Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Празднование Владимирской иконе Богоматери

Празднование Владимирской иконе Богоматери

Владимирская икона Богоматери знаменитейшая в нашем отечестве. Она написана Евангелистом Лукой и принесена была им к Пресвятой Деве, во время земной её жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое своё изречение: «отныне ублажат мя вси роди», и присовокупила: «благодать Родшегося от меня и моя с сею иконою да будет». В половине V столетия, при императоре Феодосие Младшем, икона принесена из Иерусалима в Константинополь; а в половине XII века из Константинополя привезена в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукову, вместе с другой иконой, – названною Пирогощей, и поставлена была в девичьем монастыре – в Вышгороде. В 1155 году великий князь Юрий отдал Вышгород в удел сыну своему князю Андрею. Но Андрей уже замышлял удалиться с юга России на север в Ростовскую область и там утвердить новое независимое от Киева владение. Князь Андрей, который «многу веру и любовь имяше ко Пресв. Богородице», и на устах коего всегда было имя Христово и Пречистой Его Матери, услышав рассказ о Владимирской иконе, что ей не угодно место, на котором она поставлена, подумал: не в Суздальской ли земле место, на котором угодно ей пребывать? Князь усердно молился перед иконой, отслужил перед ней молебен и благоговейно взял её, вместо всяких сокровищ, без ведома отца, и ночью уехал из Вышгорода. На пути совершал перед иконой молебствия и от неё были многие чудеса. Князь прибыл во Владимир на Клязьме и встречен был жителями с великой радостьй. Продолжая свой путь, князь отправился к Ростову. В 10 верстах от Владимира вниз по течению реки Клязьмы, лошади, вёзшие чудотворную икону, остановились и не шли далее. Запряжены были новые и также не шли вперёд. Князь в трепете повергся с молитвой перед иконой Богоматери, и она явилась и повелела ему поставить икону её во Владимире. По сему случаю 8 апреля 1158 года Андрей немедленно заложил во Владимире храм для пребывания чудотворной иконы, который через два года окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь украсил и св. икону. Он обложил её окладом из золота, серебра с драгоценными камнями. Совершив храм во Владимире, Андрей перенёс в него чудотворную икону, и с тех пор она стала называться Владимирской. Торжество перенесения совершилось в 1160 году 21 сентября. По постановлении иконы в Успенском Владимирском храме она снова просияла многими и великими чудесами.

Владимирская икона Богоматери, яко Апостольская, в Прав. отечестве нашем стяжала великую славу. Церковь во Владимире, в которой первоначально поставлена была икона, называется в летописях преименитой. Эта св. икона, по вере в неё князей, воевод и воинов, участвовала во многих походах Русского войска и многие иные священные воспоминания соединены с нею и свидетельствуют о благодати Божией, действующей посредством её. В 1164 году Владимирская икона находилась в походе Андрея Боголюбского против Волжских Болгар, коих победил он заступлением Богоматери.

По убиении Боголюбского в 1173 году, народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир. Священник Николай, прибывший с Боголюбским из Вышгорода, в полном облачении открыл хождение с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж утих. После Боголюбского решено было во Владимире отдать престол княжения Северского Ярополку и Мстиславу Ростиславичам, племянникам Боголюбского. Они в первый день своего княжения захватили себе серебро и золото Владимирского храма и отобрали на себя волости и дани, пожертвованные ему Боголюбским. Ярополк саму икону Владимирскую отдал зятю своему Глебу Рязанскому. Это возбудило всеобщее негодование в жителях Владимира: решились изгнать Ростиславичей, коих воины, шедшие для одоления Михаила Юрьевича, призываемого на престол Владимирский, не вступив в бой, бросили княжеское знамя и обратились в бегство, «гонимые гневом Божиим и св. Богородицы». Глеб Рязанский, коему отдана была икона Владимирская, сам со смирением возвратил её. «Я виноват во всём», говорил он. «Мы же да подивимся, говорит летописец, чуду новому и великому и преславному Матери Божия, како заступи град свой от великих бед и гражданы своя укрепляет. Утеши их Бог и св. Богородица Володимерская. Се бо Володимерцы прославлены Богом по всей земле за их правду, Богови им помогающу». И неоднократно охраняла и осеняла своим покровом Владимирская икона Суздальцев и Владимирцев. Во время пожара в 1185 г. 13 апреля, истребившего во Владимире соборный храм, со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредима; во время нашествия Татар, под предводительством Батыя, февраля 7 в 1237 году, икона лишилась драгоценного оклада, но сама осталась невредима, «по благодати Богоматери, неотъемлемой от её иконы, в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». В 1380 году 8 сентября, Димитрий Иоаннович Донской помощью Богоматери Владимирской одержал победу над Мамаем.

