† Память о сербских святителях
Сербская Церковь в 30 д. августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву 2 и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила, из которых последний удостоился мученической кончины.
Преемник св. Арсения Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил не малое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость. С именем св. Саввы покоится он в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская Церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющия тя».
Пред иконостасом печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца. Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3 Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», так говорит современник. Это было в 1317 г.. При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы. Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братона ввупе и всей срьпьской земли»: потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнемь се еже бдети и трезвити се. в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се сь естеством и обычаем пльтьскыи: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь». – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные. Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениямп и предавал суду как вредных обществу и церкви. Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии, писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы в хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, при чем красноречиво описал жизнь св. Саввы, это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии.
Блаж. Иоанникий управлял Церковию с 1339 г. сперва в сане архиепископа, – а потом в 1346 г. сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию вор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцем. Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его в победоносцу Георгию! Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви. Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникиа и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной Е. Милютиным; последнею приписан был в той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь. До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольной Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе. Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща». Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г..
Так как законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу сербского первосвятителя: то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи законника.
Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках.
2. Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея или от духовного отца или от поставленного архиереем.
3. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения Церкви: таковых разлучать и сажать в темницу.
4. Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред Церковию или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу: пусть покорится св. Церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться: отлучить его от Церкви и подвергнуть наказанию.
5. Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают их для двукратного я троекратного вразумления. Если не послушаются: отлучать от Церкви.
6. Совращающих православного христианина в латинство патриарх и митрополит с епископами убеждают наставлениями и св. писанием, дабы возвратились к православной вере и чистому христианству. Если кто не покорится и не захочет возвратиться в православие: того подвергать наказанию, как предписано в законе св. отцов. Благочестивый дар будет выгонять всякую ересь из своих пределов. Кто не захочет обратиться: отбирать у него все имение и передавать тем, которые покорятся православной вере. Иноверческих еретических попов, отвращающих людей от православия, ловить и отсылать в рудники и заточение. Еретические храмы освящать и передавать православным священникам; пусть наставляют в них – заблудившихся обращаться к св. вере.
7. Великая Церковь поставит протопопов по городам, местечкам и селам, чтобы умножались христиане, обращаясь из латинской ереси, где кто совратился. Выдать духовную заповедь, чтобы каждое воскресенье учили тех в храме и чтобы каждый христианин соблюдал православный, истый, закон, переданный апостолами и св. отцами.
8. Если латинский поп совратит христианина в латинскую веру: подвергать его наказанию, по закону св. отцов.
9. Если полуверец возьмет за себя христианку: он, хищник, должен обратиться в христианство (православие); если же не обратится, жена, дети я дом отбираются, а его отсылают в заточение.
10. Если же еретик живет с христианкою тайно: прогнать его, и кто такого укрывать будет, подвергать его наказанию.
11. Святители поставляют духовников во всем областям, во городам и селам, и те пусть будут духовники духовниками, которые получили от своих архиереев благословение на духовничество, чтобы вязать и разрешать; их должен слушать каждый, по церковному закону; а те духовники, которые не поставлены в духовников, должны быть прогнаны, – пусть Церковь накажет их по закону.
12. Мирянин пусть не разбирает духовного дела; если же окажется, что не поставленный судил церковное дело, то платит 300 перперов. – Только Церковь судит о грехах и о всяком церковном деле.
13. Епископы, митрополиты, игумены не должны быть поставляемы за деньги. Иначе поставивший проклят и анафема. Те должны быть поставляемы – собором. Каждый должен судиться пред своею церковию. Если спорящие принадлежат к двум церквам: пусть ищут решения у обеих церквей. – Церковные села и церковные люди должны служить своей церкви, а не чужой. К чужим церквам пусть не ходят ни для сенокоса, ни для пахати, ни для сада виноградного, ни для другой работы, малой ли или великой. Если кто вынудит на свою работу церковных подданных: царская власть отнимает у того боярина имение его и он наказывается как преступник царский и церковный.
