Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преставление пр. Александра Свирского

Благословен Бог, дарующий на пользу бедных людей таких великих подвижников благочестия, таких близких к Нему рабов Своих, каков преп. Александр Свирский. Жизнь его – чудно высокая, отражение чистой евангельской жизни; и чего не может он получить от Господа, став так близким к Нему высокою жизнию своею.

Дивный раб Божий родился в древней обонежской пятине, в с. Мандере, что ныне в Олонецкой губернии. Когда он отдан был учиться грамоте: то сначала тупо учился в сравнении с прочими. Это сильно огорчало его. Раз со слезами молился он в храме о раскрытии разумения своего и услышал голос: «встань, что просил, получишь». Веселым воротился он в дом и – с того времени легко и скоро стал понимать книжную мудрость. Богобоязненное дитя был и отроком таким же, – постоянно соблюдал пост и молился по ночам. «Зачем ты, сын мой, так изнуряешь себя?» с скорбию говорила мать. Сын отвечал: «зачем же тебе, мать моя, отклонять меня от приятного мне воздержания?» Родители хотели, чтобы вступил он в брак: но он уклонялся от того под разными предлогами, и думал об одном, как бы совсем расстаться с миром. В село, где жили родители, пришли иноки валаамские; увидав их, отрок подошел к ним и поклонился им до земли, с словами: «благословите меня, отцы святые!» Иноки изумились смирению отрока. Старший из них, поняв расположение отрока, сообщил, как живут иноки в Валаамской обители их, но прибавил «нам игумен не приказал отнимать детей у родителей и привозить в монастырь; иди в дом твой; Сам Господь управить твой путь».

Блаженный отрок решился расстаться с родителями, которых любил. Получив дозволение их отлучиться в ближнее село за делом, он оставляет дом, чтобы не возвращаться более в него. Он отправился прямо на Валаамский остров и здесь на 26 году возраста облекся в иноческие одеяния. Здесь провел он 13 лет, как самый строгий к себе послушник. Крепкий здоровьем, он усердно служил всем, носил воду, таскал из леса дрова, а того и до души своей не допускал, чтобы отказаться от приказания старших. Ночь проводил в молитве, а иногда обнаженное до пояса тело свое отдавал в пищу комарам, и потом шел к утрени. Спустя 13 лет, проведенных в общежитии, получил он благословение подвизаться в уединении. Он и прежде того желал посвятить себя этому подвижничеству. Но опытный наставник удерживал его. «Нет, чадо, говорил настоятель, не утвердясь ногами на ступени общежития послушанием, как на корне, нельзя касаться вершины молчанием и уединением; не следует не вовремя предаваться своей воле; на все свое время».

В 1486 г. Александр удалился на озеро Рощинское, туда, где желал он жить еще тогда, как ушел из дома родительского; в 6 верстах от р. Свири избрал себе место и там, где впоследствии построен храм Спасителя, 7 лет подвизался в тесной хижине. Здесь по случаю нашел его боярин Завалишин и подумал, что видит привидение: так изнурил себя подвигами раб Божий. По усердной просьбе набожного боярина преподобный открыл ему жизнь свою, под условием молчания. «Семь лет живу я здесь, не видя никого, говорил он; ни разу не вкушал я хлеба, а довольствовался травою; иногда же и приходилось мне есть одну сырую землю». «Трудно было жить тебе так?» спросил изумленный боярин. – Вначале было тяжело, отвечал преподобный; сильно страдал я желудком; по временам валялся на земле, не в силах будучи поднять головы; я совершал пение свое, лежа на земле: раз очень сильно страдал я и – вот вижу кого-то светлого. «Чем ты болен?» спросил он меня. – Желудком, отвечал я. «Покажи мне больное место», сказал он. И когда я указал, он возложил на меня руку и сказал: «се здрав еси, к тому не согрешай, но работай Господу». – С того времени чувствую себя здоровым. Была и еще борьба отшельнику. Духи злобы не раз являлись ему в грозных привидениях: но он не уступал насилию их и молитвою рассеивал мечты их. Спустя 7 лет стали собираться к нему труженики: но и они сперва жили отшельнически, не близко один от другого. Боярин Завалишин доставлял по временам отшельникам хлеб, что укрепляло слабых.