Слава города Владимира, можно сказать, возрастала и распространялась в продолжение 242 лет, в кои обитала в нём Владимирская икона Богоматери, и миновала, когда в Москве воздвигнут был храм Богоматери и св. икона Владимирская перенесена туда: с этого времени начала возвышаться Москва над всеми княжествами Русскими. В Москве, как и во Владимире, чудотворная икона прославилась многими благодатными чудесными знамениями для спасения Москвы и всего отечества. О благодати Божией, от сего образа явленной в то время, как он перенесён был в Москву, свидетельствуют особенно празднования, совершаемые Православной Церковью в честь Владимирской иконы Богоматери.

Православная Церковь три раза в году совершает празднование Божией Матери иконы Владимирской. В первый раз, 26 августа, положено праздновать во всей России память сретению Владимирской иконы Божией Матери, для избавления России помощью и заступлением её от нашествия Тамерлана в 1395 году. – Во второй раз празднование Владимирской иконе Божией Матери совершается 23 июня в благодарение за избавление отечества, невидимым заступлением Богородицы, от Ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче, и окончательное освобождение России от ига Монгольского.

В 21 день мая Прав. Церковь совершает в третий раз праздник сретению чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы по двум событиям. Первое было в 1514 году – ради поновления иконы Владимирской в доме митрополита Варлаама. В память этого поновления установлен был крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь мая 21 числа.

С воспоминанием поновления соединено празднование другого священного события – избавления заступлением Владычицы в 1521 году от татар Крымских, Ногайских и Казанских, под предводительством Казанского царя Махмет-Гирея, который вторгся в пределы Московские с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки, чтобы удержать стремление врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги пленили множество жителей, в числе их многих жён и девиц, бросая грудных младенцев на землю; продали невольников толпами в Казани, в Астрахани; слабых, престарелых морили голодом, оскверняли святыню храмов. Государь удалился в Волок собирать полки. Всё трепетало. Хан 29 июля, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались жители окрестностей с своими семействами и драгоценнейшим имением. Улицы заперлись обозами, пришельцы и граждане, дети, старцы искали спасения в Кремле, теснились в воротах, давили друг друга. Митрополит Варлаам усердно молился с народом. Бог внял молитвам бедствующих, и Москва сверхъестественно, заступлением Божией матери Владимирской и св. преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, спасена и спасла всю Россию. Рассказывают, что татары хотели было выжечь Московские посады, но увидели вокруг города бесчисленное христолюбивое Русское воинство, и с ужасом прискакали к хану и известили его о чудесном видении. Хан не поверил им и послал других: «и другие видеша того сугубейшее воинство Русское, и сказаша ему; и третие посла некоего из ближних уведати истину, и трепеща прибеже и вопия: о царю! что косниши? побегнем! грядет бо на нас безмерное множество войска от Москвы и побегоша». Таким образом, предстательством Богородицы, Москва и отечество избавились от врагов. В память сего чудесного избавления совершается в Москве 21 мая крестный ход в Сретенский монастырь.

Во дни троекратного избавления Москвы заступлением Богоматери, от Тамерлана, Ахмата и Махмет-Гирея, Церковь при Богослужении радостно вопиет: «днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную твою икону, к ней же мы, ныне притекающе и молящеся тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице, молися из тебе воплощенному Христу, Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наши, яко милосерд».

После событий, празднуемых Церковью в честь Владимирской иконы Богоматери, летописи говорят, что эта св. икона служила благословением для великих князей во всех важнейших обстоятельствах их жизни, наприм. при восшествиях на престол и коронациях; перед нею князья брали с подданных клятву в верности отечеству. В 1598 году икона Владимирская вместе с другими всенародно принесена была в Московский Новодевичий монастырь, куда уединилась, отрёкшись от престола, царица Ирина, чтобы присутствием св. чудотворной иконы побудить её благословить брата и его самого взойти на Российский престол. Выйдя в сретение чудотворному Владимирскому образу Богоматери, Борис Феодорович, как повествует грамота об избрании его на царство, «слез многих исполнився, гласом великим возопив, глаголя: о милосердная Царица, Пречистая Богородица, Мати Христа Бога нашаго, почто толик подвиг сотворила еси и чудотворный свой образ воздвиже? Тем, Пречистая Богородица, помолися о мне и помилуй мя. И сия вопия и глаголя со многим рыданием и плачем, паде на землю перед чудотворным образом пречистыя Богородицы Владимирские». После сего царица благословила брата на царство. Издревле доселе православные Всероссийские монархи приемлют священное венчание и миропомазание на царство перед ликом Владимирской иконы, в Успенском Московском соборе. Молебен при вшествии Государя в собор для венчания на царство совершали древле Кресту, Пречистой и Петру чудотворцу.

