Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Исидора юродивого, Ростовского

 Преставление св. Исидора юродивого, Ростовского

Блаж. Исидор родился где-то в Германии и вероятно около Бранибора (Бранденбурга), где бедные Славяне теснимы и угнетаемы были Немцами с бесчеловечной жестокостью. Сострадательная любовь его к купцам мореплавателям указывает на то, что и сам он родился на морском берегу и знаком был с опасностями моря. По житию его, родители его были люди богатые. Сын оставил дом их и Римское исповедание по глубокому убеждению в несостоятельности последнего перед судом совести и здравого рассуждения. По примеру праведных Симеона и Иоанна, принял он на себя юродство и пришёл в Ростов. Здесь в виде юродивого переносил он насмешки и побои безответно. Подвиг тяжёлый для самолюбия, всегда щекотливого! Много надобно бороться с собой, чтобы достигнуть полной победы над щекотливой гордостью. Это значит стать как бы мёртвым для себя. По воле великого Макария, ученик его сперва бранил, потом хвалил мертвецов и те не отвечали ему ни слова. «Так и ты будь мёртв, сказал великий авва, если хочешь спастись. Когда ругают тебя, молчи и не сердись; а когда хвалят, не возносись; – даже не думай, как не думает мертвец, ни об оскорблениях, ни о похвалах, и спасёшься». Так вёл себя блаж. Исидор, когда осыпали его насмешками и побоями. На топком месте устроив себе хижину из хвороста, удалялся он в неё на ночь; хижина не защищала его ни от холода, ни от зноя; она закрывала только от глаз людских молитвенные подвиги его, которые совершал он по ночам, с вечера до утра. Днём он, если и давал покой измученному телу своему, то не иначе как на куче навоза или на жестокой земле. Крепка была любовь его к Господу. И Господь возлюбил его. Он ещё на земле облёк Исидора даром чудес. Купцы плыли по морю и во время страшной бури решились умилостивить небо, как спутники Ионы: положили жребием узнать самого тяжкого преступника и бросить его в море. Так брошен был Ростовский купец и он уже близок был к тому, чтобы быть поглощённым в море, как является блаж. Исидор и переносит его на корабль. Спутники, увидав товарища на корабле, поражены были страхом; а незримый ими Исидор строго запретил спасённому говорить о нём. Только по смерти Исидора купец рассказал в Ростове, как спасён он был блаженным. Ростовским князем был тогда князь Владимир Андреевич, продавший потом часть свою из наследственного княжества великому князю Иоанну. Дворецкий князя Владимира, готовивший богатый обед для князя и гостей, с бранью отказал Исидору, когда тот просил утолить жажду и голод его. Во время обеда князь приказал подносить питье гостям; но к изумлению и ужасу, питья не оказалось в сосудах. Является Исидор с просфорой для бывшего тут епископа и сосуды наполнились вином на вразумление жестокосердия. Во время кончины блаж. Исидора, проходивший мимо хижины его почувствовал особое благовоние и возбуждённый тем посмотрел в хижину. Исидор лежал, как увидел он, со сложенными на груди руками, почив на веки от трудов своих. Блаженная кончина его последовала мая 14-го 1484 г. Ростовцы тогда же построили на месте хижины деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, был тогда накануне сего праздника.

В рукоп. житии Исидора записано 6 чудес, совершившихся при гробе его. Один от пьянства лишился ума и бил людей; связанного привели его ко гробу блаженного и во время пения молебна больному возвратился рассудок его. По службе Исидору, священник, хотевший открыть святое тело Исидору внезапно поражён был болезнью и исцелился при гробе блаженного. Мощи блаженного доселе покоятся под спудом. Над нами при царе Иоанне, на место деревянного, построен был каменный храм.

«Просветясь благодатию Божиею, премудрый, прекрасно совершал ты течение жизни временной, в целомудрии и терпении крепком. Святость жизни твоей прославила тебя и по смерти, ибо источаешь ты исцеления притекающим ко гробу твоему. Блаженный Исидор! моли Христа Бога о спасении душ наших».

Примечания
1* Ркп. житие св. Исидора в Минее Макария под 15 мая, в Синод. б. 90. Сокращение его в ч. минее св. Димитрия.
2* Пролог 14 мая: «поведают непыи, бяше Латынска языка, земли же Немецкия, – от славна и богата рода бе, яко же глаголют местерскаго». Догадка о происхождении Исидора из Немецкого магистерского рода не принята св. Димитрием, да она мало и вероятна, тогда как известны многие роды Славянские, перешедшие с Славянского поморья в Россию от притеснения Немцев. Лакьера геральдика 2, 479–492.
3* Пролог: «возненавидев богомерзкую веру Латинскую, возлюби христианскую веру православную». То же в ркп. житии. – В службе, написанной при ц. Иоанне, говорится: «отеческаго небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушася». – Это выдумка очень неудачная! В XV в. и Славяне и Немцы Германии были христианами.
4* В. к. Иоанн в 1474 г. купил половину (одна уже принадлежала ему) Ростова и Ростовского княжества у князей Владимира Андреевича и Ивана Ивановича (Карамз. VI. 113, пр. 293). Последний был владетельным князем Пужбольским (Родосл. кн.).
5* Минея на май, Μ. 1646 г.
6* Уже в уставе 1522 г. положена мая 14 «память св. Исидора Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца». Опис. муз. Рум. стр. 713. Служба Исидору (в муз. Рум. 595, у Царского № 563) написана при ц. Иоанне в 1548 г. Исидор юродивый святой – в грам. 1563 г., ист. акт. I, 320.
7* Тропарь в минее, Μ. 1646.