Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление блаж. Прокопия Устюжского, юродивого Христа ради

 Преставление блаж. Прокопия Устюжского, юродивого Христа ради

Не известно, шёл ли кто в России прежде блаженного Прокопия по пути юродства; но из православных святых Русской Церкви Прокопий является первым подражателем бл. Симеону и Иоанну, путём юродства взошедшим на небо.

Прокопий, иностранный купец, торговавший в Новгороде, пленённый уставами и учением православной Церкви, отказался от папизма и принял православие. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав имение бедным и частью в Хутынскую обитель, вступил на новый путь жизни, на путь юродства. Избегая известности, он недолго пробыл после того в Новгороде и удалился в Вел. Устюг. Он нашёл полузырянский город с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На её паперти Прокопий стал проводит ночи в молитве; а днём ходил по городу глупцом. Над ним насмехались, его бранили, били; это делали и дети, и те, у которых духовный смысл ещё менее развит был, чем у детей, чтобы понимать поступки духовного человека. Блаж. Прокопий молился за них молитвой Распятого: «Господи! не постави им греха сего». Отдыхать ложился он то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда на нём была изорванная и в ней он переносил северные морозы. Это был мученик, обрёкший себя на неприятности и лишения всякого рода. Утешением для праведного Прокопия служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга или Багу был Монгольским чиновником в Устюги; дозволяя себе своеволия, как и другие подобные ему баскаки, он (1262 г.) взял силой в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других, Багу принял крещение и вступил в брак с Марией. Народ примирился с ним, а Багу Иоанн совсем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по Монгольской привычке Багу забавлялся соколиной охотой, построен был храм Предтечи с обителью. Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви. Праведный Прокопий по временам посещал их, но не пользовался удобствами земной жизни их. Другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители: но и у него не искал он покоя для плоти своей.

Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга забросала снегом дома, а мороз и ветер северный так были резки, что птицы падали мёртвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить себе, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижины нищих, бывшие при храме, чтобы сколько-нибудь погреться; но одни запирали дверь, другие прогоняли даже палкой Прокопия. Прогнанный страдалец нашёл сарай, где в углу лежали собаки; он лёг около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов? «Буди имя Господне благословенно», сказал Прокопий и воротился на паперть; дрожа всеми костями и ожидая смерти, молился он, да примет Бог душу его. И вот, он чувствует какую-то теплоту; взглянув, видит перед собой ангела Божия с прекрасной веткой в руке; небесный гость, коснувшись веткой лица Прокопия, оживил страдальца; приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал бл. Андрей в подобном положении. Об этом бл. Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу св. Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого.

Любимое место, где часто и долго сиживал Прокопий, был камень на берегу р. Сухоны. Здесь, смотря на плывущие мимо суда, молился он молча за вверивших судьбу свою неверной стихии. Он так любил это место, что в последние годы жизни своей говаривал, чтобы погребли его тут.

От Богобоязненных людей Прокопий принимал пищу, которую вкушал не каждый день; а от богачей, нажившихся неправдой, не брал ничего. – За тяжкие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес ещё на земле.

Бог наш, – Бог милости и любви, бывает за грехи наши Богом отмщения. Мор и голод, трус и потоп льются из фиала гнева Божия на нечестивых. Кто уцелеть может под тяжестью десницы Всемощной? Но Господь милостив и в гневе Своём. Он обещал пощадить виновные города для десяти праведников и даже для одного великого праведного. – Исполнение этого обещания видим в жизни блаженного Прокопия, тогда как люди не понимали сего праведника.

