Преп. Илариона Великого
Иларион родился в 291 г. в Тавафе в 5-ти милях на юг от Газы; в детстве был отправлен своими родителями – язычниками для образования в Александрию; здесь, имев случай сблизиться с христианами, принял христианскую веру и был крещён св. епископом Петром. Быв здесь свидетелем многих мучений христиан, Кларион утвердил в себе ещё более расположение к христианской жизни; тщательно изучил свящ. Писание и пожелал познакомиться с жизнью подвижников; 15-ти лет, в 306 году, пришёл к Антонию Великому в пустыню и, пожив при нём около 2-х месяцев, навсегда проникнулся усердным желанием подражать этому великому образцу. Поэтому, возвратясь в этом же году вместе с несколькими иноками в Газу и не застав уже в живых своих родителей, Иларион беспрепятственно роздал всё своё наследственное имущество бедным и удалился в пустыню Маиюмскую (Маиюма – портовый город на 20 стадий к северу от Газы). Здесь, после двадцатидвухлетней суровой подвижнической жизни – в неизобразимой борьбе между духом и плотью, достиг он победы над ней, прославился высокой духовной мудростью и даже был прославлен от Бога даром чудес, видя которые, многие обращались ко Христу. Слух, распространившийся о святой жизни Илариона, привлёк к нему многих учеников.
Между прочими проявлениями чудодейственной прозорливости Илариона замечательны следующие, свидетельствующие, что Богу не угодны дары от скупых людей, сердце которых чёрство для жалости к ближнему и охвачено страстью к стяжанию: – однажды, когда уже устроен был по его благословению монастырь, принесены были и поставлены на стол трапезы плоды, присланные одним из братий, одержимым страстью скупости и сребролюбия, то Иларион, увидев плоды и не зная, от кого они, сказал: «унесите эти плоды, не могу переносить смрада, исходящего из них»...
– Отче, не гнушайся приношением братниным, он, ведь, от усердия прислал тебе начаток от своего винограда, – сказал тогда один из братий Исихий Илариону.
– Неужели ты не чувствуешь, что плоды издают смрад гнусной скупости? – возразил подвижник; – если ты желаешь в этом убедиться, то положи их в ясли волам.
И действительно животные не коснулись плодов, но отбежали от яслей, как бы от зловония.
В другой раз Иларион обличил скупость следующим образом. Однажды, когда он в сопровождении многочисленных своих учеников обходил монастыри, то один из странноприимцев пригласил его вместе со всеми, бывшими при нём, покушать плодов из его виноградника. Все брали, сколько хотели, при радушнейшем угощении хозяина, и Иларион благословил его за его усердие, и таким действенным оказалось благословение подвижника, что виноградник, доставлявший около ста мер своему владельцу, в этом году дал ему втрое более.
Не далеко же тут жил другой владелец виноградника, человек скупой и жестокий, который приставил сторожа к своему владению и велел ему не допускать никого из иноков, бывших с Иларионом, и даже каменьями отгонять их, если бы они приблизились. И не благословил подвижник скупого, и виноградник его дал гораздо менее плодов, чей прежде, и те оказались недоброкачественными.
Так как число учеников Илариона быстро распространялось, то они, с благословения его, устроили обширную обитель; он же, тяготясь и нарушением своего уединения, и славой людской, взяв с собой нескольких учеников, предпринял отдалённое путешествие по иноческим обителям с целью обогатиться опытами христианского подвижничества при посещении святых мужей. Он отправился в Иерусалим, далее – в Елузу (ныне Эль-Куласа на севере пустыни Кадис), здесь многих обратил к христианству, основал около неё монастырь и ещё многие другие в Палестине. Год или два спустя по смерти св. Антония Великого (356 г.) Иларион посетил место подвижничества своего учителя. На этом пути он посещал пастырей и святителей, беседовал с исповедниками, находившимися в заточении, – наконец, трое суток проходя знойной, безводной пустыней, он с неимоверным трудом достиг цели своего путешествия. Здесь, в сопровождении двух учеников преп. Антония, Иларион долго молился на гробе его и посетил все места, где сохранялась память о великом старце. «На этом месте, – указывали ему ученики Антония, – великий отец пел священные гимны и молился; здесь плёл кошницы, здесь отдыхал от трудов, там вкушал пищу, принимал посетителей, поучал братию. Вот деревья, которые он насадил, вот гумно, которое он устроил, этот пруд выкопал своими руками». С благоговением обозревал бывший ученик все эти свидетельства простой, но полной величия жизни его учителя.
Пробыв здесь более года, преп. Иларион «возвратился в монастырь между Афродитополем и Анкирополем, где в 359 г. молитвой избавил окрестную страну от засухи; в 362 году удалился в Александрию и поселился в Брухии, предместье её; потом удалился во внутренний оазис; осенью 363 года отправился в Паретон и в Сицилию и поселился на мысе Пихоне, на самой южной части острова; в 365 г. отошёл в Епидавр Далматский, откуда, вследствие чуда, обратившего на него внимание города, скрылся в Кипр около сентября 365 г., где, принятый епископом Епифанием, с которым проводил время в частых и продолжительных беседах, поселился близ Пафа и здесь, после своего долгого, не праздного, но многотрудного и многоплодного благочестивого странствования, скончался в 371 или 372 г., 21-го октября».
«Так благоугодил Богу этот подвижник, – пишет об Иларионе Великом Созомен, писатель V века, – что на его могиле и доныне многие больные и одержимые злым духом получают исцеление, и – что всего удивительнее, исцеляются на острове Кипре, где он был погребён тамошними жителями, воздававшими ему великое почитание. Один из учеников его Исихий, или Гезихий, тайно взял оттуда останки его, перенёс их в Палестину и положил в собственном монастыре. С того времени здешние жители всенародно и торжественно совершают ежегодное в честь его празднество, ибо у Палестинян есть обычай – именно так выражать почтение к бывшим у них святым мужам».
Из многочисленных учеников преп. Илариона Великого многие основали монастыри в Герарах, Кадисе, Вефиле и Кипре.
Жизнь преп. Илариона тщательно описана блаженным Иеронимом спустя 20 лет после его кончины – на основании сведений, собранных им на месте подвигов преподобного от его современников учеников. Писал о нём также и преп. Епифаний Кипрский, имевший многие беседы с ним.