Препод. Николая исповедника, игумена Студийского
Богаты были VΙΙΙ и начало IХ-го столетия исповедниками и мучениками, охранявшими чистоту христианского учения и неустрашимо возвышавшими голос в опровержение одно за другим возникавших заблуждений. Между прочими свирепствовала ересь иконоборства и производила сильное смятение на Востоке. Казни и пытки за иконопочитание почти не прекращались, но православные не отступали ни перед какими мучениями и громогласно заявляли свое почитание Господа и Святых Его в их изображениях.
Одним из претерпевших за иконопочитание жестокие истязания и изгнание был преподобный Николай, игумен Студийского монастыря. Он родился в 793 году в Крите, в гор. Кидонии. Достигнув 10-летнего возраста, был отдан родителями в Студийскую обитель, в Константинополь, где находился в иночестве дядя его Феофан. Предотавленный дядею игумену монастыря Феодору, мальчик был помещен игуменом в училище, находившееся при монастыре. Когда же он пришел в возраст, то был пострижен в иночество и принял сан священства.
Достойно проходил Николай служение свое и созрел для великой борьбы, которая предстояла ему в жизни. Мир церкви Христовой был нарушен тогда иконоборною ересью. Царь Лев Армянин ожесточенно преследовал тогда защитников иконопочитания (813–820), и св. Николай вместе с св. Феодором Студитом были заточены в Мезопу, близ озера Аполлониадского, отсюда же переведены в восточные страны – в укрепление Вониту. Но и из заточения находили они возможность вести сношения с православными и распространять благочестие. Узнав об этом, царь приказал подвергнуть их жестоким истязаниям и морить голодом. Они были изранены до костей и нагими оставлены на всю ночь на стуже. Среди страданий они только благодарили и славили Бога; через три года после того, за новые писания их в защиту св. икон, они снова были подвергнуты мучениям, переведены израненные в Смирнские пределы, также в темницу, где и оставались около 20-ти месяцев.
При Михаиле II – Бальбе, также иконоборце, но не преследовавшем народ за иконопочитание, все заключенные в темницах были освобождены, но так как в Константинополе не позволялось держать икон, то святые Феодор и Николай поселились в Акрите, мысе в Вифинии, где св. Феодор и скончался в 826 году, 11-го ноября.
Когда при воцарении Феофила снова началось гонение на святые иконы, то преподобный Николай, оставив свое убежище, скитался с места на место до смерти гонителя и уже во время царствования благочестивой жены его Феодоры, успокоившей Церковь восстановлением иконопочитания на 7-м Вселенском Соборе, возвратился в Студийскую обитель. Здесь был он поставлен игуменом, но года через три отказался от игуменства, желая предаться полному безмолвию. Со временем, при возникших при дворе и в городе смутах, против которых действовал безуспешно сам патриарх Игнатий, преподобный Николай, бывший тогда по настоятельной просьбе братии вторично игуменом, оставил обитель и снова скитался по разным убежищам, пока не был схвачен но повелению царя и заключен на два года в темницу Студийского монастыря при игумене Савве.
Только с воцарением императора Василия I Македонянина (867–893) был освобожден из темницы преподобный Николай и по желанию царя поставлен снова в игумены Студийского монастыря, хотя и отговаривался своею старостию от этого настоятельства.
Теперь, хотя и не надолго, успокоился наконец много пострадавший, пользуясь великим уважением, с которым стали относиться к нему все, в особенности после того, как Бог прославил его даром целений и предведения будущего, как бы в указание того, что преподобный Николай был одним из тех верующих, про кого сказал Христос: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 15:12).
Мирно скончался преподобный Николай на 75-ми» году от рояидения, 4-го февраля 868 года.