Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преп. Венедикта Нурсийского

Преп. Венедикт известен Греческой Церкви по жизнеописанию его, составленному п. Захарией на основании «жизни преп. Венедикта», написанной Григорием Двоесловом – со слов 4-х учеников преподобного, из которых один, именно Гонорат, ещё был жив, когда была писана книга, в 593 г.

Венедикт родился около 480 г. в местечке Нурсии – в Умбрии (в Италии). Отправленный родителями своими на воспитание в Рим, оп был возмущён, видя развратную жизнь не только товарищей своих, но даже и учителей, и на 16-м году оставил мир и скрылся в пещере – в пустынной местности Субиако (где прежде были виллы Клавдия и Нерона); здесь провёл он три года в тяжёлой борьбе, но любовь к Богомыслию в ненарушаемом уединении превозмогла в нём всегда властные над душой юноши помыслы о мире. Весь пыл молодой души излился в подвижничестве, и Господь увенчал победой – труды и любовь устремившегося к Нему всеми чувствами своими и помышлениями.

Пищу в своём уединении он получал от единственного человека, знавшего об его местопребывании – отшельника Романа; но, открытый впоследствии, по изволению Божиему, пастухами, Венедикт сделался известным и многим другим, в особенности же после того, как Бог прославил его даром чудотворений. Иноки соседней обители пожелали иметь подвижника Божьего своим игуменом; но он не желал принимать начальства над ними, так как в то время образ жизни в монастырях Итальянских был довольно распущенный, и он предвидел, что его строгие правила не поправятся братиям. Так и оказалось. Когда он, по настояниям иноков, согласился быть их игуменом и начал вводить строгие уставы, то они восстали против него, и нашлись между ними покусившиеся отравить Венедикта. Но Господь сохранил его, и этот случай послужил лишь к тому, чтобы засвидетельствовать о чудном таинственном действии крестного знамения, всесильного для охранения верующего от всякого зла...

Когда подана была во время обеда преподобному чаша с отравленным питием, то, едва осенил он себя обычным крестным знамением перед принятием пищи, как чаша распалась как бы от сильного удара, питье разлилось, и Венедикт сознал злобу врагов своих и чудесное спасение своё силой Честного Животворящего Креста... Тогда решился он уйти от зла и возвратился в свою пещеру. Но уединиться вполне, с тех пор, ему уже сделалось трудно. Множество приходивших к нему расположились даже образовать близ него обители, и таким образом возникло 12 таковых, в каждой из которых поселились 12 монахов; но и здесь – строгостью своей жизни и своих постановлений подвижник возбудил к себе вражду... И отсюда ушёл он... И добравшись в 528 г. до Кампании, в южн. Италии, остановился на горе Кассино, истребил находившуюся тут рощу Аполлонову, где народ совершал ещё жертвоприношения перед идольскими капищами, просветил множество тамошних жителей светом христианской религии и основал новый монастырь – во имя Иоанна Крестителя – сделавшийся впоследствии знаменитым под именем Монте-Кассинского, при подошве горы Кассино. на левом берегу реки Лирис.

Венедикт написал для этого монастыря устав, который принят был впоследствии во многих монастырях на Западе. При основании правил монастырской жизни, он руководствовался установлениями для восточных обителей Кассиана Римлянина, но он умерил их строгость, применяясь к слабому развитию монашества на Западе. Тем не менее устав Венедикта предписывал отречение от собственности, послушание безусловное и постоянный труд. Старшим из иноков предписывалось сверх того обучение детей и переписывание рукописей. Это последнее постановление оказалось весьма благотворным впоследствии, так как оно содействовало к сохранению от истребления множества памятников древности во времена невежества. Вообще и позже Бенедиктинцы совершили много для Церкви трудами своими над сочинениями первых времён христианства.

Преп. Венедикт почитается главным основателем монашества на Западе. Монастыри Бенедиктинского ордена быстро распространились по Западу. Он мудро управлял духовной своей паствой; являл в себе пример иноческого подвижничества, был одарён и возвеличен от Бога силой чудотворений и пользовался великой славой, которая привлекала к нему множество посетителей; даже предводитель варваров Тотилла пожелал видеть его, но старец безбоязненно обличил его, при свидании, за жестокий образ действий и прозорливо предрёк ему время его смерти, что с точностью и осуществилось.

О своей кончине преподобный также предвидел заранее и, приготовив себя причащением св. Таин, мирно и радостно отошёл к Господу в 543 г. и погребён в основанном им монастыре св. Иоанна Предтечи.