Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Празднование Псковопечерской иконе Богородицы

Псковопечерская икона Успения Богородицы явлена в 1473 году, исцелением слепой жены, и пребывает в Псковопечерском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах, в 56 верстах от Пскова. От явления иконы над древнею пещерою и город и монастырь и икона получили свое имя. Явленная икона прославилась многими чудесами, в память коих установлен праздник 15-го августа. В 1521 году, псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы-умиление, прославившаяся с 1524 года чудотворениями. Но обе иконы прославились особливо во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. В 27 день августа этого года, по сказанию псковской летописи, некоему благочестивому мужу Дорофею было явление и откровение от Матери Божией о будущем нападении на город со стороны угла крепости при Покровском монастыре. Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными печерскою и умиления Богородицы иконами Печерского монастыря, начал, по повелению царя и епископа, совершать крестные хождения с сими иконами на помянутое место. В соборном храме Пскова совершали ежедневно моления о прав. царе, его детях и всех прав. христианах, чтобы Господь отвратил праведный свой гнев. 6-го сентября игумен Тихон и протоиерей Лука, по совещанию с прочими духовными, но утру благовестом созвали граждан в собор и совершили оттуда опять крестный ход к покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Богородицы, с мощами св. благоверного князя псковского Гавриила и с древнею печерскою хоругвию. Весь народ сопровождал их с плачем и рыданием, не чая ни откуда более помощи и защиты, кроме Бога. 7-го и 8-го чисел сентября были усиленные и непрестанные приступы Батория к стенам Пскова для покорения его. Наконец и горестная весть о проломе в стенах и о занятии врагами стен Пскова достигла до множества народа, собравшегося в соборе на беспрерывное моление. Страх овладел сердцами всех; поднимали руки к небу с рыданиями; старые, жены и дети наполнили церковь воплем и, как говорит летопись, весь пол облили слезами, моля о защищении города и о внушении защитникам его – доброго совета и мужества. В это самое время, как все устремились на защиту проломанного места и крепко отражали врагов, пришло на мысль защитникам поставить большое псковское орудие у церкви Покрова Богородицы и употребить на поражение неприятелей. Это распоряжение поколебало ряды осаждавших и заставило их отступить. Король, увидев бегущих воинов своих, немедленно выслал на помощь им свежие, лучшие свои войска, с решительным повелением не отступать от стен до совершенного взятия города. Битва возобновилась и защитники опять начали ослабевать от сильного напора неприятелей. Тогда воеводы послали в собор к духовным сказать, чтобы они принесли из собора мощи св. благоверного князя псковского Гавриила с чудотворными иконами Богородицы и другими. Немедленно подняты были святыни; а наперед их прибыли в пролому три инока Печерского монастыря и громко воскликнули к воеводам и воинам: «не бойтесь, братия! станем крепко, устремимся дружно на литовскую силу! Богородица к нам грядет с милостию и заступлением и с помощию всех Святых»! Этот нечаянный, утешительный и ободрительный голос оживил ослабевших. Все с радостию повторяли: «Богородица к нам грядет, умрем вкупе за Христову веру и за прав. царя и не предадим града». Вслед за сим появились духовные, неся мощи св. благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. Началось молебствие пред самым проломом в виду защитников и врагов и продолжалось шествием к Покровской церкви. Это благоговейное зрелище вдохнуло защитникам такое мужество, что все они единодушно устремились в пролом на неприятелей; самые женщины вмешивались в сражение. Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. При наступающей уже ночи 8 сентября неприятели все вытеснены были из пролома, сбиты со стен и прогнаны в беспорядке в поле, где на бегу поражаемы были уже народом, а иные взяты в плен. Чтобы по крайней мере каким-нибудь завоеванием ободрить унылую рать свою и потешить корыстолюбивых наемников, Баторий хотел взять в 56 верстах находящийся от Пскова Печерский монастырь. Там, кроме иноков, для защиты было только 200 или 300 воинов, и они мужественно отразили два приступа и взяли в плен трех знатных сановников. С того времени многочисленная рать неприятельская сражалась более всего с холодом.

Иоанн Васильевич обложил чудотворную икону Псковопечерскую золотом и устроил для нее серебряный киот. Псковопечерские иноки, в воспоминание избавления своего от Батория, дали обещание ежегодно ходить во Псков с иконою в седьмую неделю по Пасхе. Геннадий, епископ псковский, утвердил в 1601 году и устав сего хождения, с расписанием всего порядка церковных служб. Кроне этого ежегодного приношения Псковопечерской иконы во Псков бывали иногда и временные сюда пришествия ее при несчастиях.