Преп. Марка, постника Египетского в кельях
В молодости любимым занятием Марка было чтение св. Писания и, обладая замечательной памятью, он знал его наизусть. Жаждущий духовного просвещения, был слушателем и учеником Иоанна Златоустого; сорока лет поступил в иночество и 60 лет подвизался в Нитрийской пустыне в таком суровом воздержании, что получил название аскета. Прожив более ста лет, скончался около половины V столетия.
Был прославлен от Бога даром чудес. Был опытным и мудрым наставником в вере и благочестии и оставил после себя известные до сих пор сочинения. Вот одно из них о тех, «которые думают оправдаться делами».
«Господь, желая показать, что мы – должники перед каждой заповедью, и что усыновление даровано людям собственно Его кровью, говорит: «когда вы исполните все повеленное вам, говорите: мы – рабы, ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Поэтому, Царство Небесное не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам. Раб не требует свободы, как платы, но угождает, как должник, и ожидает её от милости».
«Те, которые, называясь подвижниками, гордятся перед ленивыми, думают оправдаться делами плоти. Знание без дел, соответственных ему, – ещё не твёрдо, хотя бы было и верно, потому что подтверждением всему служит дело. Часто от нерадения о деятельности помрачается и знание; ибо что совсем перестают делать, то мало по малу выходит и из памяти. Иные, не исполняя заповедей, считают себя правоверующими, а иные, исполняя их, ожидают царствия, как должного возмездия; те и другие – далеки от истины... Мы, которые удостоились быть омытыми возрождением, творим добрые дела не для получения награды, но, чтобы сохранить данную нам чистоту. Каждое доброе дело, сделанное естественными силами, хотя удаляет нас от зла, но без благодати не может дать нам освящения. Истинно кающийся не поставляет трудов покаяния, как замену прежним грехам, но ими умилостивляет Бога. Если в природе нашей есть что-либо доброе, то мы должны творить его каждый день. Что же воздадим Богу за зло, сделанное прежде? Всякое приумножение добродетели, какое мы сегодня сделали, служит обличением прежнему нерадению, а не возмездием. Благодать таинственно дарована крестившимся во Христа; действует же по мере исполнения заповедей. Благодать не перестаёт помогать нам тайно, но в нашей власти состоит по сим – делать добро или не делать. Во-первых, она возбуждает совесть, отчего и злодеи, покаявшись, угодили Богу. Во-вторых, она открывается иногда в учении других, а иногда входит в мысль чтением и естественным путём научает ум свой истине» ... «Что обыкновенный дом в отношении к воздуху, то ум в отношении к Божественной благодати: по мере освобождения от вещей входит воздух, и по мере загружения – выходит. Вещи в доме – сосуды и съестное, а вещи в уме – тщеславие, сластолюбие. Широта сердца – надежда на Бога, а теснота – попечение о теле. Благодать Духа – одна и неизменна, но действует в каждом, как хочет. Как дождь, оросив землю, даёт растениям свойственное им качество, – сладость сладким, горечь горьким, так благодать, глубоко проникая в сердца верных, дарует приличные добродетелям действия» …