По особенному внушению, преподобный начал строить монастырь в 130 саженях от своей хижины; а сподвижники убедили его принять на себя сан священства и начальствования. – В 1508 г. посвящен он в игумена и тогда же освящен храм св. Троицы. – Став игуменом, блаженный Александр не переменил строгости к себе, но казался последним в обители. Первый выходил на труды и больше всех трудился: то месил в хлебне тесто и пек хлебы, то носил воду из озера, то рубил и носил дрова, то приходил туда, где мололи рожь, и тогда, как другие спали, он молол за других своими руками. Никогда не спал он даже на рогоже, а на голой доске или сидя. Одежда его была ушита заплатами. Иные и смеялись над ним за такую одежду, но он оставался верным себе. Усердно заботился он о спасении чад своих, иноков. В глубокий вечер приходил он к келье каждого, чтобы знать, кто чем занят, и потом кротко давал знать о цене времени. Он умолял братию приближаться к Богу смирением, трудами, послушания, постом и молитвою.

Когда умножилось число братии: преподобный начал строить обширный храм св. Троицы, при том каменный. Братия, смотря на скудость средств обители, говорили: «где возьмем средства? Предприятие нерассудительное!» Преподобный отвечал: «точно, мы ничего не можем сделать, если не поможет Господь; но Он помогает уповающим на Него». Храм освящен по благословению архиеп. Макария, в 1526 г. Преподобный построил еще братскую трапезу и другие здания, необходимые для общежития.

Высокая духовная жизнь северного подвижника привлекала к нему многих, из близких и дальных мест. К великому авве одни приходили для испрошения благословения и молитв, другие шли с скорбями земной жизни, третьи открывали больную совесть свою. Преподобный принимал всех с кроткою любовию.

Преставление пр. Александра Свирского

«Сын Авраамов пришел к нам, диакон Феодорит», так приветствовал преподобный Феодорита, соловецкого инока и будущего просветителя лопарей, к которому вышел он навстречу. Об этом пишет современник, князь Курбский».

Боярин Априлов, у которого рождались только дочери и который бил за то жену, просил преподобного помолиться, чтобы Бог дал ему сына. Святой старец сказал: «и теперь жена твоя носит во чреве дитя не мужского, а женского пола. Это устрояет Бог, а не жена твоя. Потому напрасно, сын мой, оскорбляешь ты жену твою. Патриархи по молитве получали чадородие. Поступай, как они поступали. Земледелец, засевая землю ячменем, не думает, чтобы родилась ему пшеница. Подавай милостыню бедным: они – молитвенники наши пред Богом». По неотступной просьбе Априлова преподобный помолился за него и через год исполнилось желание боярина.

Один из самых богатых и знаменитых купцов Новгорода, Богдан Семенович Корюков, хотя жил вдали от обители святого, но был близок к нему душою, уважал его. В одно время посетил он монастырь преподобного. Пав к ногам святого, говорил он ему: «помилуй меня, раб Божий! помолись за меня Богу: у меня один сын и есть и тот тяжело болен, готов умереть». Преподобный отвечал: «не в нашей воле, чадо, давать, что хотели бы. Веруй Богу искренно и молись Ему с сокрушением. Он может подать все полезное для души нашей. У тебя много было детей и все они еще юноши расстались с жизнию, судьбами Божиими; придется похоронить и того, который остается, за грехи твои, которых так много. Сын мой! по крайней мере теперь пробудись расстанься с грехами: не прибавляй более ростов к ростам («не прилагай резы на резы»); будь сострадателен к бедным, сирым и вдовам, корми заключенных в темнице; процентов не вымогай с должников. Такими добрыми делами обратишь к себе милость Божию... Ты удостоишься, сын мой, и ангельского чина». По летописи видим, что Богдан Семенович вошел потом в особенное доверие в. князя, – ему поручено было (1536 г.) надсматривать за деланием монеты в Новгороде. По известию ученика Александрова Корюков пред смертию облекся в иночество.

