжёшь, – и вот умрёшь». В тот же час почувствовал тот страшную горячку и умер. Малолетняя дочь вел. князя Василия Анна, впоследствии супруга Рязанского князя Василия Ивановича, больна я была при смерти. Почти бездыханную принесли её в келью святителя, и его молитвы возвратили ей жизнь и здоровье. Нашёлся и тогда один, каких ныне встречается и не один, который говорил, что девушка выздоровела сама собой; ему зависть не дозволяла признать особенность в святителе Божием. Святитель, призвав его, сказал: «страшная хула на Св. Духа, сын мой; верь, – здоровье возвращено больной Господом по вере родителей благочестивых». – Тот стал нагло говорить насмешки. «Пусть же заградятся уста нечестивого», сказал святитель, и тот онемел и умер.
Мы уже видели, что святитель был ревностным учителем веры и благочестия. Доселе издано до 35 посланий его и чин поставления епископа. Одни из посланий относятся к охранению гражданского покоя России, другие к охранению православия от насилий папизма, третьи утешают скорбящих, или вразумляют невнимательных к себе, иные охраняют порядок внутреннего церковного управления. В Вятку писал он: молю вас, священники Господни, осмотритесь всячески и содрогнитесь... Смотрите, в какие уста входит бессмертное тело и честная кровь Владыки. Если с устами нечистыми и гнусными дерзаете приступать или допускать кого-либо к тем бессмертным и животворящим тайнам: вы как трава прикасаетесь к огню».
Новгородцам, после того как предложил наставление о пагубе вражды, писал: «как сладко, дети мои, покаяние! Оно – корень жизни. Сладкий и незлобивый, благий и щедрый, человеколюбивый Бог и строитель спасения нашего веселится о слезах кающегося и радуется исповеди нашей. Он с великим терпением ожидает обращения нашего и не оставляет самого последнего, умоляя, призывая каждого из нас, чтобы обратились к Нему от дел неприязненных... Хорошо, дети мои, слушаться Писания Божественного... Как послушание, дети мои, есть жизнь, так преслушание – смерть. Свидетелем словам моим – первый, созданный Богом, человек. Если бы не преслушал заповеди Творца, то не лишился бы древа жизни; а изгнанный из рая осуждён на смерть и сам и его потомки. Ещё же на то благословляю вас, детей моих, чтобы вы во всём послушны были сыну нашему и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию, по слову Господа, Который сказал: слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся вас Мене отметается и пославшего Мя. – Он, дети, поставлен Богом в святителя, учителя и пастыря душам христианским, он – наместник Самого Владыки нашего Христа и молитвенник о душах человеческих; ему дана власть святых Апостолов: кого разрешит на земле, тот разрешён и на небе, а кого свяжет на земле, тот связан и на небе. Воздавайте ему честь и повиновение, и вы получите за то награду от Бога во времени и в вечности».
Детям, не повинующимся своей матери, писал он: «жаловалась мне на вас мать ваша, а моя дочь, княгиня, что вы, по нерадению ли своему, или по научению диавола, или по своей молодости, не только не почитаете её, но ещё обижаете её во всём. Муж её, князь, дал ей отдельное владение, чем ей прожить, пока угодно Богу, а потом по смерти учинить помощь душе своей; вам отец ваш дал особые части. И вы отняли у своей матери данное ей. Это – дело богопротивное, дети; вы строите себе погибель во времени и вечности. Ужели не помните вы Господа, Который говорит: «иже злословит отца и матерь, смертию да умрет?» И Апостол сказал: «чада, послушайте родителей своих, – это благоугодно Богу». И в другом месте Писание говорит: «яко раб послужи родившему тя: что бо воздаси противу даянию, их?» Приточник говорит: «чтяй отца и матерь свою сам возвеселится о чадех, и прославляяй отца и матерь долги дни сотворит и очистит свои грехи; благословение бо отчее утверждает домы, клятва же матерняя искореняет и основание... Пишу вам коротко, чтобы вы пришли в чувство, – испросили бы прощение у матери и возвратили бы ей почтение, по Божию повелению, – слушались бы её во всём, а не обижали; пусть она заведывает своим, а вы – своим, по благословению отцовскому. Отпишите к нам, когда вы примиритесь с своей матерью, и я, по святительскому долгу, а по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать; то, делать нечего, сам, боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкой, и за другими многими священными лицами и вместе с ними, прочитав священные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, своё и прочих священных лиц неблагословение».