† Преставление преподобного Арсения Коневского
В 1373 г. в Новгородской Лисичьей обители, что близ Хутыня, облечён в монашество молодой человек с именем Арсения. Откуда и чей он сын, неизвестно; но потому, что уже умел он ковать медные изделия, видно, что воспитан он добрыми родителями. В Лисичьей обители терпеливо проходил он разные послушания и прожил 11 лет. Затем отправился в Афонскую гору и здесь в одном из монастырей подвизался три года. Он безвозмездно готовил для старцев Святогорских разную медную посуду и тем приобрёл любовь их. Возвращаясь в Россию, получил он от игумена Иоанна икону Божией Матери и устав общежития, с заповедью основать обитель на дальнем севере.
Посетив Лисичий монастырь и получив благословение игумена своего, отправился он странствовать по холодному северу. Он жил на Валааме, потом поплыл к устью реки Городецкой (по-Фински Воксы); здесь за бурей остаётся он долгое время и молится со слезами, да укажет Сам Господь место для желаемой обители. Буря утихает; странник садится на чёлн; но едва началось плавание, как снова поднялась буря и приносит странника к острову Коневцу. Преподобный поставил крест и остался здесь для подвигов. Это было в 1393 г..
Выстроив часовню на высоте острова, Арсений вёл скитскую жизнь. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. – Напрасно убеждал его инок Лаврентий возвратиться на Валаам по зову игумена Силы. Он решился с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остаётся здесь целым и невредимым от того, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духами. От того огромный камень называли Конь-каменем, а остров Коневым или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, ещё в начале поселения своего на острове, приступил к камню с молитвой, окропил его святой водой, и духи – наставники лжи – отлетели в виде воронов на Выборгский берег в большую губу, которая поныне называется: Чёртова лахта. Это предание не в противоречии с несомненно известными событиями. ещё в 1227 г. Корелы здешних краёв были крещены и с того времени конечно переняли у Русских Русский язык, но не все расставались с поверьями язычества. Даже и в 1554 г. архиепископ Макарий писал, что в Водской пятине во всей Корельской земле до Коневых вод и за Ладожское озеро остаются в силе идолопоклоннические суеверия, благоговейное почтение камней, холмов, озёр. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своём, показывая собой суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 г. преобразил он скит свой «на Коневском острове» в обитель общежития и построил храм в честь Рождества Богоматери, – изображённого на той иконе, которую принёс он с собой из Афона. Это было совершено по благословению Новгородского архиепископа Иоанна.
При архиепископе Симеоне преподобный Арсений снова отправился в Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всём недостаток, готовы были оставить основавшуюся обитель; но старец Иоаким, прибывший на остров ещё в начале поселения на нём Арсения, крепко молился за них на высоте острова. «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие», сказала старцу во сне Богоматерь. И точно: скоро за тем преподобный Арсений возвратился и привёз с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах. Эта высота с тех пор называется святой. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения поставить обитель на нынешнем её месте, где мало по малу сооружён им каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьей горы, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые Новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Боярин Михаил Кобылка одарил обитель богатой милостыней. Арсений, следуя правилу странноприимства, с радушием угощал посетителей в своей келье. Но прозорливый Симон сказал Арсению: бесы радуются, когда игумен угощает у себя мирян. С того времени преподобный угощал посетителей не иначе, как в братской трапезе. – Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. – Залив, где встречали и провожали владыку, назван Владычной лахтой. Это залив, давно занесённый песком и камнями, ныне уже порос травой, но сохраняет своё историческое название. По летописи святитель посещал Заволочье в 1446 г..
Созревший в духовной жизни основатель обители и просветитель чудесной страны скончался на руках любящей братии 12 июня 1447 г.. Тело его положено было в паперти храма, где скоро построен был придел во имя святого Онуфрия.
Старец Моисей с рыбаками в осеннее время застигнут был бурей на озере; погибавшие обратились с молитвой к Господу, призывая на помощь и блаженного Арсения; явившийся чудный старец осенил их мантией и лодка благополучно пришла к берегу. В другое время Арсений явился во сне слепцу и велел идти ему на поклонение Коневской иконе Богоматери; послушный слепец прозрел у иконы. Коневский инок Леонтий, расслабленный всеми членами, получил исцеление при гробе преподобного. – В 1573 году обитель неожиданно спаслась от Шведов, разорявших Карелию; попавшемуся в плен Афанасию голос сказал: «если хочешь уйти, возьми с собой образ Спасителя, найденный здесь»; когда пленник вместе с другим подобным был уже на море в ладье, оба заснули от утомления и оба увидели преподобного Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывёт змий. Пробудившиеся увидели Немецкое судно, шедшее на них, и вовремя принявшись за вёсла, успели скрыться от опасности.