Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление блаженного Феодора, архиепископа Ростовского

Старший брат преп. Сергия Стефан был значительным лицом при Радонежском князе Андрее Иоанновиче; супруга его Анна, родив ему двух сыновей, Климента и Иоанна, скончалась; овдовевший Стефан принял монашество в Хотьковском Покровском монастыре; потом поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын его Иоанн был обучен грамоте и желал жить под надзором дяди своего преп. Сергия. Ему было 12 лет, когда отец привел его в пустыню Сергия и в храме передал его на руки Сергию; Сергий тогда же, апреля 20, на память преп. Феодора Трихины, постриг его в монашество с именем Феодора; – тогда, замечает летопись, давали иноку имя того святого, чья память совершалась в день пострижения, Под надзором великого дяди юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный для дуновений грешного мира. Он так настроен был преп. Сергием, что в душе его не было ничего сокровенного для его отца и наставника; он не таил от него ни помыслов тревожных, ни дел греха, ни днем, ни ночью. «Тако пребывающу ему у святого в совершенном послушании, житие добродетельное прохождаше». Блаж. Феодор удостоился в пустыни Сергия и сана священства. Он так возрос в жизни духовной под руководством святого, что когда совершал он литургию с преп. Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им ангела. В душе его явилось желание основать особую общежительную обитель. Он открыл это желание святому и потом по временам напоминал ему о неоставляющем его помысле. Преподобный сказал ему, наконец, что желал было иметь его преемником своим в обители Св. Троицы, но, считая твердый помысл его делом Божиим, благословляет его избрать место для особой обители. Блаж. Феодор с несколькими другими, которых отпустил с ним Сергий, нашел место на берегу р. Москвы, называвшееся Симоновым; оно на первый раз казалось ему удобным для обители. Преподобный, узнав о том, пришел сам на место и благословил жить здесь. Феодор при храме Рождества Богоматери построил несколько келий и завел общежитие. С самого начала обители привлекала в нее многих слава Феодора, который, как сосуд, прекрасно устроенный зиждущим духом Сергия, сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростию и рассудительным смыслом и при том привлекательною наружностию, высоким ростом и красотою. Известность его росла до того, что св. Сергий скорбел за эту известность и молился, чтобы без преткновения совершил он течение свое. Обитель Рождественская была у большой дороги, от которой не мало прибавлялось шума для блаж. Феодора. Уклоняясь молвы посетителей, перешел он на другое место, тогда лесное и тихое; здесь поставил себе келью и подвизался безмолвно. Скоро собрались сюда иноки; Феодор поставил храм Успения Богоматери и келии для братии; строгое общежитие поставлено непреложным уставом для обители. Преп. Сергий и теперь желал, чтобы Феодор пребывал в безмолвной молитве и уединении; но должен был уступить желаниям великого князя Димитрия и святителя Алексия; последний посвятил его в игумена, а великий князь избрал его в духовника себе: люди вельможные обращались к нему за советами; благотворительностию князья Григория Ховрина, родоначальника Головиных, устроен новый Симонов, а старое Симоново осталось потом усыпальницею иноков. Блаж. Феодор смиренно и благоговейно занимался писанием икон для храмов Московских. Ныне известен Деисус, написанный им для церкви св. Николая на Болвановке. Игумен был доверенным лицом великого князя по делам церковным. В 1382 г. вел. князь посылал его в Киев пригласить м. Киприана в Москву. В 1383 г. блаж. Феодор отправлен