Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Герасима Болдинского

 Преставление преп. Герасима Болдинского

Родясь в Переяславле Залесском, преп. Герасим, в мире Григорий, ещё в юных летах усердно ходил в храм Божий; святая жизнь преп. Даниила особенно увлекала его душу за собой и на 13-м году он уже со слезами просил св. старца принять его к себе. Даниил принял его к себе послушником; это было ещё тогда, как преподобный жил в Горицком монастыре. Герасим был «кожешвец» – сапожник и по воле старца усердно служил ремеслом своим бедной братии божедомья. На время оставлял он старца, чтобы слушать наставления подвижников и, по их совету возвратясь к Даниилу, принял пострижение от рук его. Это было тогда, как Даниил начал жить в Троицкой обители. Он ревностно совершал подвиги поста и молитвы: принимал пищу через день и через два; постоянно выполнял келейное правило, а иногда всю ночь стоял на молитве. Преп. старцу усердно служил он в его заботах об обители, особенно при построении храмов и келий. Чистой и подвижнической жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и за оградою её; – он стал известным и в Москве. Это стало тяготить его; он желал безмолвного уединения. Открыв старцу свой помысл, он в первый раз встретил несогласие старца; но потом преподобный благословил его исполнить своё желание. Так, прожив до 26 лет под руководством преподобного Даниила, он вышел из обители его без всего, только с желанием работать Господу в уединении.

В 1528 году поселился он в Дорогобужском округе в таком диком лесном месте, что кроме змей и диких зверей никого там не было; по временам же скрывались там разбойники, так как не вдали проходила большая дорога, на которой они занимались своим промыслом. Блаженный Герасим поставил себе хижину и в ней стал подвизаться; промышлявшие дурным ремеслом не раз били его, стараясь прогнать его из своего соседства; пустынник терпел и молился: для пропитания своего у дороги на дереве повесил он кузовок и у проходящих испрашивал подаяние; иногда в его отсутствие кузовком его пользовались другие бедняки; он благодарил Бога. В хижине своей он жил, как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. Впоследствии явился у него сторож – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку и хижине, ворон поднимал крик и летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя; то же было с хищным зверем: тому клевал он глаза, пока не заставлял обратиться в бегство. По особенному видению перешёл он потом на Болдину гору, где над потоком Болдиным стоял огромный дуб. Отсюда хотели прогнать его поселяне; они били его палками, связали руки и ноги верёвками и хотели бросить в озеро, но один сказал: если убьём его, сами будем в ответе пред начальством; представим его к наместнику в Дорогобуж, вместе с добрым подарком нашим. С этим согласились. Наместник, получив хороший подарок, приказал немедленно представить к нему пустынника связанным. Когда был представлен к нему связанный и избитый Герасим, наместник осыпал его ругательствами и велел посадить в тюрьму, как бродягу. На всё это преподобный не сказал ни слова и только молился в душе своей. Помощь явилась тому, кто просил её. В то самое время входит к наместнику посланный царя из Москвы. Увидав пр. Герасима, которого видал вместе с преп. Даниилом у царя, он с глубоким уважением покловился ему и просил благословения. Наместник испугался. Дело кончилось тем, что наместник, испросив прощение у св. старца, объявил, что употребил всё зависящее от него, дабы покой его был ограждён, доставил ему от себя пожертвование и тогда же сделал должные распоряжения. С того времени имя св. старца стало в уважении и в его пустыню стали приходить ревнители благочестия. Преподобный с радостью принимал их. Сперва построена была молитвенная храмина для общих молитв и поставлена хижина. Потом преподобный отправился в Москву и там получил позволение на построение обители. Мало-помалу построены были храм Святой Троицы и келии для братий с трапезой. Храм освящён марта 9-го 1530 г. Преподобный сам трудился при постройках, трудился потом и для общежития вместе с другими. Молол жерновом рожь, даже и за других, пёк хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии свитки, прислуживал больным. Спал он мало и никогда лёжа. Пища его – хлеб с водой. Такая жизнь скоро собрала в обитель много иноков, и обитель преподобного стали посещать вельможи. Преподобный жил в уповании на Господа, и Господь устроял как сердца иноков, так и средства жизни земной. Раз украли двух волов обители; инок, которому поручено было смотрение за скотом, пришёл к Герасиму в страхе. Преподобный, взглянув на него, сказал: «не скорби, брат, повторяй с Иовом: Господь дал, Господь и взял». Это ещё более смутило инока, который ещё ни слова не говорил о пропаже настоятелю; он пал к ногам и просил прощения. Преподобный ласково простил его. «Благослови, отче, погнаться за ворами», сказал ободрившийся. «Брат! отвечал старец, кто гонится, не догонит убегающего; а убегающий скоро очутится вблизи преследующего». Инок на этот раз не понял слов; но спустя три дня воры сами привели волов в обитель. Преподобный отпустил виновных с наставлением – впредь приобретать хлеб честным трудом.