В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «покайтеся, братия, во грехах ваших; умилостивляйте Бога постом и молитвами; иначе город погибнет от града огненного». «Он не в уме», говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал потом днём и ночью. Проходившие мимо его спрашивали: – «что с тобой, Прокопий? Что за скорбь у тебя?» Блаженный отвечал: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Но проповеди его не принимали к сердцу. – На третий день Прокопий пошёл по городу и говорил со слезами: «плачьте, други, плачьте о грехах ваших, молитесь, чтобы избавил вас Господь от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и теперь ожестевшие во грехах не трогались и не приходили в себя, над проповедником смеялись, как над безумцем. И молитвенником остался один Прокопий. – Через неделю после первой проповеди, в полдень, явилось на небосклоне чёрное облако; приближаясь к городу, оно росло более и более; наконец день превратился в тёмную ночь. Молнии бегали огненными полосами и страшные раскаты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту; от громовых ударов тряслись стены зданий и от оглушительных звуков не слышно было людского голоса. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель; тогда-то вспомнили о проповеди Прокопия и поверили, что не безумие проповедует о гневе Божием на нечестие. Тогда все бросились в храмы и особенно в соборный храм Богоматери. Прокопий был уже здесь и перед иконой Благовещения Богоматери молился с горькими слезами, да будет Богоматерь тёплой ходатаицей за людей преступных. И весь народ с рыданием молился о спасении от гнева Божия: мужи и жёны, дети и дряхлые старцы взывали: «Владычица! спаси нас». Долго молились, и вот от иконы Богоматери потекло Миро ручейком и по храму разлилось благоухание. В то же время оказалась перемена в воздухе, удушливого зноя более не было; тучи с громами и молниями скатились вдаль – на пустынные места. Скоро узнали, что за 20 вёрст от Устюга пали с градом раскалённые камни, раздробили и уничтожили множество деревьев, но никто из людей не убит и даже скот везде остался цел. Между тем мира из св. иконы истекло столько, что им наполнили сосуды церковные, и мазавшиеся Миром получали исцеление от разных болезней.

Прокопий стал после того опять юродствовать и юродством закрывал от людей обильную благодать, обитавшую в нём. – Он носил в руке три кочерги. Несколькими опытами замечено было, что, когда он носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай на хлеб и другие плоды; когда же оборочены они были вниз головами, приходилось смиряться людям, бывал недостаток во всём.

Блаженный Прокопий преставился в старости, 8-го июля 1285 года, у ворот обители архистратига Михаила. Согласно с его желанием тело его похоронили на берегу р. Сухоны, близ соборной Успенской церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его, а на том месте, где он преставился, поставлена часовня.

В 1495 году построен был храм в Устюге во имя праведного Прокопия. Это был памятник благодарности за спасение Устюжской дружины в Нижнем от повальной болезни; праведник являлся тогда многим из дружины с обещанием помощи своей против страшной болезни. Лик праведника ещё прежде того написан был на том камне, на котором любил он сидеть. Теперь положили праздновать в Устюге память его каждый год 8 июля. С того времени чаще стали являться исцеления по молитве призываемого на помощь праведника. Устюжский гражданин Григорий был в сильной горячке; расслабленный ею, просил он отнести его к гробнице Прокопия и здесь, когда отпет был молебен, встал здоровым. – Окольничий великого князя Владимир был сильно болен, всё тело его покрыто было язвами и никакие лекарства не помогали ему. – Один из Устюжских граждан, явясь к боярину по делам и узнав о его болезни, сказал ему: «не прогневайся на нас, честной боярин, мы хотим назвать тебе верного врача; за много лет жил у нас в Устюге юродивый Прокопий; в его имя ныне у собора есть церковь и от мощей его получаются разные исцеления». Боярин послал нарочного в Устюг отслужить молебен блаж. Прокопию за него больного; когда возвратился посланный с иконой св. Прокопия, больной встал с постели и, выслушав молебен перед иконой, стал совсем здоровым. – В ряду чудес достойно особенного внимания следующее: был у наместника Устюжского, боярина Семёна Борисовича, служитель любимый им, но который творил много пакостей Устюжанам; худой христианин умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия святых Таин. – Боярин велел похоронить любимого служителя близ собора и построить над его могилой палатку; воля его исполнена, но в ту же ночь палатка была размётана. Боярин велел построить новую, но и та была разбросана. Боярин рассердился, думая, что это делают худые люди по неудовольствию на него. – Один Устюжанин взял на себя смелость сказать боярину: «не гневайся, боярин; слышал я от прадедов моих, что здесь лежит блаженный Прокопий, юродивый для Христа». – Боярин понял правду; он велел перенести тело служителя в другое место и с слезами молился: «прости, блаженный Прокопий, меня грешного и неразумного, что осмелился положить вблизи твоей святости нечистого слугу».