был с поручениями вел. князя к патр. Нилу. Нил, беседуя с Феодором, весьма полюбил его и посвятил его в архимандрита, возвел обитель его на степень ставропигиальной. В обители Феодоровой под надзором Феодора воспитывались великие подвижники; здесь начали жизнь духовную молодой Волоколамский дворянин Феодор Поскочин, в иночестве Ферапонт, и племянник тысяцкого Тимофея – Козма, в иночестве Кирилл; здесь же подвизался благочестивый Михаил, впоследствии епископ Смоленский. Блаж. Феодор положил основание и каменному храму Богоматери в своей обители. В 1388 г. он опять был послан с поручениями вел. князя к патриарху, при чем князь объявил, что желает видеть его на святительской кафедре. По желанию вел. князя посвятили Феодора в архиепископа Ростовского, тогда как до того времени в Ростове были епископы. Это посольство особенно тяжело было для блаж. Феодора. Ему надлежало обличать Пимена, которого долго признавали митрополитом и в Царьграде и в России: поручение неприятное и требовавшее осмотрительности. – В ожидании полного собора он отправился вместе с Пименом в Иерусалим; это навлекло на него неприятности со стороны патриарха. Другая неприятность: долгие хлопоты по делу о митрополите ввели его в долги. – Наконец, он возвратился в Россию с митрополитом всей России Киприаном, к спокойствию церкви Русской. – В Ростове основан Феодором женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Для сей обители написана им икона Богородицы по особенному видению, которое вызвало его и на основание обители. – Истомленный трудами, какие пришлось понесть ему для всей Русской церкви во время долгих и опасных путешествий, блаж. Феодор недолго правил Ростовскою церковию, но «стадо добре упасе и ко Господу отъиде»; благоугодно пожив, «почил» 26 ноября1394 г.. Память блаж. Феодора благоговейно чтили еще с ХV века.

Примечания
1* Житие св. Феодора еп. Рост. в синод. б. 1723 г. № 580 и в б. Спб. ак.
2* Собр. лет. 6, 121. 122. Никон. лет. 4, 208. 221. 227. 228. Сл. старый Симонов в 2 кв. Русской Старины, стр. 60–74. М. 1850 г.
3* Никон. лет. 4, 228–230.
4* Ркп. житие Феодора.
5* Вкладная книга Симоновой обители: Никон. лет. 4, 230.
6* Клиндовский подлинник; древн. Рос. гос. 1. стр. ХХVIII.
7* Летоп. у Карамз. 5. пр. 60. Собр. лет. 6, 122. В 1381 г. Феодор крестил у в. к. сына Андрея. Никон. лет. 4, 131.
8* Летоп. у Карамз. 5. ир. 122. 124. Никон. лет. 4, 145. 229, 230.
9* Ркп. житие св. Феодора; Никон. лет. IV, 190. 230.
10* Ист. акт. 1. № 252. Никон. лет. IV. 231. Собр. лет. 1. 233. IV. 122. 128. Собор. деяние 1389 г. у Калачова в 3 кн. архива 3, 14–16.
11* Ист. иер. V, 700. Тропарь св. Феодору: «извещением Св. Духа, превеликую обитель воздвиже пресв. Богородице, в похвалу рождества ея».
12* На древней ик. Богоматери с предвечн. Младенцем, благословляющим предстоящих пр. Антония и Феодосия Печер. и Стефана нового, свят. Игнатия Ростов. и Никиту Новгор. и др. внизу надпись: «сие изображение пресв. Богородицы написано по виденному явлению молящемуся свят. Феодору, арх. Рост., коим основана богоспасаемая обитель во имя рожд. Богородицы».
13* Собр. лет. VI, 122.
14* Никон. лет. IV, 231. 256. VIII, 64. В 1396 г. март. 19 рукоположен преемник Феодора Григорий. Собр. лет. VI, 249. Ркп. святцы: «св. Феодор архиепископ первый Ростову преставился в л. 6903 м. нояб. 28 д.» То же в собр. лет. 1, 233. VI, 128; только здесь сказано: «как обедню поют, преставися, пас церковь Божию пять лет». След. ясно, что во счету с января кончина последовала в 1394 г., а не в 1395 г.
15* В уст. 1522 г. под 28 н.: «в той же д. преставися преосв. арх. Феодор Ростов.» Муз. Румян. 713. В ркп. житии называется он чудотворцем.