Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Празднование Образа Пресв. Богородицы Троеручицы

Празднование Образа Пресв. Богородицы Троеручицы

Сия св. икона есть памятник исцеления отсечённой руки Иоанна Дамаскина, в царствование Льва Исаврянина иконоборца, в VΙΙΙ веке. Св. Иоанн, сильно защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исавром перед Дамасским князем, при котором св. Иоанн занимал важную гражданскую должность, будто бы он писал ко Льву письма, враждебные против Дамаска и князя. Князь, не разобравши дела, приказал отсечь у оклеветанного руку, писавшую к императору письмо, и повесить всенародно, на страх другим. Вечером в тот день узнал блаженный, что гнев князя утих, послал к нему моление через друзей своих, говоря: «умножается болезнь моя и несказанно меня мучит; и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Князь склонился на моление страдальца и повелел отдать ему отсечённый член. Получив его, Иоанн затворился в свою молитвенную клеть и падши перед св. иконой Богоматери с Богомладенцем, приложил отсечённую мёртвую свою руку к составу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился перед иконой Богоматери об исцелении руки своей на пользу верных. По молитве Иоанн заснул и в сонном видении узрел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами на него взирающую. «Се здрава тебе рука, сказала Она ему; не скорби более и исполни то, что ты обещал Мне в молитве своей». Иоанн проснулся без болезни, с рукой исцелённой. В благодарность за чудесное исцеление руки своей с помощью Богоматери и в память этого благодатного события св. Иоанн сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил её к иконе своей Заступницы, а по сказанию иных подписал третью руку. Отчего эта икона впоследствии и получила название Троеручицы.

По мнению некоторых, Русские иконописцы будто бы ошибочно изображают на иконе Троеручицы третью снизу руку, как-бы принадлежащую Самой Богоматери. Эта третья рука не имеет никакого отношения к изображаемому на иконе пречистому телу Божией Матери. Третья рука должна считаться совершенно отдельной и как-бы приложенной к образу. Но, кажется, иконописцы изображают согласно с древними описаниями иконы Троеручицы.

Подлинная икона Троеручицы из Дамаска самим Иоанном перенесена в лавру св. Саввы Освящённого, куда Дамаскин переселился для подвигов благочестия, и пребывала там от половины VIII до XIII века. В этом веке она перенесена св. Саввой, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда на Афон, и ныне находится в Афонском монастыре Хиландаре (уста Львовы). Первоначально она поставлена была в алтаре соборного храма и там находилась несколько лет.

В начале ΧVIΙ столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь Сама прекратила несогласия братии. В один день иноки Хиландарские по обычаю собрались к утреннему Богослужению и увидели, что икона Троеручица стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли её в алтарь; на следующий день она опять появилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось и ещё. Богоматерь в ночном видении одному святому затворнику изъяснила волю Свою, чтобы братия не переносили иконы Её с игуменского места. «Для устранения несогласий в избрании игумена в настоящее и на будущее время, Она Сама хочет занять это место Своей иконой и управлять монастырём». После этого она стоит над игуменским местом, в знамение того, что Богоматерь Своей Божественной иконой как-бы настоятельствует монастырём. Посему в этом монастыре нет игумена, а есть только проигумен или игуменский наместник, заведующий монастырскими делами и занимающий в церкви второе место близ игуменского, над которым стоит икона Троеручица. Вид иконы чрезвычайно выразителен и даже строг. От неё обыкновенно принимают иноки благословение на все церковные службы как-бы от присутствующего игумена.

С Афона из Хиландаря список образа Троеручицы принесён был в Москву в 1661 году 28 июня к патриарху Никону, который поставил эту икону в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме). Точный список Троеручицы находится в Белобережской пустыне Орловской губернии.