† Преподобного Саввы Вишерского
Преп. Савва, уроженец гор. Кашина, был второй из восьми сыновей Ивана Васильевича Борозды, отрасль рода, отличавшегося в боях. Воспитанный в благочестии, он и тогда, когда был ещё в первых летах молодости, не любил рассеянной жизни: нося мирскую одежду, постился и усердно ходил в храм Божий. Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранили тогда примерно-строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим, послушливым и искренно-усердным. Братия столько уважали его высокую жизнь, что избрали его в игумена. Но ласки и уважение знакомых стали тяжелы для души его, и он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую гору. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но впечатления Афона надолго остались в душе, как это увидим по жизни: известно также, что он принёс с собой из Афона в Россию список Кормчей книги, которым пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский. – Вероятно, он же «недостойный и худый и ленивый мних Савва» говорит: «слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим дрьжати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написал Греческим языком, сжаливси, – понеже не разумел добре Гречески, – но – по силе изложих, елико мощь постигла, и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места св. Писания, с замечаниями против разных Русских слабостей. По возвращении с Афона, преп. Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода, отыскивая себе место для уединённого пребывания.
В семи верстах от Новгорода, на р. Вишере, понравилось ему тихое место. Он поставил здесь крест, а вблизи хижину, и стал подвизаться отшельнически. Здесь видна живая память об Афонском отшельничестве. Но преп. Савва жил, как жили и живут многие. Случилось одному из Новгородцев проходить мимо того места, где подвизался Савва. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве, недвижимый; лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погружённый в молитву. Изумлённый тем, Новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до архиепископа Иоанна дошла молва, что в его епархии явился неведомый отшельник, он послал спросить, как дозволил себе тот жить в его епархии без его благословения? «Одна девица, поручил отвечать Савва, сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших, другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Люди добрые осуждали первую и одобряли вторую: не будет, говорили, добра в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения жажду». – Архиепископ понял по такому ответу, что отвечающий – старец духовной жизни, и захотел посетить его. Он встретился с Саввой на пути и, не узнав его, покрытого рубищем, едва уговорил ехать с ним до кельи Саввы. Беседа во время пути показала архиепископу в спутнике смиренномудрого раба Божия, и архиепископ полюбил Савву, прежде чем узнал его. Перед кельей своей Савва назвал себя по имени, и архипастырь с живейшею радостью любви благословил Савву. – Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной беседой его, архиепископ Иоанн прислал потом свои дары для пустыни Саввы.
По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за землю, преп. Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой отвести ему место на р. Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели. В 1418 г. по благословению блаж. архиепископа Симеона преподобный построил деревянный храм в честь Вознесения Господня и поставил кельи для братий. Когда строил он своими руками храм, явились к нему удалые молодцы, надеясь поживиться чужим добром. «Детки, сказал Савва, помогите мне поднять дерево на стену». Он указал им на тонкий конец бревна, а сам взял за толстый. Те никак не могли поднять своего конца, а Савва легко поднял и положил свой конец на место. Разбойники переглянулись между собой; «худо нам будет», думали они, «если такой черноризец вздумает разделываться с нами», и поспешили уйти от него. К преп. подвижнику стали являться ревнители пустынной жизни. Он принимал их с любовью, встречая ещё далеко от своей обители, там, где водружён был крест. Преподобный трудился для новой обители более других. Инок другого дальнего монастыря, оставшись в обители Саввы для отдыха, слышал, как в соседней келье Савва всю ночь до утрени молол рожь жерновом и в то же время читал псалмы, а потом отправился на утреннее пение.
По устроении обители, преподобный построил себе столп невдали от обители и стал подвизаться на нём в молитвах. Чудная свобода жизни духовной! Посетитель Афона полюбил Афонскую отшельническую жизнь, но, опытом дознав, что точный вид её не совсем совместим и с местностью, и с его расположениями, он избирает новый вид уединения – жизнь на столпе. Зато какая точная верность своему правилу жизни! Родной брат, долго не видевший Савву, пришёл повидаться с ним; Савва сошёл со столпа, молча благословил брата и возвратился на столп. Преп. столпник, так называется Савва и в ркп. святцах, сходил к братии со столпа в субботу, слушал службу воскресного дня, разделял с братией трапезу и потом удалялся на столп. «Поселясь в чужой стране и войдя в пустыню безмолвную, здесь ты, преподобный, создал столп и на нём приобрёл богатство небесное: сеяв в посте и слезах, весело пожинаешь плоды трудов твоих. – Не оставь же обитель с учениками, снисканную трудами твоими; молись Христу, отче, чтобы спаслись души наши». Так поёт обитель прославленному Савве. Он и в земной жизни, хотя жил на столпе, по-видимому удалённый от обители и забот о ней, хранил её своими молитвами. Раз недобрые люди подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный, увидев их издали со столпа и поняв намерение их, стал стучать жезлом по стене, и воры в я страхе убежали. В другое время преподобный привёл на вече медведя и, жалуясь, что он убил у него двух рабочих лошадей, просил суда посадничего. Медведь осуждён был работать вместо лошади и работал до смерти святого. Конечно это было уроком и для посадников, не очень щадивших бедность.
Под руководством Саввы образовались люди высокой жизни. Ученик его Андрей, принимавший после него начальство над обителью, до того изнурил тело своё постом и бдением, что у него остались только кожа и кости; преп. Ефрем Перекопский также был учеником его. На 80 г. жизни, приблизясь к кончине, преп. Савва приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 1 октября 1460 (6969) года.
Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его сгорели; но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое чудо, которым Господь указал в почившем Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария видел во сне старца, который говорил ему: если хочешь видеть Савву, иди за мной и увидишь. Захарии казалось, что он пошёл за старцем, дошёл до гробницы преподобного, увидел нескольких святителей и между ними преп. Савву, который сказал ему несколько слов в назидание. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы; в крайности своей обратился он с молитвой к преп. Савве; задремав потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося о Церкви, и пробудясь нашёл себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах преподобного, приказал написать икону преп. Саввы, составить в честь его службу и описать житие, что и было исполнено просвещённым иноком Пахомием. В летописи читаем, что осенью 1522 г. освящён был в Саввиной пустыни каменный храм Покрова Богоматери над мощами преподобного: «ту и гроб преп. Саввы Вышерского», замечает она. От гроба его продолжали истекать исцеления, и преп. Савва известен был с именем Новгородского чудотворца. Грехи людей продолжали творить своё, – разрушение и гибель; благодать Божия, обитая в святом, вносила жизнь и благоустройство в само общество людей грешных. «В 1571 г. июня 7 дня, говорит летопись, в Саввиной пустыни на Вишере освятили церковь Покрова, где лежат мощи преп. отца нашего Саввы Вишерского, Новгородского чудотворца, и устроили новую раку; это – на другом году после того, как ратные люди государевы разрушили гроб чудотворца».
На шёлковом покрове с изображением преп. Саввы надпись говорит: «лета 1721 положил сий покров на святого чудотворца Савву посадник бурмистр Фома Иванов сын Ларин, по своему обещанию от потопа, по себе и по своих родителях». Ныне мощи преподобного почивают под спудом в Покровском храме; на новой гробнице стоит древняя икона преподобного; в его имя – два храма в обители.
«Не прельщайтесь, говорит нам жизнью своею св. Савва, Бога не обманешь: что посеет человек, то и пожнёт. Да не унываем, делая добро: ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» (Гал.6:7, 9).