† Память о св. Петре царевиче, Ростовском
Св. Пётр царевич ясный пример тому, что пребывание пастырей Русской Церкви в орде, тяжёлое для них, не оставалось без плодов для св. веры. Ростовский епископ Кирилл ходил в орду к хану Бергаю по нуждам Церкви. При восшествии нового хана на престол, князья и пастыри наши обыкновенно ходили на поклон к нему. Так было и при Бергае, – он взошёл на престол после брата своего в 1257 г.. Ласково принятый Бергаем, блаж. Кирилл, по его желанию, рассказал ему о св. вере, как распространил её св. Леонтий в Ростове, какие чудеса совершаются при мощах его во славу имени Христова и силой Христовой. В числе слушателей беседы епископа с ханом был юный племянник Бергая, сын брата его. Слово о вере Христовой пало на добрую почву – на сердце доброго юноши. Он был сильно пощажён тем, что слышал о св. вере, и стал уверяться в пустоте своей языческой религии – поклонения солнцу, звёздам, огню. В том же году у хана захворал сын, и хан, вспомнив рассказы Ростовского епископа об исцелениях, совершающихся при гробе св. Леонтия, вытребовал Кирилла к себе для исцеления сына. Святитель, после тёплой молитвы к Богу и Пресвятой Богоматери, молил чудотворца Леонтия оправдать дело св. веры перед заблудшими. Прибыв в орду, он исцелил больного царевича молитвой и освящённой водой. Щедро одарённый ханом, Ростовский епископ отправился в отечество. Юный племянник хана во время вторичного пребывания епископа у хана решился удалиться с ним в Ростов, чтобы там принять св. веру. Не смея открыть своих намерений матери, боясь власти дяди, он тайно ушёл из орды и, догнав на дороге епископа, со слезами просил взять его с собой. Святитель согласился.
В Ростове царевич жил в доме епископа, ходил смотреть на чин Богослужения, слушал чтение и пение, и всё его приводило в восторг. Тогда в кафедральном храме епископа, говорит древний повествователь, «на левом клиросе пели по-Гречески, а на правом по-Русски». Царевич просил крестить его. Епископ опасался, не навлечь бы гнева ханского на Ростов за царевича. – Но прошло довольно времени, поисков о царевиче не было из орды, и епископ крестил его с именем Петра. Новый христианин научился Русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал Богослужение храма, жил чисто и воздержно, – оставаясь в доме епископа.
Блаж. Кирилл скончался, и 19 сент. 1261 г. из Авраамиевой обители взошёл в кафедру Ростовскую св. Игнатий. Пётр продолжал жить и при св. Игнатии в кафедральном доме. – Продолжая усердно посещать храм Божий и жить благоговейно, по временам забавлялся он соколиной охотой на берегу озера Неро. Раз, замедлив до ночи на этой охоте, заснул он у озера. Ему явились во сне, по пробуждении и на яву, св. Ап. Пётр и Павел; в ужасе он пал пред ними, и они, подняв его, ласково сказали: «не бойся, друг Пётр, – мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя; завтра выменяешь три иконы, одну Богородицы с Предвечным Младенцем, другую св. Николая, а третью см. Димитрия, отнесёшь их к епископу и скажешь: Апостолы Пётр и Павел повелевают построить в их имя церковь на указанном ими месте». Затем дали они царевичу два мешка, один с золотом, другой с серебром, и стали невидимы. Блаженный Пётр пробыл в молитве до утра на месте, где явились ему Апостолы. Потом нашёл в городе у иконописца три указанные иконы, выменял и понёс их к епископу. В ту же ночь св. Игнатию явились Апостолы и приказали построить в их имя храм. Устрашенный тоном приказания и видом их, Игнатий утром пригласил к себе князя, – тогда был князем сын мученика Василька Борис, – и, рассказав ему о видении, говорил: «не знаю что делать? недоумеваю, где строить храм?» В это время они увидели Петра с иконами на руках; епископ и князь поражены были изумлением, откуда мог взять Пётр иностранец такие прекрасные иконы, тогда как в городе на то время не было иконописца? Выслушав рассказ Петра, они благоговейно поклонились св. иконам, отслужили в храме молебен перед ними, совершили крестный ход на место явления св. Апостолов – и здесь в построенной на скоро часовне поставили чудные иконы.
