† Преставление блаж. Симона Юрьевского
Блаж. Симон, сын поселян, живших невдали от Юрьевца Поволгского, в молодых летах принял на себя иго юродства. Тайно ушел он из дома родительского в густой лес. Поселяне села Ялнатского увидели в лесу человека полунагого, в лохмотьях, но не могли допытаться от него, кто он и откуда. Из сострадания привели они его к священнику. В доме доброго пастыря послушливо занимался он работою и даже помогал другим в их работе, никогда не оставаясь праздным; он усердно посещал и храм Божий. Но, являясь малоумным, подвергался насмешкам и оскорблениям. Одна рубашка, зимою и летом, была одеждою его и земля служила постелью; обуви не носил он и в морозы. Так прожил он в Ялнатском 15 лет.
Перейдя в город Юрьевец, он здесь уже не имел никакого пристанища. По прежнему босой и полунагой, он скитался по улицам, собирая насмешки и оскорбления; только в жестокие морозы заходил он в корчемницу, но здесь встречал наглые толчки и шутки. Любимое место его была паперть того или другого храма, где проводил он время в молитве; особенно же любил он Богоявленскую обитель. Внимательные видали на глубоком снегу следы коленопреклонных молитв его. От суровой жизни кожа его совсем почернела и от поста прилипла к костям. Такими подвигами самоотречения дух его очистился и благодатно окреп, так что он видел, чего не видали другие.
Раз юродствуя вошел он в дом воеводы Третьяка Трегуба; воевода разгневался на то, что вошел к нему такой нищий, и велел вытолкать его вон. Прогоняемый Симон намекнул на несчастие, ожидавшее воеводу: но за то подвергся новым побоям. На следующее утро жена Трегуба упала с крыльца дома и убилась до смерти. У гроба жены суровый воевода вспомнил о словах юродивого и, раскаявшись в своем поступке, стал уважать Симона. В другое время блаженный говорил: «молитесь, будет пожар». Но никто не обратил внимания на слова юродивого. Спустя несколько дней в полдень загорелся город. Третьяк вспомнил о словах Симона и послал отыскать его. Его нашли на паперти, со слезами молящимся пред иконою Богоматери. Воевода и другие просили его о помощи против страшной беды. Блаженный, юродствуя, ударил воеводу по щеке и указал на место самого сильного пламени, но этот пламень тотчас же погас. Юрьевецкий житель Зубарев, переплывая Волгу в ладье, на средине ее застигнут был сильною бурею и ладья его готова была потонуть. Увидав блаженного на берегу, он мысленно молил Симона помолиться о его спасении и обещал ему новую одежду и обувь. Буря утихла, но спасенный забыл о своем обещании. Спустя несколько времени Симон, встретясь с ним в уединенном месте, сказал ему: «ты забыл свое обещание, которое давал, как тонул в воде». Зубарев сознался в грехе своем и готов был немедленно исполнить обещание; но блаженный сказал: «мне не нужно, отдай нищим и не забывай их: милостыня избавляет от напастей».
Близкий к кончине своей, Симон зашел в дом нового воеводы Петелина. Тот, не зная его, избил его жестоко, до того, что блаженный заболел. Брошенный в подвале воеводы, упросил он слугу призвать духовника; как великой милости Божией обрадовался он, когда пришел священник с святыми Дарами; исповедался, приобщился святых Таин и предал дух свой Богу. Тело блаженного погребено было в Богоявленском монастыре, 4 ноября 1584 г.
В 1619 г., при построении нового храма в обители, обрели гроб праведника. В то же время пришла женщина Соломония и просила отслужить панихиду о ее целителе Симоне. «Два года лежала я больною, говорила она, и уже желала смерти. Раз в тонкой дремоте явился мне некто в одной рубашке, босой, с волосами длинными и черными, с бородою круглою, и сказал: иди в Богоявленскую обитель, скажи священникам, чтоб отслужили панихиду над гробом Симона, – Господь исцеляет тебя по его молитве». Больная, мгновенно пробудясь, почувствовала себя здоровою. В 1635 г. Богоявленский игумен Дионисий донес патриарху о житии и чудесах Симона, равно и о многолюдном стечении народа к его гробу. Патриарх благословил написать икону Симона с сиянием. Игумен устроил и раку. – После того Юрьевцы много раз были свидетелями чудес блаж. Симона. Они чтят его, как молитвенника своего, и поныне, хотя обитель Богоявленская уже не существует.