Празднование Толгской иконе Богоматери
Явление сей чудотворной иконы последовало в 1314 г., когда управлял российскою Церковию святой митрополит Петр. В этом году епископ ростовский и ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая паству, посетил монастырь преподобного Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водою вниз по реке Шексне в Волгу к Ярославлю. За семь верст от города, при наступлении ночи он остановился на правом населенном берегу Волги и, взошедши на гору, велел раскинуть там над берегом палатку для ночлега, против того места, где впадает в Волгу, на другой стороне ее, река Толга и где был в то время дремучий лес. В полночь, когда все спали, епископ проснулся и с удивлением усмотрел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и на противоположной стороне Волги увидел огненный столб, необычайно светлый, и мост, проведенный от берега к сему столбу чрез Волгу. В недоумении и страхе помолившись Богу, он взял свой жезл и, не разбудив никого из спящих, вступил на видимый мост; но то на саном деле не был мост, а сгущенная сверхъестественною силою вода, по которой он шел как по дереву. Перешедши таким образом на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом, стоявший на воздухе, более нежели в пять локтей в высоту, так что человеку нельзя было с земли достать его руками. Святитель долго и усердно молился пред этим образом со слезами и коленопреклонением, а по окончании молитвы пошел в обратный путь, забыв свой жезл на том месте, где молился. Перешедши опять чрез реку по зримому мосту и возвратившись в свою палатку, он нашел всех спящими и до следующего дня никому не объявил о видении своем и о хождении за Волгу.
На другой день по окончании утрени, когда архиерей хотел идти к берегу, где стояла его лодка, слуги стали искать жезла его, поставленного накануне в палатке, но не могли найти. Тогда он вспомнил, что забыл свой жезл на той стороне реки, и проразумевая, что Бог хочет привести в известность виденное им чудо, не мог от слез ничего выговорить, а только показал перстом в ту сторону, где забыл жезл; потом тихим голосом пересказал о своем видении за Волгою и послал туда своих слуг взять жезл его на указанном месте. Когда слуги переехали чрез реку: то увидели в лесу икону пресв. Богородицы уже не на воздухе, а на земле между деревьями, и подле нее епископский жезл. Помолившись честному образу и взявши жезл, они возвратились к архиерею и рассказали ему, что видели. Тогда святитель переправился за Волгу со всеми бывшими при нем людьми и, там узрев икону Богоматери, познал, что это та самая, которая видима была им на воздухе ночью при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, повергся пред святой иконой и долго молился со слезами, равно как и все, сопутствующие ему. Потом, вместе с ними, он начал собственноручно рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви, которая тогда же была заложена в малом размере. Как скоро жители Ярославля узнали о чудесном событии, немедленно устремились к тому месту многочисленными толпами и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она докончена была к полудню. Епископ освятил ее вечером того же дня во имя пресвятой Богородицы, честного ее Введения, перенес в нее чудотворную икону и установил празднование явления ее в 8-й день августа. Он также повелел учредить при этой церкви монастырь, назначил для него игумена, и вследствие того устроена была здесь обитель, сперва малая, а со временем гораздо большая, существующая доныне под именем Толгской.
Со дня явления иконы Божией Матери, в честь которой устроена сия обитель, начали совершаться благодатною силою ее многие исцеления недужных и другие разные чудотворения.