Преподобного Павла Препростого
Павел был земледелец; до старости жил он в мире и постоянно, но с терпением и незлобием переносил оскорбления и огорчения от своей злой и неверной жены. Потеряв наконец надежду на её исправление, Павел, не сделав даже жене своей никакого упрёка, оставил свой дом и отошёл в пустыню.
Побывав в нескольких монастырях, он прибыл во внутреннюю пустыню, где подвизался преп. Антоний Египетский, и, войдя в его уединённую келью, на вопрос Антония, чего он желает? – отвечал, что желает быть иноком.
– Ты не можешь быть иноком, – возразил пришельцу подвижник, – ты уже стар, тебе трудно будет перенести скорби жизни в пустыне; возвратись лучше в твоё селение к твоему привычному труду и продолжай работать, благодаря Бога.
Но Павел настаивал на своей просьбе, обещая исполнять всё, чему научит его Антоний.
– Если ты так желаешь быть иноком, то пойди в общежительный монастырь, где много братий, которые могут снисходить к твоим немощам. А я здесь живу один, ем через пять дней и то не досыта, – снова отказал Антоний и запер дверь своей кельи и три дня из неё не выходил.
На четвёртый день, отворив дверь, Антоний с удивлением увидел Павла, который всё это время не отходил от кельи.
– Старец, уйди отсюда; я тебе говорю, что тебе нельзя быть здесь, – сказал Антоний.
– Пока не умру, не уйду отсюда... с твёрдостью отвечал Павел.
Видя, что при нём нет никакого съестного запаса, и опасаясь, что он может умереть с голода, Антоний ввёл его к себе и сказал: – можешь спастись, если будешь послушен, – и чтобы испытать Павла, налагал на него труды, какие не по силам человеку и в молодые годы. Антоний заставлял старца подолгу стоять на зное и дожидаться, совершая во всё это время молитву, пока он не принесёт ему работу; потом, намочив финиковые ветви, давал ему плести из них верёвку, и когда Павел, с трудом окончив своё плетение к вечеру, подавал его своему наставнику, тот заставлял его расплетать и переплетать вновь. Точно также приходилось Павлу шить, распарывать и перешивать снова одежду, и при этом по нескольку дней оставаться без пищи и, едва уснув, вставать с полночи и петь псалмы до самого дня.
Ни разу не возроптал Павел, но все свои послушания исполнял в простоте сердца с усердием. Тогда Антоний сказал ему: – во имя Господа Иисуса ты подлинно уже стал монахом; живи теперь один, чтобы испытать искушения и от духов злобы... – И на некотором расстоянии от своей пещеры в горе выстроил для него келью.
И скоро обнаружилось, что недавний монах, стяжавший ещё своей жизнью в мире такие сокровища, как незлобие, простота сердца, терпение и смирение, возвысился до такого совершенства, какого иные могли достигнуть только путём долгих, тяжёлых подвигов пустынного жития. И Бог даровал в простоте сердца и с безусловным послушанием предавшемуся Ему чудную прозорливость и благодатную силу исцеления недугов и изгнания злых духов.
«Бог даровал Павлу такую благодать, – говорит древний историк, – что он в каждом видел, какова его душа, так, как мы друг у друга лица. Однажды он пришёл в монастырь Писпер для посещения братии. Братия пошли в церковь для совершения обычной службы. Смотря на всех входящих в церковь, Павел видел души их светлыми и радостными, но один из братий вошёл весь омрачённый, как бы окружённый духами злобы. Горько заплакал Павел, сел на пороге церкви и проплакал всё время, пока продолжалась служба. Когда же служба кончилась и братия стали выходить, то Павел увидел, что тот же бывший расстроенным брат шёл между другими спокойный и просветлённый. Павел вскрикнул от радости и, остановив его при всех, обратился к нему: «ради общей пользы скажи нам, – просил он, – как случилось, что ты, такой расстроенный прежде, теперь совсем иной?»
– Да, я был другим человеком; в моей душе жил грех, – чистосердечно отвечал инок, – я жил порочно и беззаботно, но когда я услышал сегодня в храме слова пророка: «омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло... Тогда приидите, – говорит Господь, – и если будут грехи ваши, как багряное, Я их как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю»... (Исх. 1:16–18), то внезапно почувствовал решимость изменить, исправить жизнь мою... и теперь обещаю перед всеми, что буду служить Богу от искреннего сердца...
– Видите, братия, – выслушав это признание, радостно сказал Павел, – как Господь готов принять каждого грешника, только бы приходили к Нему!
И много было других случаев, когда молитва Павла верующего в Бога в простоте души, производила чудотворное действие. – Указывая на пример Павла, безропотным послушанием в короткое время достигшего высокого совершенства, преп. Антоний говорил: «если кто хочет скоро достигнуть совершенства, не должен быть сам себе учителем, ни повиноваться своей воле, хотя бы своё желание казалось правым, но, по заповеди Спасителя, каждый прежде всего должен отречься себя самого, отказаться от своей воли. Сам Спаситель говорит о Себе: «не пришел Я творить волю Мою, но волю Пославшего Меня» ... Как же мы избежим суда, если будем исполнять волю свою?»
Писатель жития препод. Павла такими словами заключает свой рассказ о нём: – «пожил же праведный в святой простоте своей лет довольно и, много чудес сотворив, отошёл ко Господу. Иже прост на земле бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми херувимами зрит Христа, Божию силу и Божию премудрость; то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего, Препростаго Павла, умудри нас в делании заповедей Твоих; даждь нам начало премудрости – страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившись от зла, сотворим благое пред Тобою и обрящем милость Твою во веки».