Кроме Болдина монастыря преподобный Герасим построил ещё Предтечев монастырь в Вязьме; потом в Брынском лесу, на реке Жиздре, основал обитель Введения во храм Богоматери. Древний повествователь говорит о Предтечевом монастыре: «до прихода преподобного, на этом месте не было никакого поселения; на реке Бездре стоял лес ольховый; здесь было приволье ворам и разбойникам». Так говорит о том и сам преподобный в завещании. «Бе, пишет он, на месте том прежде корчемником, блудником прибежище и разбойником и прочим играм бесовским, душегубство, убийство и кровопролитие». Дурные люди находились под защитой знатного боярина Телепнева-Оболенского, который недалеко отсюда имел своё поместье (Спас-Телепнево) и ездил проводить разгульную жизнь близ Вязьмы. Плохое житье было Вяземцам от удалых людей: ночь проводили они настороже в своих дворах, ограждённых высоким тыном. Преподобный Герасим, раз узнав о таком печальном состоянии края, решился сделать возможное для его улучшения. Он смело являлся в разбойничьи шайки и убеждал их исправиться. Не раз случалось, что проповедника били и прогоняли от себя, но это не охлаждало ревности его; в 1535 году основал он здесь иноческую обитель. Спустя 7 лет усильной проповеди и молитвы, по видению Предтечи, построен был храм в честь Предтечи. Братии собралось до 40 человек, и преподобный назначил им в настоятеля ученика своего Симеона, а сам обратился на другие подвиги.

Также не легко было ему завести обитель на реке Жиздре. На это вызвала его просьба окрестных жителей. От Болдиной обители место Жиздринской пустыни в 300 верстах; преподобный, как всегда, ходил сюда пешком. Здесь сам он расчищал лес и строил постройки. Братии собралось и здесь до 40 человек, и игуменом оставлен ученик Пётр Коростелев.

За 9 лет до смерти своей устроил он не вдали от Дорогобужа, в Сверховой луке, монастырь Рождества Богородицы. Здесь оставил он игуменом также одного из учеников своих.

В Болдиной обители он оставался игуменом до самой кончины; здесь под конец жизни его было братии до 140 человек. Он усердно вёл всех по путям спасения. В завещании своём писал он:

«Поставляйте в игумена из своих людей, из своей братии: они знают общежитие и порядки, как жил я по Боге с вами. У братии всё должно быть общее. Всякое монастырское дело надобно выполнять без ропота и ходить на монастырское служение по благословению настоятеля. Одежду носить из сукна, какую установил я. Если кто не захочет, то давать в год по 2 рубля игумену, священнику и диакону. Хмельного пития не держать в обители, за исключением кваса дрожжевого; тоже и для гостей. Ничего не держать в келье, кроме одежды, и та была бы от общины. Питаться всем в трапезе с безмолвием и тем, что Бог подаст, но слушать жития святых и поучения. Пища для всех одинаковая, как для братии, так и для игумена. Тою же пищей кормить и гостей. Если брат впадёт в прегрешение, смирять послушанием, но из монастыря не выгонять, разве только тогда, когда не послушает наказания. Странных и нищих не огорчать, а подавать им и на путь, что есть в обители. Игуменов почитать. Если кто из них начнёт жить не по Боге и не по чину монастырскому, то послать к нему в келью кого-либо из братии, чтобы поговорить с ним с духовным смирением. Во всех монастырских делах ничего не предпринимать без игумена и 12 старцев. Игумен пусть не отпускает своих постриженников в чужие монастыри. Так приказываю поступать во всех монастырях».

Под руководством преподобного воспитались строгие подвижники: блаженный Аркадий, скончавшийся в затворе, и блаж. Антоний, почивший Вологодским епископом (1588 г.). Учениками его основано было несколько обителей: Баскакова в Сычевском уезде, Вознесенская на реке Угре в Юяновском, Подлесная-Николаева в Бельском уезде.

Кончина преп. Герасима последовала в Болдиной обители 1-го мая 1554 года, на 65 году жизни его. Из чудес, совершённых преподобным в загробной жизни, приведём здесь два. Иеромонах Корнилий имел горячее усердие к преп. Герасиму и перед ракой его дал клятву – не выходить из его обители. Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он ещё более ожесточился. Наконец он пошёл к гробнице преподобного и пал перед ней, испрашивая благословения выйти из обители, – как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади пригнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всём теле, потерял и зрение, и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного лёгкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здоровым. – Инок Дионисий долго вёл жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи», так рассказывал он сам тогда же, «но теперь прншёл ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня тёмных духов».

Ныне мощи преп. Герасима почивают в соборном храме обители его.

Примечания
1* Ркп. житие пр. Герасима, написанное учеником его Антонием, впоследствии епископом Вологодским († 1588 г.), я дополненное чудесами в 1686 г., по списку Ундольского. Тоже в импер. б. № 711.
2* Ркп. житие пр. Даниила, гл. 26.
3* Ркп. житие пр. Даниила, гл. 26. И ркп. житие пр. Герасима.
4* Сведен. о монаст. стр. 494.
5* Ркп. Святцы о Вологод. святых. Сл. сент. 24.
6* Описание Смоленской епархии, стр. 392–394. СПб. 1864.
7* Ист. иер., 3, 413; сведен. о монас. 494.