Набожный Устюжанин XVI века в своей похвале блаж. Прокопию писал: «Царьград ублажает святых блаженных мужей Симеона, Иоанна и Андрея, Христа ради юродивых. Великий Новгород славит архиепископов Иоанна, Евфимия, Никиту, Иону и преподобных Варлаама, Савву и Михаила Клопского; Псков город – блаженного князя Всеволода-Гавриила, преп. Аврамия и Савву. Москва величает митрополитов Петра, Алексия, Иону и Филиппа, блаженных Максима и Василия и иных святых. – Ростов ублажает епископов Леонтия и Игнатия, Исаию и Иакова, преп. Аврамия и блаж. Исидора. Смоленск и Ярославль чтят князя Феодора и чад его; Вологда преп. Димитрия, Корнилия Комельского, Павла и Сергия на Нурме, Дионисия и Амфилохия Глушицких. – Река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого; Соловецкий остров и поморье – преп. Зосиму и Савватия. Мы же тебя, Прокопий, имеем стражем Христовым и заступником граду Устюгу».

Церковь поёт: «ты был бездомным, Прокопий, и, перенося всякое оскорбление, приносил Богу дела добрые, как фимиам благовонный, как жертву приятную. Потому и получил ты дерзновение пред Ним на небе. Моли даровать очищение грехов славящим святую память о тебе».

Примечания
1* Ркп. житие св. Прокопия в Синод. б. в ркп. XVI в. № 477, 636, у Толстого 1, № 306. 2, № 375. О житии блаженн. Прокопия: а) написана была записка ещё Симеоном, отцом Стефана Пермского, вскоре по смерти Прокопия. «Раб Божий Симеон, почудися зело глаголанным от святаго и прослави Бога и скры тайные его глаголы и никому же поведа о великом терпении его, донележе он изыде от жития сего. По преставлении же святаго все написа по ряду, еже виде и слыша от святаго пользы ради душевные последним родом нашим», б) Полное житие написано было по построении храма в Устюге ок. 1500 г. не совсем искусной рукой. Сочинитель (в 30 гл.) говорит, что он составил своё описание по «церковным повестницам», в которых писано было о св. муже «ово же в тетрадех, а иное в свитцех, и не по ряду, передняя назади, а задняя напереди».
2* Ркп. житие блажен. Прокопия говорит, будто Прокопий слушал наставления в православии у пр. Варлаама в его обители; но св. Варлаам Хутынский, преставившийся в 1193 г., не мог преподавать наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся почти столетием позже св. Варлаама; вероятно жизнеописатель принял одного из преемников св. Варлаама за самого преподобного Варлаама, по тождеству имен. Вершинский в Месяцеслове повторяет старую ошибку.
3* Архапгельск. Летоп. 59. Устюж. лет. у Карамз. 4, пр. 106. 3, пр. 186.
4* Ркп. святцы называют Иоанна и Марию праведными, но не показывают ни года, ни дня кончины их.
5* Устюжский летописец у Савваитова: опис. Устюжск. Архангельского м-ря. СПб. 1848 г., стр. 40.
6* Устюжский летописец у Савваитова, стр. 45. 46. «Повесть о страшном чудеси» в ркп. Минее Серг. лавры № 5. Слава Богоматери 3. 3, 51–53. Несколько камней, павших при св. Прокопии из воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе. Доброхотова о Владимире, стр. 97.
7* Устюжский лет. у Савваитова, стр. 40. Год кончины показан по лит. Савваитова. У Карамзина IV, пр. 206, показан 1303 г. годом кончины.
8* Житие; Фризова летоп. г. Устюга – в Север. архиве 1822 г. № 12. Сольвыч. XVII стол. в записк. архив. общ. в. 33. Служба прав. Прокопию – в опис. муз., стр. 591. 604. Царского № 563. В святцах устава XVI в. (Толстого 1, № 100) июля 8: «пр. Прокопия Устюжского чудотворца».
9* Ркп. Ундольского. В Соловец. сборн. несколько иначе. Правосл. собеседн. 1860 г., стр. 203.
10* Служба на 8 июля в Минее. Μ. 1646 г.