Препод. Давида Гареджийского
Пришелец из Сирии, последовавший за великим учителем Иоанном Зедазнийским (пам. 7-го мая), с ним вместе пришёл в Иверию, в столицу её – Мцхет. Когда же Иоанн разослал учеников своих проповедовать Евангелие по разным странам, то Давид, по благословению Иоанна, избрал себе поприщем Тифлис (Тбилиси) и поселился в убогой пещере на полугоре, ныне называемой Мтацминдскою или Святой горой. Впоследствии Давид, вместе с учеником своим Лукианом, удалился в пустыню Гареджийскую (в 60-ти верстах от Тифлиса – на восток по левому течению Куры). Здесь, возложив надежду на Единого Бога, питавшего Израиля в пустыне, выбрали они место «прекрасное, безмятежное», но совершенно неудобное для жизни, «изобилующее недостатками и нуждами для телесного подкрепления», довольствовались одними корнями растений для удовлетворения голода, одной дождевой водой – для удовлетворения жажды; но когда зной, а потом мороз лишили их того и другого, и Лукиан стал унывать, Давид не поколебался в надежде на чудное промышление о людях всемогущего Бога, и действительно, в пустыню к отшельникам прибежали три самки оленей с оленятами, молоком которых и стали они пропитываться... «Да ядят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!» (Пс. 21:27) воспели отшельники вместе с царём Давидом в умилении благодарной души...
Однажды, охотясь за зверями, зашли сюда охотники и, поражённые чудной жизнью отшельников, они разнесли молву о них среди окрестных жителей; тогда стали приходить сюда и поселяться любители безмолвия, которые постепенно образовали здесь 12 монастырей. Решаясь поселиться здесь, чтобы подвизаться под руководством Давида, они должны были иссечь себе пещеры для жительства и вырыли колодцы – искусственные, в которые были спущены для дождевой воды каналы по направлению от высоких горных кряжей, окружающих пустыню, вниз в колодцы или каменные ямы. По прошествии нескольких лет, когда было устроено благосостояние всех обителей, Давид решился исполнить постоянное желание своё – посетить Иерусалим для поклонения св. местам. Поручив управление обителями Лукиану и пресвитеру Додо (пам. его 23-го мая), старец, с некоторыми учениками своими, отправился в путь. Когда они дошли до высот, с которых открылся перед ними Иерусалим, сердце Давида преисполнилось страха и трепета… – «Как дерзну я, – говорил он со слезами, – грешными стопами моими попирать следы ног Богочеловека» ... и, отпустив своих учеников, как более, чем он, достойных поклониться святым местам, сам Давид, в виду св. храма Гроба Господня, взял три камня со Святой земли и пошёл обратно... Но не утаилось от мира такое высокое смирение подвижника. По откровению, бывшему о нём в сонном видении Илии, патриарху Иерусалимскому, отправлены были посланные от патриарха, которые догнали его на пути и которым возвратил он два камня, взятые им со Св. земли, третий же Давид оставил у себя, по разрешению патриарха, «чтобы он отнёс его, как благодать, в свою пустыню, для памяти и извещения веры его» ... Слух о таком чудном происшествии разнёсся по всему Иерусалиму и окрестностям его. Давид же возвратился в свою пустыню, принеся камень с собой, который и теперь сохраняется на гробе его и источает благодатную силу исцелений всем с верою приходящим поклониться святому.
Вскоре по возвращении, св. Давид получил во сне извещение о близкой кончине своей. Призвав братию, преподал он им спасительные наставления, потом, отслушав литургию, причастился св. Таин и на коленях, простёрши к небу руки, мирно скончался – в половине VI века. – Пустыня его прославилась и ещё многими святыми и чудотворцами.