При выступлении своём против врагов великие князья и цари молились перед иконой Богоматери и взирали на неё как на заступление России. При набегах, в 1541 году, хана Крымского Саип-Гирея и Казанского Сафа-Гирея на Россию, царь Иоанн Васильевич, отправляясь против врагов, на коленях со слезами молился перед иконой о помощи против них, и враги отражены были. В 1552 году 16 июня великий князь Иоанн Васильевич, собираясь в поход, приходит во храм Успения и там «слёзно припадает чудотворному образу Богоматери, с плачем, на долг час молитвы простирающи». Молитва царя услышана: Казань взята, и он торжественно встречен был при возвращении в столицу после победы духовенством с чудотворной Владимирской иконой. Иоанн, сойдя с коня, пал перед ней, помолился и облобызал.

Цари благоговейно чтили праздники и крестные ходы, установленные в честь Владимирской иконы Богоматери. Царь Михаил Феодорович во дни сих праздников неопустительно слушал Божественную службу у Рождества Богородицы на сенях. Цари Иоанн Васильевич и Алексей Михайлович усердно посещали крестные ходы в честь Богородицы.

Великие князья молебствовали пред иконой при разных обстоятельствах своей жизни; молились пред нею о детях своих; при конце жизни своей вверялись предстательству Владимирской Богоматери. Великий князь Василий Иоаннович, лежа на смертном одре, пожелал, чтобы к нему принесли Владимирскую икону Богоматери, и последние взоры и молитва его обращены были на её священный лик.

При избрании Всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери служила поручительницей и благословением. Имена избираемых, по древнему обычаю, запечатанные царём, полагали в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы Богоматери, предоставляя ей: «кого изволит избрать она сама». После молебствия царь сам или старейший из святителей снимал печать и объявлял собору имя избранного.

При общественных бедствиях святители с молитвой обращались к Владимирской иконе Божией Матери, например, во время войны, пожара и при других случаях. В 1547 году, когда сильный пожар истреблял Москву, митрополит молился во храме Успения, объятом пламенем. Икону Владимирскую хотели вынести, но никак не могли сдвинуть с места. «Сама Богоматерь, говорит летопись, соблюдала не только свой образ, но и всю церковь и весь мир, покрывая и защищая его». Многие сподобились узреть над соборным Успенским храмом Жену в светозарном одеянии, молящуюся за город и осеняющую храм. «И таковым её милостивым заступлением», говорит летопись, «гнев Божий начал утоляться, и пожар утих, не причинив вреда храму».

В несчастиях святители избирали икону ходатайницей перед царями и гонителями. Когда император Петр I-й в 1698 году определил предать стрельцов смертной казни, патриарх Адриан ходатайствовал об них перед царём, держа в руках Владимирскую икону Богоматери. Когда клевреты самозванца хотели низложить патриарха Иова и стали рвать с него святительские одежды во время Богослужения, он, сняв с себя панагию и положив её к образу Владимирской Богоматери, сказал: «Владычице Богородице! перед сею святою иконою Твоею возложена на меня панагия святительская; с нею исправлял я слова Сына Твоего и Бога нашего; 19 лет хранил целость веры святой; ныне ради грехов наших видим: бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди православие, молитвами к Сыну Твоему».

Впрочем, не только цари и святители питали высокое благоговение к Владимирской иконе Богоматери, но и все христиане православные. В 1598 году Русский полководец, извещая патриарха Иова о прекращении неприязненных действий Крымского хана, писал: «сподобил бы Бог нас возвратиться в царствующий град Москву с победой и Пречистые Богородицы Владимирские чудотворный образ видеть». В 1605 г. 17 мая, перед низвержением самозванца, Василий Иоаннович Шуйский прибыл во храм Успения, приложился к св. иконе Владимирской и воскликнул к народу: «во имя Божие идите на злого еретика». Перед изгнанием Поляков из Москвы Пожарским и Мининым, Русские говорили: «яко уне есть нам умрети, нежели дати на поругавие Пречистыя Богородицы образ Владимирския». По изгнании врагов, узрев чудную икону, воеводы и воины не могли удержать радостных слёз; с умилением взирали на лик Богоматери, о имени которой одержана победа; все молились и каждый желал освятить себя прикосновением к чудотворной иконе.

При нашествии Французов на Россию в 1812 году, икона Владимирская по Высочайшему повелению отправлена была во Владимир преосвященным Августином, 2-го сентября. По прибытии во Владимир св. икону ежедневно носили с крестным ходом по городу. Из Владимира преосвященный Августин отправился с иконой в Муром, а оттуда 20-го октября возвратился в Москву. Жители Мурома провожали св. икону с крестным ходом более пяти вёрст. В 1813 году, по возобновлении Московского Успенского собора, Владимирская икона в неделю Ваий торжественно перенесена была из Сретенского монастыря в собор.

Образ Владимирской Богоматери стоит в Московском Успенском соборе по левую сторону царских врат в створчатом киоте; вышиной 1 аршин и 7 вершков, шириной с небольшим 15 вершков. Риза на иконе из чистого золота, древней Греческой работы, украшена драгоценными камнями, ценится около 60,000 руб. сер.