14. Священники баштинники пользуются своею баштанною землею по своему усмотрению; они люди свободные. А тем священникам, которые не имеют батьковщины, должно давать три нивы по закону и эта земля (капа) священническая свободна (от подати); церковную баштину никто не должен ни купить, ни продать, за исключением промена на близкую к церкви.
15. Священник не должен отходить от своего господаря (помещика). Если господарь не выполняет законного, священник идет к архиерею и архиерей дает знать господину, чтобы содержал священника по закону. Если же господин не послушается: тогда священник может поступить по своей воле. Если же священник – баштинник: господин не имеет права удалить его.
16. Если властели и другие люди имеют церкви на своих батьковщинах: царь и патриарх не подчиняют те церкви церкви великой. Баштинник имеет право ставить церковь и держать своего калугера (иеромонаха), только должен представить к архиерею для благословения ему духовной власти. Если же властелин подчинил свою церковь великой церкви: то он уже не властен в той церкви.
21. Если властелин обесчестит архиерея или монаха или священника: то платит 100 перперов и содержится 40 дней в тюрьме, как ругатель Божий.
38. Митрополиты и епископы не должны быть поставляемы за деньги. Иначе оба лишаются престола, как поставленный, так и поставивший.
39. Игумены не удаляются без вины от церкви. В игумены монастырей поставляются люди добрые и искусные, желающие быть строителями дома Божия. Игумены должны жить в киновиях по закону и иметь совещания с старцами. При тысяче куков (хат) должны питаться в монастыре 50 монахов. Царская власть передана игуменам церкви, они заведывают имением монастырским, лошадями, овцами и всем прочим; они свободно распоряжаются всем, как требует правда и как написано в грамотах ктиторских. Пусть установят для иноков в церквах устав киновий, смотря по монастырю.
40. Архиереи не должны посылать мирских людей за священниками; пусть рассудительный монах посылается за ними по духовным дедам; а должное с баштины пусть отбирает церковный духовник.
41. Монахи и монахини, которые, быв пострижены, живут в своих домах, должны быть выгоняемы; они должны жить в монастырях. Те монахи, которые постриглись из баштинников, не должны жить у той церкви, а пусть идут в монастырь.
42. Монах, снимающий монашество, должен быть заперт в тюрьму, пока не обратится к послушанию. Надобно строго смотреть за монахами, чтобы не жили вне монастыря; разве уже это пустынник, который по любви к Богу поселился в пустыне.
43. Есть еретики, которые берут из гробов мертвые тела и сожигают их. Если где окажутся такие: такое место или село платит за это беззаконие и выдает суду виновных. Если же участвовал в том священник: он лишается сана и отсылается в рудники, до смерти.
44. Если кто продаст христианина иноверцу: отсечь ему руку и отрезать язык.
45. Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь: его принимают с почестию.
46. Церквами владеют только царь, святой господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших.
47. При всех церквах должны содержаться бедные, и как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают в церквам нищих, чтобы были питаемы.
49. Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами.
55. Если кто ударит или убьет архиерея или монаха или священника: отсечь ему руку и потом повесить его.
68. Если подсудимый убежит из заключения и придет на двор царский или патриарший: то он свободен.
93. Тому, кто ест и пьет с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная кафолическая церковь: но нет запрещения для заключенных и рабов, которые едят с иноверцами».
Таковы законы, утвержденные блаж. Иоанникием для сербской церкви!
Ефрем, сын священника, современного кор. Милютину, еще в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым: но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве, и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника: но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешел в Ибровский монастырь здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти ц. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. – Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную велию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к патриарху констан. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно сербской патриархии. Мир с греческою церковию восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но, к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. – После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобного отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе неожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящен. Это было окт. 3-го 1376 г. Вслед затем Ефрем посвящен был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцем сербских властителей.