Вот еще опыт прозорливости преподобного.

Когда освящал он храм св. Троицы: после молебна народ подавал ему то деньги, то вещи. – Поселянин Григорий также хотел подать от себя что-то: но преподобный не принял. Два и три раза Григорий пытался положить дар свой в фелонь преподобного: но преподобный отталкивал руку его. «Рука твоя смердит, сказал ему наконец преподобный, ты бил ею мать твою и тем навлек на себя гнев Божий». – Что ж мне делать? спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, испроси прощения у матери твоей и впредь не смей оскорблять ее».

Незадолго до смерти своей, преподобный построил еще каменный, теплый храм в честь покрова Богородицы, с братскою каменною трапезою. Тогда же утешен он был видением Богоматери, которая обещала ему не забывать обители его и умножить число иноков ее.

Препод. Александр воспитал многих подвижников благочестия. В бывшей Оредежской пустыни – ученик его преп. Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г.. В важеозерской Спасской пустыни, в 12 вер. От Свирского монастыря, почивает подвижник его и основатель пустыни преп. Никифор. В Оятской пустыни скончались питомцы свирского наставника: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Феофан, Корнилий и Афанасий. Александр – великий авва. В духовном своем завещании он писал: «братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, – казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь – то все пошло в дом св. Троицы и боголепного преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход». Св. старец скончался на 85 году от рождения, 80 августа 1533 г. Наружный вид его: плешив, борода широкая и долгая, но редкая.

С 1547 года уже чтили преп. Александра церковною службою, но мощи его открыты только в 1641 году и ц. Михаил в 1643 году устроил для них серебряную раку, в которой они и ныне покоятся.

Примечания
1* Житие св. Александра описано учеником его в 1545 г. Сочинитель говорит: «что слышал я о сем блаженном и великом отце нашем Александре от бывших с ним первых отцов, то и написал я, грешный Иродион, меньший всех в обители святого. И я принят был, им в монастырь, его рукою пострижен и удостоен чина священства, которого не стою по грехом моим и невежеству. Видя и слыша житие сего преподобного и богоносного отца Александра, радовался я, что в последнее наше время так подвизался он. Поскольку же никто не писал о жизни его, то скорбел я о том. По любви моей к великому отцу решился я кратко описать, что видел и слышал о нем». В син. библ. № 874.
2* Стихиры службы на 30 августа в минее, М. 1646 г.
3* Пролог авгус. 29 Ист. иер. 6, 39,40.
4* История Иоанна 1, 167.
5* Ркп. святцы общ. ист. 231. Сведен. о монастырях стр. 422.
6* По ркп. святцам, «преп. отцы: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, – ученицы пр. Александра свирского, в задней пустыни на Ояте р. в монастыре введения Богородицы, от Свири р. 5 поприщ, но Ояти, вверх села Архангельского Сермакса, идеже отец и мати Александра положены». Пр. Афанасия, основателя сяндемской пустыни, считают также учеником пр. Александра (сведен. о монас. 423). Но он, как писал сам, полагал начало своей пустыни при архиеп. Пимене, а архиеп. Александр граматою 1577 г. ограждал право его заведовать обителию (акт. ист. 1. № 197). След. это было долго после кончины пр. Александра. В грамоте 1577 г. он назван бывшим игуменом свирской пустыни, но не учеником пр. Александра. По описанию сяндебской пустыни. Спб. 1856 г. Афанасий – сподвижник Александра на Валааме. Это уже вовсе выходит из пределов вероятия.
7* Ист. a 1. Л 135.
8* Ист. рус. ц. 3, 201. 295. 239. А. э. 1, 203. В 1559 г. в Москве устроен был придел в честь преп. Александра свирского (Карамз. 8. пр. 587). В грамоте 1563 г. преп. Александр святой. (Ист. акт. 1, 320).
9* А. э. 3. № 323. Ист. иер. 6, 40 41. Материалы статистики стр. 64. Спб. 1831. г. Служба пр. Александру (в минее) написана после открытия мощей – очень неискусно; это набор пышных слов, без мысли и чувства.