Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преп. Адриана Пошехонского

 Преп. Адриана Пошехонского

Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преп. Корнилия Комельского. По смерти великого наставника († 1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой ещё не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустыню. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», говорил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 г. Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и ещё другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привёл их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу р. Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, и пропели канон кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белаго, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидали икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без языка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословенном Ею месте. В 1543 г. Адриан отправился к митрополиту Макарию испросить благословение на основание обители и храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на р. Вотхе; митрополит преподал благословение на св. дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом её был устав Корпилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в неё; пустынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении Псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон, в назидание своё и другим. Старец Леонид мирно почил в 1549 г.

В 1550 г. в Великий пост шайка дурных людей с. Белого напала на Адрианову пустынь, вооружённая по разбойничьи. Жившие в обители спешили скрыться, кто куда мог; игумен скрылся в дровянике, но его скоро нашли здесь. Злодеи жгли его горящей лучиной, кололи ножом, давили накинутой на шею верёвкой, выпытывая деньги. Страдалец, указав на кувшин с сорока рублями, сказал: «вот всё наше имущество; им хотел я строить новый храм Богоматери: возьмите деньги и отпустите нас иноков в Корнилиеву обитель, – мы не придём к вам более». Злодеи с наглой насмешкой сказали: «мы здесь наденем на тебя шлем и пустим на небо». И удавили святого старца. Это было 5 марта. Бросив за тем связанными послушников Адриана, ограбили всё в храме. Найдя за престолом трёх иноков, одного убили в трапезе, двух мучили до того, что трещали кости их. Тело преп. Адриана увезли из обители и скрыли. Разбойники скоро затем уличены были судом в злодействах своих и получили достойное наказание.

В 1626 г. инок Иона перед смертью своей открыл духовнику, что по предсмертной исповеди отца его, священника Исидора, когда в 1550 г. Белосельские злодеи бросили тело убитого ими игумена Адриана на рубеже Белого, на берегу р. Ушломы, он Исидор с соседями свезли тело к опустевшей церкви прор. Илии и похоронили его под полом храма. Впоследствии храм развалился; на могиле, для памяти, посадили рябину. У могилы стали совершаться чудеса. Хотя чудес не записывали, но собиравшиеся каждый год в д. пр. Илии на ярмарку по слуху о чудесах совершали при могиле Адриана молебны м. Параскеве и пр. Илии, клали приношения на могилу, и больные получали исцеление. Об этом предсмертном сведении игумен Троицкой Пошехонской пустыни сообщил игумену Адриановой пустыни, взяв с него и братии обещание – прекратить нетрезвую жизнь в пустыни. Получив донесения, патриарх Филарет предписал перенести мощи в Адрианову пустынь и донести. Во время перенесения мощей совершилось несколько чудес, между прочим прозрел слепой отрок. Ныне мощи преп. Адриана почивают открыто в храме обители его, построенном в 1659 г.; один придел сего храма посвящён преп. Адриану.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Адриана.
2* „Сказание о св. иконописцах“ в подлиннике гр. Строганова. Буслаева словесн. и искус. 2, 379.
3* Сл. Щекатова словарь 1, 59.
4* В 3 т. ист. акт. № 141 две памяти от 1 апр. и 12 октябр. 1626 г. Здесь показания схимника Ионы, записанные духовником его Лукианом. Здесь же грамота п. Филарета с предписанием перенести мощи в Адрианову пустынь.
5* Сведения о монасг. 552. Ркп. святцы: „преп. Адриан и Леонид; строитель Успенского монастыря, Адриан, убиен бысть от разбойников, у Троицы в Рябинкине пустыне положен. Бысть ученик Корнилия Комельского; а перенесены мощи его декабря в 17 день“.