Не напрасно блаж. Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков завелось в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись кн. Лазарю: так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение патриарху Ефрему, не взирая на его высокую духовную жизнь. Привыкший к тихой, уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, св. Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя сербской церкви. В 1382 г. он посвятил на свое место блаж. Спиридона, а сам стал жить уединенно в архангельской обители ц. Душана. Известен ныне летописец Амартола, с припискою: «написасе – дрьжащу престол святительства срьбскые земли преосв. и патриарху вир Спиридону, в дому св. архистратигь Михаила и Гавриила, при господине учителе, бывшем патриархе, кир Ефреме, – в л. 1387». Заметка дает видеть, что люди духовной жизни высоко уважали блаж. Ефрема и в его уединении, признавали его наставником и учителем опытным и охотно следовали советам его. Блаж. Спиридон, заботливый о иноческих обителях, скончался в 1388 г. почти в одно время с бл. кн. Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «цевница духовная»; это подает мысль, что он писал свящ. песни для сербской церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители.
Так как по кончине Спиридона и кн. Лазаря время было крайне смутное: то упросили блаж. Ефрема снова управлять Церковию до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял сербскою паствою к утешению лучших людей.
Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. Даниила, Савве. Мощи его почивают в великой патриаршей церкви.
В трапезе печского Храма лежат под спудом мощи патриарха св. Макария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нем печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом монастыре следованная псалтырь 1557 г.. Молитвослов (требник) в 1545 г.; в Белграде евангелие 1552 г. в Меркшином монастыре евангелие 1562 г.; в Венеции молитвослов 1557 г.; служебник 1554 г.; постная триодь 1521 г.-в Скадаре цветная триодь 1562 г.. Очевидно, что славянская любовь к просвещению – не то что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, апостольское, христианство и доведшего учеников своих до антихристианства. – Блажен. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для сербской Церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирем при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским. Прежде всего, как естественно, обратил он старание свое на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре. Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола сербской Церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза патриархии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшего и блаженнейшего кир Макария патриарха – в л. 7070 (1552)».
Блаж. патриарх Гавриил из дворянского сербского дома Раичей, был первосвятителем сербским во время весьма тяжелое. Христиане сербские сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 г. в. Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучение подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идохь на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехомь, кому плакати». По крайним нуждам кафедры и страны блаж. патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. – Здесь в 1655 г. он вместе с антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей. – Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при п. Иосифе, и друзья его, коломенский епископ Павел и муромский протопоп Даниил, отосланы были в монастыри на покаяние. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя. Когда после долгого странствования возвратился он в Сербию: патриаршая кафедра оказалась занятою другим (Максимом). Он объяснял право свое на кафедру и несправедливое присвоение ее другим. – Под турецкою властию, особенно тогда, простор был только страстям. Интриги иезуитов, злобствовавших на Россию за Хмельницкого, довели в 1657 г. конст. патриарха Парфения до мученической смерти: его обвинили в государственной измене за сношение с Россиею. Точно также враждовавшие против блаж. Гавриила, действуя под влиянием иезуитов Австрии, где бедные искали недоступного счастия, донесли турецким властям, что Гавриил – государственный изменник, жил в России. Визирь потребовал в себе блаж. Гавриила и допросил подробно о всех обстоятельствах пути его. Когда окончилось исследование, визирь, вполне узнавший несостоятельность клеветы, объявил святителю: так как тебя обвиняют в государственной измене, то по законам, как сам знаешь, ты должен быть казнен смертию; но если ты согласишься принять нашу веру, не только пощажу жизнь твою, по предоставлю тебе важную должность и ты будешь жить в почете и роскоши. Блаженный видел, что государственному изменнику не должны были предоставлять ни почестей, ни жизни, а если предоставляют, то только за измену св. вере; как же согласиться на измену вере в Господа Иисуса? Он отвечал визирю: «я совершенно невинен в государственном преступлении, – это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь с здоровым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне они не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец переносил все терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за св. веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили. Это было в октябре 1659 г. В Печской обители хранится посох с надписью: Патху Ку (патриарху Кириу) Гаврилу».