После того в одном из разговоров Ростовский князь сказал Петру: «пусть владыка строит тебе церковь; а если я не дам тебе места, что ты будешь делать?» – «По воле Апостолов куплю землю», отвечал Пётр. Князь объявил: пусть по черте земли, нужной Петру, кладёт он рядом по девяти монет серебряных и десятую золотую и, на сколько достанет монет, тот участок будет его собственностью. Согласен ли на то Пётр? – «Как повелит владыка, так и поступлю», отвечал Пётр и сказал о требовании князя святителю. – Святитель одушевил Петра упованием на Господа: «было же, говорил святитель, что по молитве пророка горсти муки достало на прокормление пророка и вдовы на целый год, – молитва Апостолов сильнее; если бы и случилось употребить даже родительское имение, не надобно жалеть для Бога». Блаж. Пётр выбрал обширную площадь на берегу озера; по воле князя протянули вервь кругом площади. Пётр сказал: «прикажи, князь, копать ров, как бывает в орде, чтобы не пропало место». Затем Пётр начал класть в вырытом рве монеты, вынимая их из мешков, данных Апостолами; так клал он по всему протяжению рвов, а монеты, к изумлению и ужасу князя и других, не истощались. Целый воз монет достался князю, который принял их, как благословение Апостольское, и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным. – На отведённом месте построен был храм св. Апостолов и при нём основался монастырь иноков.
Сам царевич оставался мирянином, но был молчалив, всегда занимаясь в душе то молитвой, то размышлением о вечности. Св. Игнатий и князь, опасаясь, как-бы царевич не удалился в орду, предложили ему вступить в брачную жизнь, и Пётр согласился. Невестой себе выбрал он дочь Ордынского вельможи, поселившегося в Ростове. Св. Игнатий сам венчал его; а князь, полюбивший его, побратался с ним, и святитель укрепил это душевное братство их церковной молитвой. На земли, подаренные храму и царевичу, кн. Борис выдал грамоты. – Пётр прожил в супружестве много лет, был отцом детей, оставаясь отцом всех бедных и несчастных; пережил и князя-брата († 1278 г.) и св. Игнатия († 1288 г.); незадолго до кончины, овдовев, он принял монашество, в глубокой старости мирно перешёл ко Господу, Которого возлюбил, и похоронен был в основанной им обители в своей усыпальнице. Это было, как вероятно, в 1290 г..
Дети князя-брата звали св. Петра дядей, но дети их не хотели уважать это духовное родство и стали отнимать луга у сына его Лазаря. – «Мы слышали, говорили они, что родители наши называли его дядей; наш дед взял у него много золота и серебра и побратался с ним в церкви; но татарский род – не наша кость, а серебра не оставили нам ни он, ни родители наши». Более всего неприязнь их к детям Петра возбуждалась завистью; завидовали, что те «в орде выше их честь принимают». Так поступали кн. Василий и Александр Константиновичи. Лазарь жаловался в орде, и ханский посол, обмерив земли по грамоте кн. Бориса, запретил оскорблять сына Петрова. Внук блаж. Петра Юрий особенно старался подражать благочестью деда: он украсил в соборе икону Богоматери гривной, благотворил причт соборный, торжественно праздновал праздник Апостолов; совершал поминовение по усопшим родным. Правнуки князя Бориса стали было отнимать у него право ловить рыбу в озере, так как грамоты его говорили только о земле. Ордынский посол велел князьям снять воду с земли, если земля Юрия, а вода их. Когда же они сказали, что это невозможно, присудил по земле и воду Юрию. При Игнатии, сыне Юрия, скончавшегося в глубокой старости, слух о приближении грозного царя Ордынского к Ростову рассеял князей Ростовских. Игнатий заставил епископа идти с ним на встречу Ахмылу и вынести подарки – соколов, шубы и угощение. Правнук объяснил своё происхождение из орды и сказал: «се село купля прадеда нашего». Гордый татарин ласково принял «тешь царскую» – соколов и помиловал город.
Когда царевич Пётр причтён к лику святых, по памятникам не видно. По всей вероятности, память его местно чтили ещё с конца XV в. В 1563 г. царь Иоанн призывает молитвенную помощь его, как и других чудотворцев.
«Священный гроб твой, Петре, творит исцеления; прогоняешь ты недуги и духов злых».
«Искренний исполнитель любви Христовой, живый и по смерти, – оказываешься ты помощником людям, целителем болезней неисцельных и всяких страданий».
«По мере труда твоего великого, св. Петр, ты сподоблен духовного сияния: просвети же сущих в греховной тьме, как имеющий дерзновение перед Богом молить о помиловании нас».