Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобного Саввы Вишерского

 Преподобного Саввы Вишерского

Преп. Савва, уроженец гор. Кашина, был второй из восьми сыновей Ивана Васильевича Борозды, отрасль рода, отличавшегося в боях. Воспитанный в благочестии, он и тогда, когда был ещё в первых летах молодости, не любил рассеянной жизни: нося мирскую одежду, постился и усердно ходил в храм Божий. Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранили тогда примерно-строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим, послушливым и искренно-усердным. Братия столько уважали его высокую жизнь, что избрали его в игумена. Но ласки и уважение знакомых стали тяжелы для души его, и он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую гору. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но впечатления Афона надолго остались в душе, как это увидим по жизни: известно также, что он принёс с собой из Афона в Россию список Кормчей книги, которым пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский. – Вероятно, он же «недостойный и худый и ленивый мних Савва» говорит: «слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим дрьжати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написал Греческим языком, сжаливси, – понеже не разумел добре Гречески, – но – по силе изложих, елико мощь постигла, и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места св. Писания, с замечаниями против разных Русских слабостей. По возвращении с Афона, преп. Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода, отыскивая себе место для уединённого пребывания.

В семи верстах от Новгорода, на р. Вишере, понравилось ему тихое место. Он поставил здесь крест, а вблизи хижину, и стал подвизаться отшельнически. Здесь видна живая память об Афонском отшельничестве. Но преп. Савва жил, как жили и живут многие. Случилось одному из Новгородцев проходить мимо того места, где подвизался Савва. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве, недвижимый; лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погружённый в молитву. Изумлённый тем, Новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до архиепископа Иоанна дошла молва, что в его епархии явился неведомый отшельник, он послал спросить, как дозволил себе тот жить в его епархии без его благословения? «Одна девица, поручил отвечать Савва, сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших, другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Люди добрые осуждали первую и одобряли вторую: не будет, говорили, добра в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения жажду». – Архиепископ понял по такому ответу, что отвечающий – старец духовной жизни, и захотел посетить его. Он встретился с Саввой на пути и, не узнав его, покрытого рубищем, едва уговорил ехать с ним до кельи Саввы. Беседа во время пути показала архиепископу в спутнике смиренномудрого раба Божия, и архиепископ полюбил Савву, прежде чем узнал его. Перед кельей своей Савва назвал себя по имени, и архипастырь с живейшею радостью любви благословил Савву. – Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной беседой его, архиепископ Иоанн прислал потом свои дары для пустыни Саввы.

По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за землю, преп. Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой отвести ему место на р. Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели. В 1418 г. по благословению блаж. архиепископа Симеона преподобный построил деревянный храм в честь Вознесения Господня и поставил кельи для братий. Когда строил он своими руками храм, явились к нему удалые молодцы, надеясь поживиться чужим добром. «Детки, сказал Савва, помогите мне поднять дерево на стену». Он указал им на тонкий конец бревна, а сам взял за толстый. Те никак не могли поднять своего конца, а Савва легко поднял и положил свой конец на место. Разбойники переглянулись между собой; «худо нам будет», думали они, «если такой черноризец вздумает разделываться с нами», и поспешили уйти от него. К преп. подвижнику стали являться ревнители пустынной жизни. Он принимал их с любовью, встречая ещё далеко от своей обители, там, где водружён был крест. Преподобный трудился для новой обители более других. Инок другого дальнего монастыря, оставшись в обители Саввы для отдыха, слышал, как в соседней келье Савва всю ночь до утрени молол рожь жерновом и в то же время читал псалмы, а потом отправился на утреннее пение.

По устроении обители, преподобный построил себе столп невдали от обители и стал подвизаться на нём в молитвах. Чудная свобода жизни духовной! Посетитель Афона полюбил Афонскую отшельническую жизнь, но, опытом дознав, что точный вид её не совсем совместим и с местностью, и с его расположениями, он избирает новый вид уединения – жизнь на столпе. Зато какая точная верность своему правилу жизни! Родной брат, долго не видевший Савву, пришёл повидаться с ним; Савва сошёл со столпа, молча благословил брата и возвратился на столп. Преп. столпник, так называется Савва и в ркп. святцах, сходил к братии со столпа в субботу, слушал службу воскресного дня, разделял с братией трапезу и потом удалялся на столп. «Поселясь в чужой стране и войдя в пустыню безмолвную, здесь ты, преподобный, создал столп и на нём приобрёл богатство небесное: сеяв в посте и слезах, весело пожинаешь плоды трудов твоих. – Не оставь же обитель с учениками, снисканную трудами твоими; молись Христу, отче, чтобы спаслись души наши». Так поёт обитель прославленному Савве. Он и в земной жизни, хотя жил на столпе, по-видимому удалённый от обители и забот о ней, хранил её своими молитвами. Раз недобрые люди подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный, увидев их издали со столпа и поняв намерение их, стал стучать жезлом по стене, и воры в я страхе убежали. В другое время преподобный привёл на вече медведя и, жалуясь, что он убил у него двух рабочих лошадей, просил суда посадничего. Медведь осуждён был работать вместо лошади и работал до смерти святого. Конечно это было уроком и для посадников, не очень щадивших бедность.

Под руководством Саввы образовались люди высокой жизни. Ученик его Андрей, принимавший после него начальство над обителью, до того изнурил тело своё постом и бдением, что у него остались только кожа и кости; преп. Ефрем Перекопский также был учеником его. На 80 г. жизни, приблизясь к кончине, преп. Савва приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 1 октября 1460 (6969) года.

Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его сгорели; но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое чудо, которым Господь указал в почившем Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария видел во сне старца, который говорил ему: если хочешь видеть Савву, иди за мной и увидишь. Захарии казалось, что он пошёл за старцем, дошёл до гробницы преподобного, увидел нескольких святителей и между ними преп. Савву, который сказал ему несколько слов в назидание. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы; в крайности своей обратился он с молитвой к преп. Савве; задремав потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося о Церкви, и пробудясь нашёл себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах преподобного, приказал написать икону преп. Саввы, составить в честь его службу и описать житие, что и было исполнено просвещённым иноком Пахомием. В летописи читаем, что осенью 1522 г. освящён был в Саввиной пустыни каменный храм Покрова Богоматери над мощами преподобного: «ту и гроб преп. Саввы Вышерского», замечает она. От гроба его продолжали истекать исцеления, и преп. Савва известен был с именем Новгородского чудотворца. Грехи людей продолжали творить своё, – разрушение и гибель; благодать Божия, обитая в святом, вносила жизнь и благоустройство в само общество людей грешных. «В 1571 г. июня 7 дня, говорит летопись, в Саввиной пустыни на Вишере освятили церковь Покрова, где лежат мощи преп. отца нашего Саввы Вишерского, Новгородского чудотворца, и устроили новую раку; это – на другом году после того, как ратные люди государевы разрушили гроб чудотворца».

На шёлковом покрове с изображением преп. Саввы надпись говорит: «лета 1721 положил сий покров на святого чудотворца Савву посадник бурмистр Фома Иванов сын Ларин, по своему обещанию от потопа, по себе и по своих родителях». Ныне мощи преподобного почивают под спудом в Покровском храме; на новой гробнице стоит древняя икона преподобного; в его имя – два храма в обители.

«Не прельщайтесь, говорит нам жизнью своею св. Савва, Бога не обманешь: что посеет человек, то и пожнёт. Да не унываем, делая добро: ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» (Гал.6:7, 9).

Примечания
1* Житие препод. Саввы, описанное Пахомием, в минее м. Макария. Пахомий говорит: «я не мог подробно описать все дела такого мужа». К удивлению, он ничего не говорит о пребывании Саввы в Саввиной пустыни; говорит только: «пострижеся в иноческий чин в некоем монастыре, идеже житие живяху жестокое». Он описывает только пребывание Саввы в Новгородской стороне. То же Костомаров (севернорус. народопр. 2, 349–353).
2* О Бороздиных родослов. кн. в времен. общ. ист. X, 115. 175. «У Ивана Борозды восемь сынов: большой Андрей Юшко да Сава Яря бездетен да Феодор Челей (и от того пошли Челеевы)» и проч. Далее прямо сказано, что сей Савва Вишерский чудотворец. – У пр. Иосифа «Савва Бороздин, нарицаемый Ера». Духовн. гл. X. Царств. кн. 345. Борозда древнее военное название окопа, траншеи. Сл. Лакьера Геральдика, стр. 409.
3* Духовн. граи. пр. Иосифа, гл. X. Сл. о пр. Савве Тверском мар. 4 д.
4* Ркп. Толстого I. № 169.
5* Сборник XV в. ныне находится в архиве минист. иностр. дел. См. архив Калачева, кн. 2, 1, пол. стр. XX–XXVIII.
6* Крест и теперь стоит в часовне при монастыре, но обложенный досками и с лицевой стороны литыми из алебастра изображениями святых. Макария древности I, 628. Так как преп. Савва виделся потом с архиепископом Иоанном (1387–1415 г.), то поселение его на Вышере было не позже 1415 г. и водружение креста напрасно относят к 1417 г.
7* Известна печать с крестом в средине и с надписью вокруг: «печать Славенского конца», а на обороте с изображением святого в венце и с надписью: «Павел исповедник» (Лакьера Геральдика, стр. 50). По этому видно, что в Славянском конце было своё управление. Грамоты, данные правлением конца Вишерскому монастырю и дошедшие в списках, изд. в ист. иер. III, 559.
8* Собр. л. III, 236. «В л. 6826 (1418) – поставиша вознесение Христово в Савине пустыни у Саввы Вышерского».
9* Об этом говорится и в песни канона. Минея на октябрь м. 1645 года.
10* Стихира в службе преп. Савве октября 4.
11* Об этом поёт и стихира службы.
12* Пахомиева служба препод. Савве у Румянцева № 397, у Царского № 563. Она же и в печ. минее. Преставление преп. Саввы октября 1. – В святцах устава и псалтири XVI в. У Толстого 1. № 100. 113.
13* Собр. л. 6. 281. Летоп. у Карамзина 9, пр. 398. 383.
14* В минее Макария, кроме жития, 17 чудес пр. Саввы.
15* По летописи, в 1552 г. «кн. Феодор Троекуров был в Саввиной пустыни, у гроба чудотворца... Игумен благословил князя образом чудотворца Саввы» (Собр. л. III. 156). То же – в 1558 г. (ibid. ПИ, 158). В 1572 г. архиеп. Леонид «ездил молиться чудотворцу Савве Вишерскому» (ibid. III, 171). В обители Евангелие с припиской: «л. 7080 (1572) – Евангелие тетр – положил Леонид архиепископ В. Новгор. в пречестную обитель преп. отца нашего Саввы чудотворца, иже над Вышерой рекой» ... В этом Евангелии имя Иисуса пишется Ис и Иис.
16* Собр. л. III, 262.
17* Макария древн. Новг. 2, 311.
18* Сведен. о монаст., стр. 372.