Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о святом Владимире Ярославиче, князе Новгородском, и о матери его святой Анне

 Память о святом Владимире Ярославиче, князе Новгородском, и о матери его святой Анне

Владимир Ярославич, старший сын князя Ярослава великого, родился в 1020 г. В 1034 году великий князь Ярослав посадил его в Новгороде и дал Новгородцам грамоту, с повелением: «по этой грамоте давайте дань». В это время Владимир был ещё только 14 лет и без сомнения состоял под руководством опытного воеводы, каким был Вышата, и благочестивого епископа Луки. Возмужавший князь отличался в воинских делах отвагой и мужеством, свойственными роду его. В 1042 году ходил он с Новгородскими дружинами на Ямь, нынешних Финнов, и разбил их. В следующем году Ярослав послал Владимира с сильным войском наказать коварных Греков за оскорбления Русских купцов и за умерщвление одного из них. Послы императора Мономаха вышли к Владимиру на встречу, с обещанием наказать виновных. Но тем, которые много раз обманывали, не верят, и князь шёл вперёд. Император велел взять под стражу всех Русских, бывших в Константинополе, и выслал корабли против судов Владимира. Три галеры с Греческим огнём врезались в средину Русских судов и зажгли их; поднявшаяся буря разметала и потопила малые суда Русские, в том числе и судно Владимира. Творимич. из дружины княжеской, спас своего князя и воевод Ярослава, взяв их к себе на лодку. Спасшиеся на берегу, в числе 6000, решились с Вышатой возвратиться на родину сухим путём, а князь с остальными судами пустился в обратный путь морем. Император послал за Русскими сухим путём и морем; 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе; князь разбил их на голову и пришёл в Киев с множеством пленных. Вышата отважно дрался с Дунайским Греческим войском; но оставшиеся в живых 800 человек взяты были в плен и только через три года отпущены были в Россию. Сын благочестивого строителя Киевского Софийского храма оставил по себе прочный памятник благочестия в Новгороде – Софийский собор, доселе целый. Великолепный для того времени храм заложен был в 1045 г. и освящён сентября 14-го 1049 г., а перед тем построена была каменная крепость в Новгороде. Благочестивый князь усердно поучался в законе Господнем: по его желанию списаны были (1047 г.) книги пророческие с толкованиями отцов; священник писал её 7 месяцев; много значило, что списана была полезная книга; а ещё более важно то, что списаны были книги слова Божия, а не слова человеческого. Господь взял к Себе доброго князя ещё в молодых его летах: князь скончался 32 лет, 4 октября 1051 года, и положен был в созданном благочестивою ревностью его Софийском храме. По летописи, уже в 1180 г. в мраморной гробнице благов. князя Владимира положен был искренно-христианский князь Мстислав, и след. уже известны были нетленные мощи благоверного князя Владимира, и для них устроена была особая рака. «1439 г. архиепископ Евфимий позлати гроб князя Владимира, внука великого Владимира, и подписа; такожде и матери его гроб подписа и покров положи, и память им устави творити на всяко лето октября 4 дня».

Св. мать святого князя Владимира, супруга великого князя Ярослава, преставилась февраля 10-го 1051 г.. Блаженный Иларион митр. в одушевлённой речи своей говорит равноапостольному Владимиру: «посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобою преданное; как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени Его». По этой хвале видим, что благоверная княгиня была благочестива не только для себя, но воспитывала благочестие в детях и внуках своих. По житию преп. Феодосия видим, что, когда мать Феодосия объявила желание поступить в монастырь (а это было в 1036 г.), св. Антоний «возвестил о ней княгине, и та приняла её в женский монастырь святого Николая». Это показывает, как великая княгиня рада была делать дела добрые и как она уважала таких людей, каков Антоний. Женский монастырь св. Ирины, построенный Ярославом в Киеве, конечно построен был и по усердию благочестивой супруги его Ирины. Нежная мать с первенцем своим переселилась из Киева в Новгород и здесь провела последнее время жизни своей. – Дочь Олава, короля Шведского, называвшаяся в земле своей Ингигердой, по-Гречески Ириной, перед кончиной своей приняла иночество с именем Анны и первая показала пример князьям и княгиням Русским, как приятно душе менять пышную княжескую одежду на рубище иноческое. На древних Новгородских иконах она именуется святой Анной. Мощи её почивают поныне открыто в Софийском соборе, где память её совершается окт. 4 и февр. 10 д..

Примечания
1* Собр. лет. III, 1. V, 130. 136.
2* Собр. лет. III, 1. V, 137.
3* Собр. лет. I, 66. 67. V, 137. Зонара Annal. 1, 2. 253.
4* Собр. лет. I, 67. III, 2. 121. V, 134, Супрасльск. лет. 13. В нов. лет. освящение отнесено к 6560 г. Но по другим оно было сент. 14 6558 г. Собр. лет. V, 138. VII, 332.
5* Собр. лет. III, 211.
6* Исследование о переводе пророчеств, вошедших в список священника Упира – в описании Синод. рукоп. I, 112–120. Обзор толкований – в опис. Синод. рукоп. 2, 113–117.
7* Собр. лет. I, 69. III, 2. 121. 212. V, 138. В Новгородском синодике супруга кн. Владимира кн. Александра, а мать – христолюбивая княгиня Анна. Опис. Рум. муз. 571. Описание Новг. Соф. соб., стр. 103. 104.
8* Собр. лет. III, 216. Описание Новг. Соф. соб., стр. 102. 103.
9* Собр. лет. III, 113. Устав соб., стр. 3. 5. В чтен. общ. ист. 1851 г., кн. 1.
10* Собр. лет. I, 63. V, 138. Февраль мартовского 1050 г. принадлежит к 1051 январскому году. Потому и в надгробной надписи справедливо показан 1051 г. годом кончины св. Анны.
11* Μ. Илариона похвала кагану Владимиру – в прибавл. к твор. отц. 2, 279. Иларион говорил похвалу свою ранее 10 февраля сентябрьского 6559 г.
12* Несторово житие пр. Феодосия в учен. зап. акад. II, 2. 140.
13* Собр. лет. I, 65. II, 24. Синопсис 62. Карамз. 2, пр. 34. Недавно ошибочно писали: «мать Владимира во св. крещении названа св. Анной». Стыдно ныне говорить такую неправду.